Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец?

Какую опасность для Руси представляли монголы?

Подводя итог, учитель отмечает, что, овладев огромной территорией, Чингисхан разделил ее между сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, который умер в один год с отцом (1227 г.). Во главе Западного улуса Монгольской империи встал сын Джучи — молодой, энергичный Бату (Батый). А уже в 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, «к последнему морю».

Походы Батыя на Русь изучаются с помощью интерактивной презентации, в тетради – конспект

Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец? - student2.ru

Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец? - student2.ru

Домашнее задание: §20

Тема:

Русь между Востоком и Западом.

Политика Александра Невского

Цели:

- сформировать представление о причинах вторжения крестоносцев на Русь, основных событиях немецко-шведской агрессии; о политике А. Невского в отношении Золотой Орды, предпосылках возрождения Руси;

- развивать умение определять значение событий (Невская битва и Ледовое побоище), послед­ствия вторжения крестоносцев на Русь;

- умение характеризовать роль Русской Православной Церкви в возрождении русских зе­мель, антиордынские выступления;

- извлекать необходимую ин­формацию в учебнике; работать с картой, схемой;

- давать оценку политике исторического деятеля (задание ЕГЭ)

Форма проведения: урок-исследование.

Основные понятия: экспансия, агрессия, крестоносцы, рыцарские ордена, антиордынские выступления.

Даты:

- 1202 г. - создание Ордена меченосцев,

- 15 июля 1240 г. - Невская битва,

- 5 апреля 1242 г. - Ледовое побоище,

- 1252-1263 гг. - великое владимирское княжение Александра Невского.

Оборудование:

- карты «Русские земли в ХП-ХШ вв.», «Походы европейских рыцарей в Прибалтику и на Русь»,

- интерактивные схемы «Невская битва», «Ледовое побоище»,

- видеофрагмент А. Невский из серии «Правители Руси»

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация прежних знаний

- Фронтальная беседа по теме «Монгольское нашествие на Русь»

Изучение нового материала.

Вторжение с северо-запада.

Учитель напоминаем, что в XIII в. врагом, ослабившим внут­реннее и внешнее положение, были монголо-татары. Но они не были единственным врагом. На западе существовал еще один опасный враг. Представить Русь того времени можно было в об­лике пахаря. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника - с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из тяжелой кожи, с натяну­тым луком и каленой стрелой, другой - с тяжелым копьем, оде­тый в рыцарские доспели. Труднейшие обстоятельства. В них решалось - быть или не быть. Какой же враг наступал с запада?

Личность Александра Невского

Просмотр видеофрагмента, сообщения учащихся о личности А. Невского.

Невская битва.

После объявления темы урока перед учащимися ставятся проблемные задания: почему после неудачной борьбы с монголо-татарами русские сумели победить рыцарей? Докажи­те, что Александр Невский был достоин прозвания Невский.

Ледовое побоище.

Учитель рассказывает о причинах вторжения крестоносцев, о борьбе северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в., используя карту и схему. По ходу изучения нового материала раскрываются следующие понятия.

Основные понятия:

Экспансия - захват чужой территории, а также расширение сферы влияния экономическими методами.

Агрессия - вооруженное нападение одного или нескольких государств на другую страну или несколько стран с целью за­хвата территории, ресурсов, порабощения населения.

Орден - объединение, организация с определенным уставом. Орден меченосцев - организация крестоносцев с целью похода в Прибалтику и на Русь.

Наши рекомендации