Единственным источником политической власти является населяющий
Данную территорию народ.
К сожалению, сегодня, как впрочем и всегда в прошлом, государство наряду с осуществлением политической власти творит произвол. Как же это получается? Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо поговорить о власти. Очевидно, что это понятие значительно шире государственно-правовых рамок.
Что такое власть одного человека (людей) над другим человеком (людьми), как она вообще возможна, где ее источник и в чем первопричина? На этот вопрос, как и на многие другие вопросы, имеющие социальную природу, до сих пор так и нет определенного, однозначного ответа. В юридической литературе содержится много интересного материала для формального определения понятия власти. В исторической литературе многократно описаны и (задним числом) обоснованы случаи сосредоточения власти в руках одного лица, группы лиц, а также неожиданной или закономерной утраты ими власти. В социологической и политологической литературе описаны конкретные условия - экономические, социальные, моральные, культурные - которые способствуют или препятствуют обретению власти. Но все это нисколько не отвечает прямо на огромной важности вопрос: "В чем состоит то соотношение между людьми, в силу которого воля одного человека определяет жизнь и участь многих миллионов, и как такое соотношение возможно?" [98, с.73]. Да и не только миллионов - "...человека человек послал к Анчару властным взглядом ".
Со всей четкостью и определенностью эту проблему поставил Л.Н.Толстой. "Какая причина исторических событий? - Власть. Что есть власть? - Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся воли масс на одно лицо? При условиях выражения лицом воли всех людей. Т.е. власть есть власть. Т.е. власть есть слово, значение которого нам непонятно" [87, с.618].
Для иллюстрации этого тезиса великого художника приведем только два литературных примера. Первый пример его собственный.
"Наполеон приказал собрать войска и идти на войну. Представление это до такой степени нам привычно, до такой степени мы сжились с этим взглядом, что вопрос о том, почему 600 тысяч человек идут на войну, когда Наполеон сказал такие-то слова, кажется нам бессмысленным. Он имел власть, и потому было
исполнено то, что он велел.
Ответ этот совершенно удовлетворителен, если мы верим, что власть была дана ему от Бога. Но как скоро мы не признаем этого, необходимо определить, что такое эта власть одного человека над другим" [87, с.612].
Второй пример из произведения Т.Карлейля -другого великого мыслителя.
"Вы видите двух индивидуумов, одного одетого в превосходную красную одежду, другого - в грубую, поношенную синюю. Красный говорит синему: "Ты должен быть повешен и анатомирован". Синий слышит это с содроганием и (о, чудо из чудес!) печально идет на виселицу. Там его вздергивают, он качается положенное время, и доктора вскрывают его и составляют из его костей скелет для медицинских целей. Как это так? И что вы теперь станете делать с вашим: Ничто не может действовать иначе, как там, где оно находится? Красный не имеет физической власти над синим; он не держит его, не приходит с ним ни в какое соприкосновение. Сверх того, все эти исполняющие приказания шерифы, и лорды-лейтенанты, и палачи, и заплечные мастера отнюдь не находятся в таком отношении к дающему приказания красному, чтобы он мог таскать их и туда, и сюда, но каждый из них стоит обособленно в своей собственной коже. Тем не менее - как сказано, так и сделано: высказанное слово приводит все руки в движение - и веревка и усовершенствованная опускная доска делают свое дело". Все это - иронически поясняет далее Карлейль - произошло оттого, что "на красном вешающем индивидууме надет парик из конских волос, беличьи шнурки и плюшевая мантия, с помощью которых все узнают, что он - судья".
Эти два литературных примера, приведенные С.Л.Франком в его работе [98], помогают нам понять несколько важных вещей.
Во-первых. Природа власти может не опираться на физическое преобладание. Ни судья не оказывает на подсудимого никакого физического воздействия, ни, тем более, Наполеон никак не может "справиться" со своими солдатами. Полумиллионная французская армия, конечно, сильнее Наполеона.
Во-вторых. Природа власти может не опираться на нравственное преобладание. История показывает нам массу примеров, когда люди, обладавшие огромной властью, были одновременно и нравственно ничтожными людьми. Более того, история практически не знает примеров, когда нравственно великие люди обладали бы значительной властью.
В-третьих. Природа власти может не опираться и на интерес, выгоду подвластных. Ни солдаты Наполеона, каждый из которых может быть убит, ни, тем более, преступник, своими ногами поднимающийся на эшафот, не имеют выгоды от подчинения. Т.е. повеление может быть исполнено, в известном смысле, только с их добровольного согласия.
В-четвертых. Природа власти может не корениться и в законе или норме. Власть по отношению к закону по своей природе первична, ибо закон опирается на власть, а не наоборот. Трудно представить себе, чтобы природа, источник власти, пряталась где-то между страницами свода законов.
Здесь мы перечислили то, что не является природой, сущностью первоосновой власти. Но это не значит, что у власти нет такой сущности. Все сказанное выше о сущности власти сказано лишь для того, чтобы показать - сущность, природа власти пока еще не вскрыта наукой. Замалчивать этот факт, делать вид, что нам здесь все понятно и ясно - неправильно.
Существуют достаточно авторитетные мнения, которые утверждают, что сущность власти скрывается в отрицательных качествах человека. "Страх правит миром. Власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было
построено на страхе. И потому было построено на лжи, ибо страх порождает ложь. Есть боязнь, что правда уменьшит страх и помешает управлять людьми... И противоположна страху свобода. Истина о свободе скрывалась из страха... Страх связан не только с ложью, но и с жестокостью. Жестокими делаются не только те, которых страшатся, но и те, которые страшатся. Не только массами управляют через страх, но и сами массы управляют через страх... Сам человек любит рабство и легко мирится с рабством" [6, с.112]. Это одно из подобных мнений - мнение великого философа и гуманиста А.Н.Бердяева.
Когда уже люди (а не "недолюди") стали жить в обществе, они невольно начали убеждаться в том, что они разные. Один туповат, другой сообразителен, один слабосилен и нерешителен, другой силен и смел, один, младший, ещё почти ничего не знает, другой, проживший долгую жизнь, имеет определённые знания и опыт. Поэтому, в любых коллективных предприятиях первичной общины (постройка пироги, общей хижины, загонная охота, отражение врага) успех оказывается возможным только при единоличном (со стороны одного человека) руководстве общими усилиями. Даже теперь квалифицированные рабочие трудятся под руководством бригадира, инженера. В древности это было тем более необходимо. Возможно, в этих очевидных фактах есть некий важный правовой смысл, которого мы пока не видим. Нам бы очень хотелось, чтобы в процессе дальнейших исследований природа, сущность власти обнаружилась в полезности, а может быть, даже и в необходимости объединения усилий отдельных людей.
Возможно, со временем, когда сущность, природа власти станет нам более понятной, и теория права будет значительно усовершенствована. Но мы не можем вечно оставаться в ожидании этого. Мы живем здесь и сейчас, и именно здесь и сейчас мы хотим усовершенствовать этот процесс, а для этого нам нужно сказать о власти нечто определенное и ясное. И поэтому, не дожидаясь какого-то иного, более глубокого определения власти, будем двигаться дальше, опираясь на его формальное
Определение 27.