Статья 51. Направление проектов законов в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
Проекты законов и сопроводительные документы направляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Система организационно-распорядительной документации (ОРД) и ее назначение. Виды документов системы ОРД.
Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т. п.).
Выделяют функциональные системы документации– организационно-распорядительную, плановую, отчетно-статистическую и др., т. е. присущие всем органам управления. Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления, принято считать отраслевыми.
Организационно-распорядительная документация входит в состав других, так называемых специальных систем (кадровая, бухгалтерская документация и др.).
Основные требования к порядку оформления служебных документов, относящихся к категории организационно-распорядительной документации, основаны на законодательных актах и изложены в нескольких основных нормативных документах и стандартах, в частности:
в Инструкции по делопроизводству – применяется в организациях всех форм собственности, на ее основе каждая организация разрабатывает собственную локальную инструкцию по делопроизводству;
в Инструкции по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь (утверждена постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 24 июля 2003 г. № 27) (далее – Инструкция по оформлению документов с использованием компьютерных технологий);
в СТБ 6.38-2004.
Положения СТБ 6.38-2004 распространяются на организационно-распорядительные документы, которые подразделяются на три группы:
организационные – положения, уставы, инструкции, правила и др.;
распорядительные – приказы, постановления, распоряжения, решения, указания и др.;
справочно-информационные – акты, докладные и объяснительные записки, письма и др.
В связи со вступлением в силу стандарта СТБ 6.38-2004 была разработана и утверждена Министерством юстиции Республики Беларусь Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4..
СТБ 6.38-2004 и другие перечисленные документы определяют 32 реквизита организационно-распорядительных документов, входящих в УСОРД, а также правила и требования к оформлению каждого реквизита.
Организационные документы содержат положения, строго обязательные для исполнения, и фиксируют организационные, контрольные функции управления, реализующие нормы административного права, являющиеся правовой основой деятельности организации. С точки зрения срока действия они относятся к бессрочным, так как действуют до момента их отмены и утверждения новых. Данные документы в обязательном порядке проходят процедуры согласования и утверждения, выполняемые уполномоченным на это органом или руководителем.
Распорядительная документация — совокупность распорядительных документов, издаваемых коллегиальными органами управления, а также руководителями государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий в целях реализации возложенных на них функций. Основное назначение распорядительных документов – регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечить выполнение поставленных перед ним задач.
К распорядительным документам относятся: постановления, решения, приказы, распоряжения и указания. В зависимости от сферы действия распорядительные документы делят:
• на нормативно-правовые акты государственного уровня;
• нормативно-правовые акты отраслевого уровня;
• правовые акты отдельных организаций.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все распорядительные документы делят на две группы: издаваемые в условиях единоличного принятия решений и издаваемые в условиях коллегиальности.
К справочно-информационным документам относятся: акты, служебные, докладные, объяснительные записки, заявления, деловые письма и др. Они выполняют служебную роль по отношению к организационным. Характерно, что данные документы не содержат поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом (как в случае распорядительных документов), а инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ действия.
Протокол — документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и других формах работы коллегиальных органов.
Акт — документ, составленный комиссией (специально уполномоченными лицами или одним должностным лицом) и подтверждающий установленные факты и события.
Докладная записка — документ информационного характера, адресуемый вышестоящему руководителю и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.
Объяснительная записка — справочно-информационный документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу. Различают также объяснительные записки, которые прилагают к некоторым документам, например к отчетам, актам, сметам. Их назначение в этом случае — дать пояснение каким-либо фактам в указанных документах (прил. 22).
Справка — документ информационно-справочного, аналитического или отчетного характера, представляемый руководству.
Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.