Критерии признания государств и правительств
Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:
конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;
декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.
Существуют три основные формы признания государств:
1)де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;
2)де-факто – неполное предварительное признание;
3)ad hoc – как специфический вид признания.
Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.
Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.
Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.
17. «Принцип континуитета», «Принцип табула раза»
Континуите́т— теория в международном праве о непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств. В этом состоит отличие от понятия «правопреемство», когда одно государство берет на себя международные права и обязанности другого. Принцип континуитета срабатывает в случае кардинальных политических изменений в государстве — революция и смена государственного режима, распад государства.
Российская Федерация, в частности, относится к современным государствам-продолжателям. Будучи продолжателем Советского Союза, Российская Федерация выполняет обязательства по заключенным ранее двусторонним и многосторонним договорам СССР. Россия стала постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладателем всего советского оружия массового уничтожения, всего имущества и долгов СССР за рубежом. Кроме того, Россия является продолжателем территориальных и имущественных прав РСФСР. Российская Федерация, Россия — названия РСФСР после её переименования в 1991 г.
«Принцип табула раза»
(лат tabula rasa - чистая доска)- в международном праве - концепция, предполагающая, что вновь образовавшееся государство не обременено никакими обязательствами своего предшественника перед другими государствами. В настоящее время это положение в определенной мере нашло отражение в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. применительно к новым государствам, возникшим в результате достижения независимости. На этой концепции в значительной мере основана и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Применять принцип табула раза в чистом виде невозможно: он является слишком категоричным, т.к. предусматривает отмену всех предыдущих обязательств государства-предшественника, что при буквальном применении может повлечь слишком серьезные осложнения в международных отношениях, подорвать устои международного правопорядка.
20 срочные,неопределенно-срочные,бессрочные дог-ры. Оговорка о неопределенно-срочной пролонгации дог-ра
Срочный дог-р – тот, в кот-м так или иначе указан срок действия. Срочный дог. представлен 2-мя видами: — с абсолютно опред-м сроком – абсолютная срочность придаётся поср-вом использ-я 2-х осн.формул: 1-я:(т.е) срок действия дог-ра истекает в том же году. 2-я:(т.е) срок действия дог-ра истекает ч/з 11 мес. с даты его вступл-я в силу. — с оговоркой о пролонгации (продлении): срочные дог-ры с оговоркой об опред-но – срочной пролонгации (т.е, договор заключён на 5 лет, НО он будет действовать в теч. ещё 5- ти лет, ЕСЛИ стороны до истеч-я 1-го 5-ти-летнего периода не заявят о выходе из дог-а) и срочные дог-ры с оговоркой о неопред-но – срочной пролонгации (т.е, дог-р заключён на 5 лет, НО он будет действовать в теч.послед-х 5-ти летних периодов, и так до тех пор, пока по истеч-и очередного 5-ти-летнего периода, стороны не заявят о выходе из дог-ра. В неопред-но – срочном дог-ре срок действия не указан, поэтому он, в пр-пе, м.б.прекращён в любую минуту. Бессрочный МД – тот, который, в принципе, на прекращ-е не рассчитан.НО это не означает, что он вечный. В нём м.б.оговорки (т.е, если одна из сторон придёт к выводу, что условие дог-ра стоит выше интересов нации, то она выходит из до-ра). К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.
Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.
От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения иди приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий) молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие советско-английского Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.
Оговорка- одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединения к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.[3] Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запрещается договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.
15 .как международное право европейского региона решает проблему признания неконституционных правительств?
признание— односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким-либо другим государством или иным субъектом международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические, консульские и иные отношения. Признание межд.права- акция добровольного волеизъявления, а не обязанность признающего государства. Проблема признания м.п неконст.правит. связана с возникновением нового государства, правительства, утвердившегося неконституционным путем, наличием национально-освободительного движения или воюющей стороны. П.м.-п. по отношению к государству в современной международной практике не влияет на обладание международной правосубъектностью, хотя и имеет вполне определенные правовые последствия не только в двусторонних отношениях между признаваемым и признающим государством, но и в смысле участия в международных межгосударственных организациях, конференциях и т.д. П.м.-п. по отношению к правительствам, национально-освободительным движениям (во время второй мировой войны имело место признание комитетов народного сопротивления нацизму), воюющей стороне может играть и более существенную роль, иметь правообразующее значение, т.е. выступать в качестве конститутивного фактора. В целом же за П.м.-п. доктрина и дипломатическая практике усматривают роль фактора декларативного, имеющего больше политическое, чем правоустанавливающее значение. П.м.-п. проявляется в двух формах: признании де-юре (лат. de jure - юридически, по праву), означающем полное и окончательное дипломатическое признание данного образования в качестве субъекта международного права, и признании де-факто (лат. de facto - фактически, на деле), которое представляет собой установление юридических отношений в ограниченном круге вопросов в частности, оно не сопровождается учреждением дипломатических представительств (консульские учреждения могут создаваться). Разновидностью фактического признания является "ad hoc" - установление межгосударственных контактов разового характера, например, для заключения торговой сделки между признаваемым и признающим государствами.*П.м.п-признание международн.правительст.