Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась

- на принципах первобытной демо­кратии,

-каких-либо специальных, занимающихся только и исключительно управлением органов в то время не суще­ствовало.

Однако на смену первобытной демократии в силу различных причин неизбежно приходит государство, пред­ставляющее собой особую форму организации жизнедея­тельности людей.

1.2. Соцальные нормы первобытного общества.

Любому общество, в том числе и первобытному, присуще такая потребность как упорядочение имеющихся общественные отношения, так и тех которые возникают в силу различных факторов. В противном случае случае общество не олько не может нормально и прогессивно развиваться, но и существовать.

Регулировать в переводе с латинского означает под­чинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей меха­низма.

Выделяют два вида социального регулирования:

- инди­видуальное и нормативное.

Индивидуальное — это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкрет­ному лицу и к конкретной ситуации. Например, старей­шина приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую ночь поддерживать огонь.

Нормативное — это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, т.е. общих, неперсонифицированных правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно социальные нормы первобыт­ного общества явились прообразом будущего права.

Таким образом, социальные нормы — это правила пове­дения, регулирующие отношения между людьми.

Существовавшие в первобытном обществе (на стадии присваивающей экономики) социальные нормы называют МОНОНОРАМАМИ.

Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А. И. Першиц: «Мононорма (отгреч. monos — один, единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались (не расщеплялись)различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.»[1].

Основными разновидностями социальных норм перво­бытного общества являются: ритуалы, обряды, мифы (мифологическая система), табу, обычаи, религиозные нормы.

Итак, самым первым видом социальных норм были РИТУАЛЫ.

Ритуалэто правило поведения, в котором акцент делается на внешние формы его исполнения.

Главное в ритуале это его форма. И поэтому целью ритуала является внушение определенных чувств, с его помощью достигается определенный психологический настрой людей. Ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность, даже театрализованность, и выполняется при большом скоплении народа, т.е. отличается массовостью.

Позднее в ритуальных действиях стали стало возможным выделять ОБРЯДЫ.

Обрядыэто правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но в отличие от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.

Если ритуалы позволяли выразить первобытным людям их самые простые и грубые эмоции (страх, гнев и т.п.), то обряды – это уже несколько более тонкие социальные нормы, которые давали возможность выразить такие уже чисто человеческие психологические категории как радость, жалость и др.. Они также являются более сложными и по содержанию. Но наиболее отличительной особенностью обрядов является их воспитательная функция.

Таким образом, обряд как социальная норма, с одной стороны, проникает в психологию глубже, нежели ритуал, а с другой – обряд уже регулирует не только внешнее поведение, но уже в какой-то мере связан и с содержанием регулируемого общественного отношения.

Первобытное общество развивалось медленно, сумма его знаний об окружающем мире постепенно возрастала. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в МИФАХ.

Мифыпредание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, которые возникли в первобытном обществе.

Мифы это такие социальные нормы с помощью которых стала передаваться информация о том, как должен поступать человек в тех или иных ситуациях. Мифы выполняли как познавательную роль, так и нормативно-регулятивную функцию.

Наши рекомендации