Причины поражения и историческое значение первой революции.
Лучше всего раскрыл Ленин - Уроки революции, Доклад о революции 1905.
Причины – недостаточно было действие сил революции (прежде всего пролетариат), массовая стачка – основной вид борьбы.
Минусы – 1. неоднородное выступление, в авангарде Петербург, Рига, Варшава.
2. Неодинаков накал борьбы, наиболее революционный накал – металлисты, текстильщики отстают. Окраины втянулись с декабря 1905 г.
Вторая сила крестьянство (им более выгодна революция), но они не сделали 15 доли того, что должны были сделать. Крестьяне действительно сильно распыленно, не организованно, недостаточно наступательно – это одна из главных причин поражения. Крестьяне испугали только царя. В итоге не создан прочный союз крестьянства с пролетариатом – он лишь наметился.
3. Национально-освободительное движение.
Порой национальной буржуазии удавалось отвлечь национально-освободительное движение трудящихся от коренных вопросов революции, оторвать от Российского движения, убедить, что национальные вопросы главные.
Революция не могла победить без армии. Движение в армии не хватало выдержки, отсутствовало явное осознание задачи, решительности. Солдаты страдали доверчивостью, и не хватало революции социальных рабочих в военных мундирах (вождей). Армия осталась оплотом царизма.
Раскол РСДРП на меньшевиков и большевиков мешал руководящей силе. С другой стороны действовали силы контрреволюции: 1. прежде всего самодержавие, царизм имел свою армию, и армия осталась на стороне правительства.
2. Союз царизма с буржуазией в результате манифеста 17 октября 1905 г., то есть второй лагерь – либеральный – пошел на сделку с царизмом.
3. Помощь иностранного капитала – финансовая поддержка, США помогли заключить мир, с Японией высвободив армию.
Революция дала уроки:
1. Самодержавие не достаточно надломить, его нужно уничтожить.
2. Только движением самих масс можно добиться свободы.
3. Революция показала все классы и партии и их отношение к друг другу. В этом плане она была генеральной репетицией революции 1917 г.
Значение революции:
1. Революция в один день превратила дремлющую Россию в Россию революционного пролетариата.
2. Революция наложила отпечаток на дальнейший ход развития мира: всколыхнула Азию, повлияла на социал-демократию в Европе, она дала ленинизм.
3. Наложила отпечаток на дальнейший ход развития России.
4. Все уроки (опыт революционной борьбы).
5. Революция закалила партию, из 8400 стало 46 тысяч.
6. Революция дала новую форму власти – советы, и подтвердила теорию выводов большевиков – о гегемонии пролетариата в буржуазной революции в эпоху империализма. Так как буржуазия стала контрреволюционной.
Союзник пролетариата – крестьянство, возможен союз с национальным движением. Это революция нового типа: 1. Это массовая политическая стачка как переход к вооруженному восстанию.
2. Это тактика уличного боя.
Уроки революции:
1. Самодержавие в России нужно уничтожить.
2. Революция показала все классы и все партии и их отношение друг к другу.
3. Только движение всех масс позволит победить.
Значение революции:
1. Она повлияла на дальнейший ход исторического развития страны.
2. Превратила Россию в страну революционного пролетариата.
3. Она пробудила Азию к национально-освободительной борьбе. Россия стала центром мирового революционного движения.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность аграрного вопроса в России в начале ХХ века?
2. В чем суть политического кризиса 1904-1905 гг.? В чем состоит проблема периодизации и типологии первой революции в России?
3. Согласны ли Вы с утверждением: «1861 год породил 1905»? Обоснуйте ответ.
4. В чем сущность аграрного вопроса в России в начале ХХ века?
5. Почему аграрный вопрос стал оселком (гвоздем) революции? Как борьба за его решение повлияла на движущие силы и ход революции?
6. Какие политические партии в дореволюционной России вы знаете, и чьи интересы они защищали?
7. Как шло формирование либеральных политических партий?
8. Кто такие трудовики?
9. Кто такие черносотенцы?
10. Проследите эволюцию содержания и механизмов государственной власти в 1906 – 1907 гг. Покажите место и роль Государственной Думы в системе государственного управления и в общественном движении.
11. Стала ли Россия конституционной монархией после 1905-1907 гг.?
12. Почему опубликование Манифеста 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и изменение закона о выборах означало государственный переворот?
Здесь три варианта