Управленческие решения и контроль их исполнения.

УР – успешный результат мыслительной деятельности человека, проявляющейся в определённом выводе, в некотором действии или бездействии.

УР – основная форма воздействия субъекта управления на объект управления, направленного на достижение цели. Решение должно приниматься в тот момент, когда оно необходимо. Поспешное или запоздалое УР может привести к потерям. Цель УР – достижение желаемого результата - должна формулироваться в определённых количественных и качественных показателях. УР – план, центральное звено процесса управления.

Основные требования к УР: -эффективность –экономичность –своевременность -реальная осуществимость –целенаправленность -непротиворечивость

Классификация УР:

- по функциональной направленности: плановые, организационные, контрольные, координационные;

- по субъекту принятия решений: единоличные, коллегиальные, коллективные;

- по продолжительности реализации: стратегические, тактические, текущие;

- по степени свободы действий исполнителей: директивные (требуют неукоснительного выполнения), нормативные и гибкие (возможность выбора), ориентирующие (дают общие направления деятельности);

- по причинам возникновения: программные, по распоряжению вышестоящих органов, инициативные, ситуационные;

- по степени сложности подготовки: программируемые, непрограммируемые.

Эффективность УР зависит от его качества.

Процесс подготовки и реализации УР включает следующие этапы:

· выявление и формулирование проблемы;

· формирование группы по подготовке решения;

· сбор информации и анализ проблемы;

· подготовка и обоснование вариантов решения;

· выбор и принятие решения;

· организация исполнения решения;

· контроль и оценка результатов исполнения решения.

Важнейшими функциями ГМУ являются организация выполнения УР (распорядительных документов) и контроль их исполнения.

С целью контроля копия решения передается в службу, где осуществляется постановка его на контроль. Служба контроля осуществляет фактический контроль его исполнения, оценивая по срокам и качеству результаты исполнения. С помощью контроля исполнения руководитель получает информацию о состоянии дел, что позволяет ему своевременно предупреждать возникновение неблагоприятных ситуаций. Оценка результатов деятельности заключается в том, что полученные результаты сравнивают с ожидаемыми. Если результаты не совпадают с прогнозами, то осуществляется коррекция действий, т.е. возникает необходимость разработки нового управленческого решения.

Контроль – проверка качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов деятельности и уровня, установленного решениями, постановлениями и другими нормативными документами.

Виды контроля в органах ГМУ: государственный и общественный. Государственный контроль подразделяется на:

· Политический – осуществляется законодательными органами РФ (Федеральное собрание), законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

· Административный контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти и м.с.

· Судебный контроль осуществляют все виды судов и Генеральная прокуратура РФ.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями и движениями, отдельными гражданами и проявляется в СМИ, в обращениях граждан.

6.Сущность и содержание системного подхода в управлении

СП рассматривают как теорию и методологию.

СП - это способ мышления и способ действия.

СП рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает конкретный результат (управленческие решения, товары, услуги) во внешнюю среду.

Под принципом СПпонимаются объективные основы, на которых строится СП как теоретический раздел системных исследований, в которых абстрагированы закономерности формирования, функционирования и развития систем. СП базируется на 2-х принципах: целеполагания и целостности.

· Целеполагание заключается в том, что любая система обладает целью, под влиянием которой осуществляется интеграция элементов системы в единое целое, а также ее функционирование и развитие. Цель + Функция = целеполагание

· Целостности - наличие всего состава элементов системы и их связей.

Из принципа целеполагание вытекают 7 принципов:

· Эмерджентность – это несводимость суммы свойств элементов, составляющих систему, к сумме свойств системы. Другими словами, этот принцип предполагает наличие у системы нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы.

· Самоуправление – выбор поведения самоуправляемой системой для достижения своих целей обеспечивается в результате реализации процесса управления, осуществляемого управляющей частью системы. Это говорит о том, что в любой организационной (социальной) системе должна быть управляющая часть (подсистема).

· Иерархичность –разделение цели системы должно осуществляться по уровням субординации (подчиненности) систем.

· Делимость - всякий целостный объект как система состоит из элементов. Разделение системы на элементы следует рассматривать как принцип системного подхода делимости системы.

· принцип макро- и микроуровнего рассмотрения системы, представляется возможным на основе выявления внешних связей (макроуровень) выделить систему из окружающей среды, а выявлением внутренних связей (микроуровень) – ее подсистемы и элементы.

· Обусловленность функций и структуры системы её целью – имеет важное методологическое значение. Он лежит в основе системно-структурно-функционально-целевого подхода к анализу и синтезу систем.

· Двуединость – если изменить хотя бы 1 элемент изменится и вся система.

Т.о, сущность системного подхода к ГМУ заключается:

à в рассмотрении объектов и субъектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокупностей элементов;

à в руководстве принципами системного подхода при анализе и синтезе объектов и субъектов управления как систем.

По уч. Попова В.М. выдел-ся след. принципы: единства – совместное рассмотр-е системы как единого целого и как совокупности частей; развития – учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию иформации; глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели (оптимумподсистемы не является оптимумом системы); функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом ф-ий над стр-рой; децентрализации – сочетание централизации и децентрализации; иерархии – учет подчинения и ранжирования частей; неопределеннсти – учет вероятностного наступления событий; организованности – степень выполнения решений.

à

СП основан на применении ряда основополагающих понятий и положений, среди которых в первую очередь следует выделить:

С позиций СП, управление – это перевод системы в состояние, соответствующее целям её функционирования путём изменения организации системы в динамике, воздействием на элементы системы


Наши рекомендации