Декларация Деникина по рабочему вопросу
1. Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов.
2. Установление государственного контроля за производством ...
3. Повышение всеми средствами производительности труда.
4. Установление 8 - часового рабочего дня ...
5. Примирение интересов работодателя и рабочего и беспристрастное решение возникающих между ними споров (примирительные камеры и промысловые суды).
6. Дальнейшее развитие страхования рабочих.
7. Организация представительства рабочих в связи с нормальным развитием профессиональных обществ и союзов.
8. Надежная охрана здоровья трудящихся, охрана женского и детского труда, устройство санитарного надзора на фабриках и заводах и в мастерских, улучшение жилищных и иных условий жизни рабочего класса.
9. Всемерное содействие восстановлению предприятий и создание новых, в целях прекращения безработицы, а также и принятие других мер для достижения той же цели (посреднические конторы по найму и проч.).
К обсуждению рабочего законопроекта надлежит привлечь представителей как от предпринимателей, так и от рабочих. Не ожидая окончательной разработки и осуществления рабочего законодательства, во всех случаях текущей жизни и административной практики, в мере возможности, применять эти основные положения и, в частности, оказывать государственное содействие к обеспечению рабочих и их семейств предметами первой необходимости за счет части заработка.
Весна 1919 г.
Из письма генерала А.С. Лукомского генералу А.И. Деникину о целях добровольческой армии и «о будущем государственном устройстве России»
Мая 1918 г.
Дорогой Антон Иванович !
... В своем воззвании Вы пошли дальше.
1. «Будущие формы государственного строя руководители армии (генерал Корнилов, Алексеев) не предрешали, ставя их зависимость от воли Всероссийского Учредительного собрания, созванного по водворении в стране правового порядка».
Здесь две неясности: а) какое Учредительное собрание? Будут ли произведены новые выборы или будет созвано уже избранное при Керенском Учредительное собрание, но разогнанное большевиками; б) если будут произведены новые выборы, то будут ли допущены все граждане как избиратели (по 4-хвостке) или будут допущены лишь цензовые избиратели (т.е. будет отстранена чернь и темная масса).
2. «Предстоит и в дальнейшем тяжелая борьба. Борьба за жизнь разоренной, урезанной, униженной России, борьба за гибнущие несметные народные богатства, за право свободно жить и дышать в стране, где народоправство должно сменить власть черни».
Это уже предрешение государственного строя. Большинство, и не без основания, решает, что нынешние руководители армии прямо указывают на республиканский строй.
Я глубоко убежден, что это воззвание вызовет в самой армии и смущение и раскол ...
Может быть, до Вас еще не дошел пульс биения страны, но должен Вас уверить, что поправение произошло громадное, что все партии, кроме социалистических, видят единственной приемлемой формой правления констит (уционную) монархию.
Большинство отрицает возможность созыва нового Учредительного собрания, а те, кои допускают, считают, что членами такого могут быть допущены лишь цензовые элементы.
Это вопросы первостепенной важности ... От этого будет зависеть успех дальнейшего пополнения армии офицерами и отношения к ней страны.
Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. - М., 1992. С. 149-151, 152-153.
Из сообщения Бюро информации при Совете Рабоче-Крестьянской
Обороны УССР
Городня. 18 сентября 1919 г. деникинскому отряду во главе с князем Чичевидзе на ст. Чесноковка попался в руки районный комиссар Полесских железных дорог тов. Шевела, который не успел во время выехать из Бахмача.
Тов. Шевела подвергся жестоким истязаниям. В продолжение нескольких часов секли его шомполами так усердно, что на шомполах оставались куски мяса. Полумертвому тов. Шевеле обезумевший от крови князь Чичевидзе приказал сделать себе петлю. Забросив петлю на шею жертве, сам Чичевидзе повалив тов. Шевелу топтал грудную клетку до тех пор пока жертва не охладела. После этого мертвец был повешен белогвардейцами.
Не удовлетворившись этим, белые вампиры отправились в Бахмач и изуродовали как жену тов. Шевелы, так и всех родственников его, у которых она жила.
Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / Под ред АФ. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996. С. 245.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ВРАНГЕЛЯ.
За прежними владельцами часть их земли может быть сохранена, но размер этой части в каждом отдельном случае определяется на местах местными земельными учреждениями.
Не подлежат отчуждению все надельные земли, приобретенные при содействии Крестьянского банка и не превышающие установленного размера, участки, выделенные на отруба и хутора по законам землеустроительным, церковно-приходские наделы, усадебные и высококультурные участки (сады, виноградники и т.п.), земли, принадлежащие сельскохозяйственным и учебным учреждениям, участки под промышленными заведениями (фабриками, заводами), а также всякие вообще владения, не превышающие известных размеров.
Все передаваемые хозяевам земли закрепляются за ними актами и поступают в вечную, наследственную собственность каждого хозяина.
Земля отчуждается не даром, а за выплату Государству стоимости ее. Такая передача земли обеспечивает переход ее к настоящим прочным хозяевам, а не ко всякому падкому на даровщину и чужому земле человеку.
Цена за десятину земли определяется пятикратной стоимостью среднего годового урожая с десятины. Уплата за землю рассрочивается на 25 лет и, следовательно, каждому хозяину придется вносить ежегодно одну пятую часть урожая или выплачивать стоимость ее. Уплата Государству может быть производима как хлебом, так и деньгами, - по желанию плательщика ... новый владелец через 25 лет погашает весь лежащий на его участке долг и становится полным собственником своего участка.
Владельцы отчуждаемых земель будут вознаграждаться государством. Источником для расплаты с ними будет служить выручка Государства от хлебных и денежных взносов за переданные в новое владение земли ...
25 мая 1920 г.
Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992. С. 151-152.