Культура западной европы в xii-xiii вв
Хр-во - осн. идейный стержень. Теология -высш.ф-ма идеологии (для элиты), идеолгия простецов -практ. культовая религия. Фил-я стрем, к универс-му. Гл. вопрос -взаимосвязь - бог, мир и чел. В XI в. -схоластика шир. интелект. движ.(осмысл. догм хр-ва с рац. позиций). ХП в.- «Св гуманизм», «Ренессанс» (интерес к Антич., упрочнение рац-ма, возн. свет л-ры, к-ра городов, поиск личности) Откр. оппозиция к церкви:
Петр Абеляр - блеет, педагог, оратор, рационализировал отношение веры и разума («Да и нет»), сторонник концептуализма (общее понятие -нечто, существ-е в вещах).Его противник Бернард Клервосскип - яркий представ, мистики. В ХП -шир. распр-е мистицизма в рамках схоластики, тяготении к богу-искупителю. Отклик в светской л-ре, в ереси. Абеляр -оппозиц. ц-ви (осужден церк. собор. 1121, Бернард - защитник. Интерес к антич. мыслителям (через Виз и араб, авторов). Огр. авторитет Аристотеля в науч. центрах (Ит.Фр.Исп.), в ХШ в резкое сопротивл. в Париже => запрет аристот-ма. Ц-вь бессильна ==> ассим-я Аристотеля (доминиканцы, Альберт Великий, Фома Аквинскии). Фома - итог теолого-рац. поисков схоластики. С к. ХШ в. томизм -офиц. док-на. Идей, противники его - аверроисты (араб. мысл. Аведроэса: освобождение фил-и от теологии и догмы (Сигер Брабантский, Боэций Докииский). В ХШ в. мист. линия фил-и разв. Бонавентуроп (против томизма). Доминиканец Экхард - идеи неоплатонизма, абсолют-я безличного. Пантеист, тенденции.Образ-е ант. трад-я - 7 свобод, иск-в: грам-ка, диалект, геометр, астроном, ритор, арифм, музыка. XI в. - подъем СВ школ, школы - монастыр, кафедр, приход. Позже - свет город., части., гильдейск, муницип. У чащ. церк. шк. - бродячие школяры (ваганты) из город, крест, рыцар. среды, низш. клира. На лат. яз. до 14 в. Нет дел-я на нач., сред, и высш. шк. Религ содер-е образ-я. С ХП в. ц-ры обуч-я ремесла -цеха.Ун-ты (независимость=строгая регламент-я). 13 в. - болонья, Монпелье Ю Пелермо. Ф-ты: пртистич., юр., мед., богослов.Зн-я о прир. Зарожд. интереса к опыт. зн-ю. Мир-непознаваем и фантастич. 12 в. прогресс мех-ки и матем. Роож. Бэкон - иссл. прир., предпочт-е опыту перед умозрит.; оптик, физик, химк=> маг. У. Оккам, Ник. Отрекур, Буридан, Орем - физика, механика астроном.В Сиц. - мед. шк. Алхимики - важ. отнр-я. 13 в. бр. Вивальди, М. Поло «Книга» - разв-е геогр. История - линейн. пр-сс, гарант стаб-ти. 13 в. - интерес к мирскому ( ит. Салимбене). Эпос.- коллект. память, жизн. эталон. Корни-варвар, эпоха. Нар.-патриот, х-р., идеал-я героев в духе рьщ.-христ. идеол-и. 2 слоя: историч. и сказоч. 10?0 г. «Сказание о Беовулъфе» (англосакс.): молод, воин из н-да гаутов соверш. героич.подвиги, умер в схватке с драк.; отраж. пр-сс феод-ии н-дов сев. Евр.Исланд. саги: «Старш.Эдда» (12 песен): черты древ, этапов разв. словесн. иск-ва; «Младш-Эдда» (авт. поэт-скальд ХП в. Снорри Стурлусон- рук-во в поэт, иск-ве; мифол. предания. ФР-«Песнь о Роланде»- реал, событ. - бои франк, отряда в Ронсевальском ущелье в 778 г. (поход Карла Велик, в Исп.). Исп. - «Песнь о Сиде» - один из эпизодов Реконкисты. В них -патриот, мотивы. Масштабы вселенского события.Герм - «Песнь о Нибелунгах» -больше мифа, реал, события .разгром Атиллой бургундов в 436 г. Эпос -ритуально-символ. отраж-е действ-ти.Рьщ. к-ра -зарожд. РСВ, расцвет XI-XIV вв. корни -варвар, эпоха + христ. концепция служ-я: верность сеньору, служ-е справедл-ти (носит сосл.-корпорат. х-р)=>куртуаз. к-ра. - особ, стиль повед-я, быта, выраж-я чувств (культ дамы). Храбрость, щедрость, благ -во - напоказ, стремл-е к славе=>блеск рьщ. к-ры, ритуал и символика. Появл. рыц. турниры. К. XI в. -трубадуры, поэты-рыцари, стихи о любви(Гильом IX, Бернарт де Вентадорньеатирис де Диа, Мария Шампанская). ХП в. -труверы (Фр.) миннезингеры (в Герм.) - центр, явл-е свет, к-ры на нар. языках. «История Тристана и Изольды» - истоки -эпос о короле Артуре. Новое пон-е любви, любовь - центр произв-я. Поиски Св.Грааля - распр. мотив, рыц. романа.Город культура С XI в. - город ц-р культ, ж-ни (антицерк. вольнолюб направл-ть). 12-13 в. нар. массы - субъект дух. ж-ни. Интерес к житиям св., рассказам о видениях и чудесам (усил-е худ. элементов). Люб. нар. книга - «Золот.легенда» Иакова Ворагинского (13 в.). Попул. жанр - новеллы, басни, шутки (фаблио -Фр., шванки-Герм.) - сатир, дух юмор, образ-ть. Нов. тип героя: неуныв., смышл., плут, горожанин. («Поп Амис»). Город сатир эпос: «Роман о Лисе» (Фр.) - находч. горожанин. «Роман о Розе» Гильом де Лорис (1й авт.) и Жан де Мен (2и)- о юном поэте, устремл. к идеалу; идеи свободомыслия, рав-ва людей. Ваганты - школяры(студенты), оппоз-я против церкви и порядков, поэзия на лат. языке. ХШ в. - город театр, иск-во (раньше церк. мистерии) - жизн. сюжеты фольк. («Игра о Робене и Марион»). Новый персонаж - крест-н -Садовник «Крестьянин Гельмбрехт») - устрем-е н-да к рав-ву.Иск-во Выражение высш. красоты, абс. идеи=>символизм, аллегоричность. СВ соборы - библия для мирян.Х-ХПв. -романский стиль. Храмы-крепости, ед-во и гарм. мира. Скульптура -реал. люди. Собор в Клюни, Отене. Сер. 12в. - готика. Стр-во по заказу город, коммун - символ могущ-ва ц-ви, вольность городов. Фр.- класс, готика (Нотр-Дам, соб. в Реймсе Амьене). Выраз-ть скульп.: излом-ть линий - душ. страд-я, (соб. в Реймсе, Наумоурке).Жив-сь- алтари, миниатюры.