Критерии и признаки демократии

Термин "демократия" имеет несколько толкований:

1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается типгосударства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципубольшинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной
производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанногона принципах свободы, равенства, уважения закона иправ человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т д

Таким образом, возможно следующее определение де­мократии. Демократия— это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных поло­жений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также пра­во непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом. Этот принцип предусмат­ривает совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д.

Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство в котором лица, осуществляющие верховную власть изби­раются, причем избираются на определенный ограничен­ный срок. В конце XX в. практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и не стремились тем самым утвердить свою легитимность.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии нельзя обойти стороной и вопрос о ее механизме. Перечислим главные его составляющие:

а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека;

б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления;

в)политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий;

г) существование оп­позиции;

д) разделение властей на законодательную ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий;

е) независимость суда.

В каких пределах и как работает этот механизм, зави­сит от политической деятельности субъектов, политичес­кого режима, состояния гражданского общества и полити­ческой культуры.

Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ дол­жен созреть для организации соответствующих форм и ме­ханизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладая спо­собностью к самоограничению, что приобретается в ре­зультате длительного исторического опыта. Речь идет осовокупности экономических, социальных, политичес­ких, внешнеполитических предпосылок демократии.

Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах соб­ственности и конкуренции товаропроизводителей. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими В пер­вую очередь это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, ибо вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Существенной предпосылкой демократии является раз­витое гражданское общество, представленное множеством групп со своими специфическими интересами (профессио­нальные, региональные, религиозные, культурные, этни­ческие и др.). Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

Невозможна демократия и без многочисленного и вли­ятельного среднего класса. Так, по западным стандартам средний класс (с доходом от 25 до 60 тыс. дол. в год) сос­тавляет 2/3 всех граждан в этих странах Он разнороден по своим политическим и идеологическом пристрастиям, но при этом отвергает радикальные позиции и точки зре­ния, всегда выступает за политическую стабильность.

Важнейшей предпосылкой демократии является гра­мотность населения, его высокий образовательный уро­вень.

Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соот­ветствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и вы­соко ценящая права человека, его свободу и ответствен­ность, способность к самоограничению и компромиссам. Чтобы стать действительным демократом, необходимо, чтобы человек социализировался в демократической социокультурной среде.

В современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Примером могут служить демократические процессы в ря­де бывших колониальных стран (Латинская Америка, Аф­рика и даже ФРГ после второй мировой войны). Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

Проблема демократии — это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание чело­века, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о наро­де Беларуси как о носителе и единственном источнике влас­ти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без кото­рых общество не может обрести свободу и ощутить преиму­щество демократии.

Теории демократии.

В зависимости от того, кто имеет приоритет среди ис­точников власти (индивид, социальная группа или в це­лом народ), теории и реальные модели демократии делят­ся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

Индивидуалистические, или либеральные, демокра­тии базируются на приоритете личности, индивида над обществом, над государством. Личность первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.

Существенная черта классической либеральной тео­рии — представительная демократия. Сторонники либе­ральной демократии особую роль отводят представитель­ным органам. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В та­кой интерпретации демократия представляет собой конку­ренцию равноправных по отношению к власти политичес­ких сил с неопределенными заранее результатами. Массам, как подчеркивал М.Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, оказывать им поддержку. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще од­на главная идея этой концепции — разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективно­го контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной де­мократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаи­вать его в рамках закона.

Исходная идея плюралистической концепции — глав­ная движущая сила политики в современном демократи­ческом государстве не личность, не народ, а группа. Толь­ко в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной и т.д.), а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы.

Существует несколько вариантов концепции плюра­листической демократии, но все они при всей их специ­фичности обладают следующими общими чертами: центральным элементом демократической полити­ческой системы признаются интересы группы, которая га­рантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти, забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие
цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов, поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных
шансов и укрепления социальной справедливости. При этом ей присущ ряд недостатков. Скажем, в западных странах с плюралистической демок­ратией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше - от парламентов и партий.

