Парламент, как представительный и законодательный орган, сущность, структура и функции.
Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Поскольку судебная власть является предметом изучения юридических наук, ограничимся рассмотрением предназначения и устройства высшей законодательной и высшей исполнительной власти.
Парламент - высший представительный, законодательный орган государства.Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIIIв. (1265 г.), а с середины XIVв. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций XVII —XVIII вв. Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. Законодательное собрание в Великобритании, Италии называют парламентом; в США — конгрессом; в Израиле — кнессетом; в Швеции — риксдагом; в России — Федеральным собранием; в Беларуси — Национальным собранием.
Парламент бывает одно (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.).
Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов.
Верхние палаты образуются по-разному:
1) по принципу наследования (Великобритания);
2) по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.);
3) по принципу избрания (США, Италия, Индия,
Франция).
В Беларуси верхняя палата — Совет Республики — формируется по принципу территориального представительства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент).
В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотворческому процессу.
Отметим, что заседания палат в полном составе проводятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум. Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов — 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек. Белорусский парламент принимает законы при наличии не менее 2/3 депутатов.
Компетентность депутатов — важное, но не единственное условие для эффективной работы парламента. Представляется важным, чтобы его работа была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью. Конституция нашей республики закрепляет работу депутатов Палаты представителей на профессиональной основе.
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован.
Основным элементом в каждой из палат являются комиссии, или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).
Важную роль в работе парламента играют фракции. В некоторых странах фракции называются "парламентскими группами" (Франция, Германия), "парламентскими клубами" (Австрия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Признанная фракция имеет право на свое помещение в здании палаты для проведения заседания, пользуется библиотекой с определенными привилегиями, имеет право на различные услуги со стороны секретаря. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты.
Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.
Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.
Основные функции парламента.Первая, главная функция парламента — законотворческая, в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же из палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.
Принятие закона затруднено, если обе палаты наделены одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выработки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается.
Кроме дискуссий, словесной перепалки в ходе работы парламента депутаты используют некоторые тактические приемы, например "суварикоми", когда часть из них преграждает вход в зал другим депутатам, "бойкот" — отказ от мандатов, от присутствия на заседаниях. Используются приемы, направленные на то, чтобы не дать слово неугодным ораторам, например "гильотина", т.е., несмотря на желание депутатов продолжить прения, переходят к голосованию; "флибустьерство" — затягивание прений (в Конгрессе США спикер не имеет права вмешиваться в прения, даже если депутаты начинают читать текст Библии). Обсуждением законопроектов руководит спикер, отбирая по своему усмотрению часть поправок и группируя их по сходству. Этот прием называется "кенгуру". В Японии популярной среди депутатов является "тактика коровьего шага", когда они всячески стремятся затянуть обсуждение и голосование с тем, чтобы помешать правящей партии довести дебаты до конца сессии. А в японском парламенте если закон не принят сессией, то его рассмотрение может быть отодвинуто на весьма отдаленную перспективу, а то и вовсе повторно не обсуждаться.
Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое представительство, хотя и составляет значительную часть населения страны.
С представительской тесно связана третья функция — функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практикуются званые обеды и ужины, правда, для рядового гражданина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов.
Четвертая, не менее важная функция парламента — формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя "право кошелька", формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства избирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятельностью.
Некоторые государства имеют особый институт парламентских комиссаров (омбедсманов), назначение которых — контроль за соблюдением законов государственными чиновниками. В случае выявления нарушений они вправе возбуждать уголовное преследование против виновных в злоупотреблениях.
В деятельности парламента следует выделить и внешнеполитические функции.
К ним относятся:1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
2) ратификация и денонсация международных договоров;
3) объявление войны, заключение мира и др.
Реализация всех перечисленных функций позволяет |к предотвращать развитие недемократических, авторитарных тенденций.