Общество в эпоху «великих реформ» в начале 1860-х гг.
1. Структура общественных сил в России и в европейских странах.
2. Шестидесятники просветители. Три черты русского просветительства
3. Влияние А.И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Писарева на молодежь.Герцен и Чернышевский
4. Писарев и нигилизм
5. Либеральное движение
Буржуазные реформы дали возможность буржуазному развитию страны.1861 – 1895 гг. – разночинский этап революционного движения в России, т.к. основные участники – разночинцы. Преобладала идеология общинного социализма, продолжал развиваться либерализм, но только как течение общинной мысли. В 1883 г. теоретически основан марксизм – группа «Освобождения труда» начала работу по переводу марксистских работ и свои произведения.
Для всего периода характерно: движение просветителей.
Ленин в работе «О народничестве» - Шестидесятники черты – вражда к крепостному праву и ко всем его порождениям; защита европейских порядков, самоуправления и свободы; отстаивали интересы народных масс, главным образом, крестьянства.
I.Герцен развивает свой социализм, главная форма социализма - артель.
Чернышевский пишет в тюрьме роман «Что делать?», в 1862 г. – участник «Земли и воли». Россия может развиваться, минуя логические моменты исторического развития. Чернышевский дал образ новых людей, добился нравственного совершенства, раскрыл богатейший потенциал женщины.
Герцен и Чернышевский дали идеи крестьянской революции, цель социализм – быстро или минуя логические моменты прийти к нему. Община у Чернышевского – это артель, облик нового революционера, четвертый сон Веры Павловны - это агитация, через культуру. Герцен «Хождение в народ».
II.Писарев борется за читателя. Нигилизм – это отрицание авторитетов, признание
только естественные науки, которые познаются опытом и экспериментом, если опытом не попробуешь, значит, это не наука. Писарев призвал молодежь заниматься естественными науками. Разночинской интеллигенции некуда было пойти, она идет в искусство, культуру.
Возникает серия кружков, среди них кружок ишутинцев – отрицали нигилизм, ни очень четко формировали свои взгляды, жили коммуной. Вышел Каракозов.
«Народная расправа» Нечаева, делил на пятерки, никто не знал всех членов пятерки, кроме командира. «Цель оправдывает средства».
В демократии два течения – нигилистическое и просветительское.
В первой половине 60-х г. – подъем, затем упадок.
III.Либеральное движение: - старолиберальное (Тургенев, Катков)
-новолиберальное – помещики, которые переходят на буржуазные позиции.
1862 г. – Тверская история (высшая точка).
Олигархическое течение – требовали вернуться назад.
К 1863 г. – общественное движение идет на спад – крестьяне заключили уставные грамоты и успокоились; начало буржуазных реформ.
Контрольные вопросы
15. Кого можно отнести к шестидесятникам XIX в., какие общие черты характерны для их взглядов?
16. Выделите различные варианты общественной деятельности в 1860-х годах.
Лекция 8
Эпоха «великих реформ».Реформы 1864 – 1874 гг.Предпосылки реформ. Правительственная программа и этапы проведения, характер реформ и их роль в становлении индустриального общества в России
Эпоха «великих реформ».
1. Этапы внутренней политики в пореформенный период
2. Предпосылки реформ.
3. Система государственных органов власти и Правительственная программа и этапы проведения
4. Основные принципы реформ
5. Характер реформ и их роль в становлении индустриального общества в России.I буржуазные черты реформ и их роль в становлении индустриального общества в России.
Реформы 1864 – 1874 гг.
I.Предпосылки государственных реформ:
1. реформа 1861 г. сделала шаг по пути к буржуазному государству, сделала экономику капиталистической, а государственный аппарат остался абсолютным. Задач привести в соответствие, снять остроту противоречий.
2. революционная ситуация, до 1863 г. крестьянские восстания.
3. революционеры-демократы (Герцен распространил на всю Европу реформу отмены крепостного права)
4. либералы: Тверская история 1862 г. Унковский собрал мировых посредников, чтобы поделиться мнениями о том, как проходит реформа, адрес царю – немедленный выкуп, реформа налогообложения, буржуазные реформы (судебная, городская). Они арестованы и сосланы в Петропавловскую крепость, на полгода.
5. реакционеры, задача царизма расколоть общий лагерь реакционистов.
Пожары 1862 г. Поволжье выгорело, сбито общественное движение.
Цель поссорить революционеров и либералов.
Этапы внутренней политики в пореформенный период:
I1861 - нач. 1880 гг.– либерально-буржуазный
II1880 - 1890 гг. – дворянско-крепостнический
IIIсер. 1890 - 1904 гг. – кризис дворянско-крепостнического курса и усиление либерально-буржуазного течения в правящем лагере.
IV1905 - 3 июня 1907 г. – Манифест 17 октября; издание «Основных государственных законов»; провозглашение ГД.