Сторонники коллективистских демократий, или идентитарных (идентичность, тождество), основой поли­тической власти считают народ в целом или его часть -большие социальные группы. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной госу­дарственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов, отрицает­ся автономность личности. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а ста­ло быть, основная предпосылка демократии.

Современные теории демократии различаются в зави­симости от того, какая форма демократии преобладает — прямая (плебисцитарная) или представительная (репре­зентативная).

Прямая, или непосредственная, демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на основе всеобщего избирательно­го права). Представительные же органы сводятся к мини­муму и являются полностью подконтрольными гражда­нам. Такими были афинская демократия и народные самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.

Чертой ее является невысокая эффективность и недостаточ­ная компетентность, поскольку важнейшие решения при­нимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повы­шение опасности тоталитаризма или популистского авто­ритаризма вследствие подверженности масс идеологичес­кому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому учас­тию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает доб­ровольно заниматься политикой.

Представительная (репрезентативная) демокра­тия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полно­мочия, образование промежуточных властных струк­тур, конституционность, политические партии, выбо­ры — таковы элементы современной представительной демократии. Еще в конце 20-х гг. известный социалист К.Каутский отмечал: "Пресса, партии и парламент, вклю­чая сюда ответственное перед парламентом правительс­тво, — эти три "П" суть основные органы современной де­мократии" (Каутский К. Материалистическое понимание истории. М.; Л., 1931. С.461).

Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то вре­мя как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания на­рода источником и высшим контролером власти демокра­тия невозможна уже по своему определению ("народов­ластие"). Поэтому воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредствен­но на выборах, так и делегируется депутатам и представи­тельным органам власти, которые в пределах своих полно­мочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.

Политическая практика показывает, что абсолютно со­вершенных форм демократии не бывает, поэтому и пред­ставительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них — народ может влиять на политику только во время выборов. Но по сравнению с непосредственной представитель­ная демократия обладает более высокой эффективностью, рациональной организацией политической системы, компетен­тностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Теория представительной демократии близка к концеп­ции элитарной демократии. Сторонники последней утвер­ждают, что в реальности, даже в условиях достижения гос­подства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, де­мократической элитой. Демократия в этом случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их дея­тельности по осуществлению власти и управления.

В мировой политической практике концепции демок­ратии были реализованы в основном в американской и за­падноевропейской моделях.

В основе американской модели демократии лежат три ринципа:

1) равенство людей (все созданы равными);

2) свобода их самовыражения;

1) 3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.

В Европе современная демократия представлена бри­танской и французской моделями. Британская демокра­тия носит плюралистическо-элитистский характер. Правя­щие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также про­фессиональных политиков. В этой модели особое место от­ведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: а) легитимация существующей политической системы и дея­тельности правительства; б) контроль за политикой прави­тельства; в) политическая интеграция граждан.

Особенностью британской демократии является высо­кая легитимность политических институтов, полити­ческой власти, признание большинством населения обя­занности подчиняться правительству, закону. Господство права — существенная сторона демократических отноше­ний и институтов в Англии. И это при отсутствии писан­ной конституции.

В отличие от англосаксонской демократии француз­скую модель можно охарактеризовать как популярную де­мократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть вы­сокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотвор­чества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным органом, назначается президентом и вместе с ним состав­ляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.

2) Из множества коллективистских теорий и моделей сов­ременной демократии следует выделить социал-демократи­ческую, которая под воздействием современных реалий эво­люционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности — свободы, и социалистических цен­ностей — справедливости и солидарности.

В мировой политической мысли существуют ценнос­тное и рационально-утилитарное обоснования демокра­тии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: сво­боды, равенства, социальной справедливости, народов­ластия. При этом следует иметь в виду, что демократичес­кие ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. Например, свобода многими вос­принимается как тяжелое бремя, связанное с риском, от­ветственностью, психологическим дискомфортом. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосос­тояние.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа)

Наши рекомендации