Глава 3. Мнимое равенство субъектов РФ.
Вслед за началом конфликта между союзным и республиканским законодательствами, после принятия народными депутатами РСФСР "Декларации о государственном суверенитете РСФСР", августовским путчем 1991 года, Беловежским соглашением и прочими событиями, приведшими к параличу государственной власти СССР, был подписан, так называемый, Федеративный договор от 31 марта 1992 года, состоявший из трёх частей. Он поделил на три статусных типа – три сорта территории России (РСФСР). Это:
- первый тип – республики (государства),
- второй тип – края и области,
- третий тип – автономные края и автономные округа.
Отсюда, следует различать понятия Россия и Российская Федерация – как понятия не идентичные (см. Гл.1).
Сравниваем положения субъектов в РФ. Цитата из Федеративного договора для субъектов первого типа:
п.1. статьи III Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года: «Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия».
П.3. статьи III того же Договора от 31 марта 1992, цитата: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации».
Согласно статье 67 Конституции РФ территория РФ не включает в себя недра субъектов РФ. Однако, основной доход бюджета РФ пополняется именно от реализации добытого из недр.
Цитируемый Договор был подписан полномочными представителями:
1. Республики Адыгея
2. Республики Башкортостан
3. Республики Бурятия
4. Республики Горный Алтай
5. Республики Дагестан
6. Кабардино-Балкарской Республики
7. Республики Калмыкия – Хальмг Тангч
8. Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики
9. Республики Карелия
10. Коми Советской Социалистической Республики
11. Марийской Советской Социалистической Республики –
12. Республики Марий Эл
13. Мордовской Советской Социалистической Республики
14. Республики Саха (Якутия)
15. Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики
16. Республики Тува
17. Удмуртской Республики
18. Республики Хакасия
19. Чувашской Республики – Чаваш Республики
20. Российской Федерации
Воздержались от подписания: Татарстан, Чечня (Ичкерия) и Ингушетия.
Позже, 15 февраля 1994 года, Татарстан подписал с РФ свой Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан, позволявший не платить налоги в федеральный бюджет.
Для краёв и областей, «равноправных» (как заявлено в Конституции РФ) субъектов РФ, в качестве сравнения с положением субъектов первого типа, цитируем пункты Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (составная часть того же Федеративного договора):
п.3. статьи III: «Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов».
Для третьего сорта (типа) субъектов РФ – автономных областей и автономных краёв – те же условия. Разница в статусе с положением национальных республик очевидна.