V3 июня 1907 г. – 1917 г. – второй шаг по пути превращения России в буржуазную монархию, третьеиюньская политическая система, лжеконституционализм.
VI1907 - 1910 гг. – политическая реакция.
II. Верховная власть принадлежит Императору.
Высшие органы власти: - Государственный совет (1810 г.)
- Комитет министров (1802 г.) – собрание министров для решения конкретной задачи. С 1872 г. фактически превратился в карательный орган.
- Совет министров (1857г.) – приглашались министры, заинтересованные в конкретном вопросе, который выносился на обсуждение.
- Канцелярия его императорского величества (6 отделений)
- Сенат (1711 г.) значение падает
- Святейший Синод (1722 г.)
Центральные органы: - Министерства (1802 г.)
Местные органы: в губернии вся власть принадлежит генерал-губернатору или губернатору. В уездах: капитан-исправник. Шестигласная дума в городах.
Все эти органы власти работали по принципам: бюрократизации и централизации; продворянская направленность деятельности. Решили создать местные органы власти, которые будут вырваны из централизации, сделать всю политику всесословной или даже бессословной, высшие органы власти не трогать.
III. Земская реформа – 1864 г. цель заменить помещика на местах, ведение местной политики, введение вопроса здравоохранения, просвещения местного значения. Органы: в уезде и в губернии собирались собрания гласных, избирали их на три года. один раз в год собиралось Земское собрание. Избирали Земскую управу (уезды и губернии) из 4 человек, которая работала постоянно. Они нанимали врачей, агрономов, учителей – это третий элемент (вольнонаемное земство). Выборы в земство были всесословными, каждое выбирало для себя.
1 курия – землевладельцы, не менее 200-800 десятин
2 курия – городские собственники
3 курия – крестьяне, выборы двухстепенные.
Все курии представляли равное количество гласных. В итоге первые земства в 1866 г. составили 74% дворян. Во главе уездные, губернские предводители дворянства. Земствам запрещено публиковать материалы без разрешения губернатора, запрещалось переписываться с друг другом, встречаться с друг другом.
Судебная реформа – 1864 г. самая последняя реформа.
Буржуазные принципы: - бессословность суда
- состязательность суда
- гласность
- независимость судей от администрации
- суд присяжных
Введено предварительное следствие.
Система государственных судов:
Низшая судебная инстанция – одна губерния Окружной суд, если с присяжными, то обжалованию не подлежит.
Судебная палата – несколько округов.
Верховный уголовный суд – для высших дел.
Высшим конституционным органом стал – Сенат.
Тяжбы до 500 руб. решались Мировыми судьями, обжалование проходило в уездном Съезде мировых судей, его избирали гласные земства городских собраний.
Недостатки - сохранялись волостные суды для крестьян, духовенства, военные суды, дела чиновников изъяты из судов.
В теч. 60-х г. изъяли дела о печати, политические дела. Судебная реформа самая прогрессивная из всех буржуазных реформ.
Финансовая реформа
60-е гг. XIX – серия финансовых реформ, имевших общие цели:
· централизация финансового дела;
· упорядочение государственного бюджета.
1860 г. – реорганизация кредитной системы и учреждение Государственного банка, который получил приоритетное право кредитования торговли и промышленности.
1860 г. –решение об отмене системы откупов (отказ от старой практики передачи на откуп частным лицам сбора косвенных налогов – на вино, соль, табак и пр.); с 1863 г. – замена откупной системы на акцизную (продажа вина была объявлена свободной, но облагалась особым акцизным сбором, который взимали государственные акцизные учреждения).
1862 г.– централизация бюджетной политики; единственным ответственным распорядителем бюджета стал министр финансов; статьи доходов и расходов публикуются (бюджет становится гласным).
1864 г.– реорганизация государственного контроля; создание в губерниях контрольных палат, не зависевших от губернаторов и других ведомств.
Функции контрольных палат:
- проверка финансовой деятельности местных учреждений;
- публикация итоговых проверок.
Основные статьи государственного бюджета в 60-70-е гг. XIX в.:
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
косвенные налоги – 50% на содержание армии и государственного
подушная подать, оброчные и аппарата – 50%;
выкупные платежи – 25% на выплату процентов по государственным
долгам, на субсидии и т.п. – 25%;
на народное образование, призрение и
медицину – 10%
1870 г. – Городская реформа
1874 г. – Военная реформа, вводилась всеобщая воинская повинность, с высшим образованием служили полгода.
Военная реформа
60-70-е гг. XIX – комплекс военных реформ, призванных изменить принципы управления и комплектования армии, ускорить её перевооружение.
1861 г. – военным министром назначен Д.А. Милютин (старший брат Н,А, Милютина), возглавивший преобразования в армии.
Первые мероприятия Д,А, Милютина – сокращение срока солдатской службы с 25 до 16 лет и отмене телесных наказаний в армии.
1864 г. – реорганизация системы военного управления: создание 15 военных округов, подчинявшихся министру.
1867 г. – в подчинение военному министру переданы артиллерия, гвардия, инженерные войска, действующая армия (во время боевых действий) и военно-учебные заведения, до того имевшие собственные управления.
Следствие - централизация военного управления.
Кроме того, в 60-е гг. военное министерство осуществило:
- введение нового военно-судебного устава (учреждались 3 судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, а на время войны - главный полевой военный суд);
- реформирование военно-учебных заведений (создавались военные гимназии, юнкерские училища, расширялась система высшего военного образования – военные академии).
1870г. – Д.А. Милютин с одобрения Александра II разработал проект нового воинского устава.
1 января 1874г. – новый воинский устав утверждён Александром II.
Основное нововведение - отказ от системы рекрутских наборов в армию и введение всеобщей воинской повинности.
Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летного возраста.
закону 1874 г. призыву в армию не подлежали только:
- духовенство;
- члены ряда религиозных сект;
- народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера.
Порядок прохождения службы
Действительная | Запас | Ополчение | |
В сухопутных войсках (по закону 1874 г.) | 6 лет | 9 лет | до 40-летнего возраста |
На флоте (по закону 1874 г.) | 7 лет | 3 года | до 40-летнего возраста |
Во всех родах войск (по изменному уставу 188 г.) | 5 лет | 13 лет | до 43-летнего возраста |
Примечание. Помимо сроков службы, в 1888 г. изменился и призывной возраст (вместо 20 лет – 21 год).
В мирное время на действительную службу набиралось не более 30% от общего количества лиц призывного возраста.
Право на освобождение от действительной службы имели:
- лица, на которых распространялись льготы по семейному положению;
- лица, не пригодные к службе по состоянию здоровья.
Вводился и образовательный ценз, от которого зависело сокращение срока действительной службы:
- для лиц, окончивших начальную школу – до 4 лет;
- для лиц, окончивших городскую школу – до 3 лет;
- для лиц, окончивших гимназию – до1,5 года;
- для лиц, имевших высшее образование – до 0,5 лет.
Примечание. В 1888 г. сроки службы для тех, кто окончил средние и высшие учебные заведения, возросли.
Изменения в армейском вооружении:
- замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;
- строительство парового военного флота;
- обновление артиллерии.
2.4. Нарастание противоречий в правительственном лагере.
Поражение реформаторских сил.
В эпоху Николая I возросла не только численность, но и политическая роль бюрократии – как в центре, так и на местах.
При этом в 30-40-е гг. проявилась тенденция к образованию в различных эшелонах управления целого слоя сторонников реформирования российской действительности, развивавших свои представления о прогрессе, об исторической судьбе России, о методах её обновления в тесном сотрудничестве с либеральными учёными, литераторами, общественными деятелями (подробно об этих взглядах см. специальное учебно-метадическое пособие по истории общественно-политических движений и партий в России).
Эта тенденция в конечном счёте выразилась в том, что ко времени воцарения Александра II в России имелась достаточно влиятельная сила – либеральная бюрократия.
Интересы либеральной бюрократии не были идентичны интересам поместного дворянства (и даже его либерального крыла); представителей либерально настроенной части государственного аппарата объединяла забота о государственном благе и осознание неизбежности масштабных преобразований.
Виднейшие представители государственных деятелей новой формации:
- Н.А. Милютин (влиятельный чиновник Министерства внутренних дел, один из самых активных и последовательных в своих прогрессивных убеждениях членов Редакционных комиссий);
- С.С. Ланской (министр внутренних дел);
- Д.А. Милютин (военный министр);
- А.В. Головин (министр народного просвещения);
- М.Х. Рейтери (министр финансов) и др.
В своей деятельности реформаторы опирались не только на поддержку прогрессивной общественности (литераторов и пр.), а также своих единомышленников в аппаратных структурах, но и на высокое покровительство великого князя Константина Николаевича (брата Александра II) и великой княгини Елены Павловны (император приходился ей племянником). Но уже в процессе подготовки реформ «прогрессисты» (либеральная бюрократия) стали испытывать мощное давление оппонентов.
В результате, буржуазных реформ сословий нет, учили грамотности, заставляли строить железные дороги, провести мобилизацию на 50%.
Контрольные вопросы
1. Какие реформы 1864-1874 гг. создавали наиболее благоприятные условия для развития индустриального общества?
2. Выделите формирование элементов и условий гражданского общества в России в 60-70-е годы (земская, городская, судебная и военная реформы).
Лекция
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.Проблема развития капитализма в пореформенной России как ведущего социально-экономического процесса.
Три условия для развития товарного хозяйства. Три стадии развития промышленности. Промышленный переворот. Темпы и циклы развития промышленности. Многоярусная структура российского общества. Формирование предпринимательства и рабочего класса