Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась
- на принципах первобытной демократии,
-каких-либо специальных, занимающихся только и исключительно управлением органов в то время не существовало.
Однако на смену первобытной демократии в силу различных причин неизбежно приходит государство, представляющее собой особую форму организации жизнедеятельности людей.
1.2. Соцальные нормы первобытного общества.
Любому общество, в том числе и первобытному, присуще такая потребность как упорядочение имеющихся общественные отношения, так и тех которые возникают в силу различных факторов. В противном случае случае общество не олько не может нормально и прогессивно развиваться, но и существовать.
Регулировать в переводе с латинского означает подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей механизма.
Выделяют два вида социального регулирования:
- индивидуальное и нормативное.
Индивидуальное — это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Например, старейшина приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую ночь поддерживать огонь.
Нормативное — это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, т.е. общих, неперсонифицированных правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.
Таким образом, социальные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Существовавшие в первобытном обществе (на стадии присваивающей экономики) социальные нормы называют МОНОНОРАМАМИ.
Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А. И. Першиц: «Мононорма (отгреч. monos — один, единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались (не расщеплялись)различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.»[1].
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются: ритуалы, обряды, мифы (мифологическая система), табу, обычаи, религиозные нормы.
Итак, самым первым видом социальных норм были РИТУАЛЫ.
Ритуал – это правило поведения, в котором акцент делается на внешние формы его исполнения.
Главное в ритуале это его форма. И поэтому целью ритуала является внушение определенных чувств, с его помощью достигается определенный психологический настрой людей. Ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность, даже театрализованность, и выполняется при большом скоплении народа, т.е. отличается массовостью.
Позднее в ритуальных действиях стали стало возможным выделять ОБРЯДЫ.
Обряды – это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но в отличие от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.
Если ритуалы позволяли выразить первобытным людям их самые простые и грубые эмоции (страх, гнев и т.п.), то обряды – это уже несколько более тонкие социальные нормы, которые давали возможность выразить такие уже чисто человеческие психологические категории как радость, жалость и др.. Они также являются более сложными и по содержанию. Но наиболее отличительной особенностью обрядов является их воспитательная функция.
Таким образом, обряд как социальная норма, с одной стороны, проникает в психологию глубже, нежели ритуал, а с другой – обряд уже регулирует не только внешнее поведение, но уже в какой-то мере связан и с содержанием регулируемого общественного отношения.
Первобытное общество развивалось медленно, сумма его знаний об окружающем мире постепенно возрастала. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в МИФАХ.
Мифы – предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, которые возникли в первобытном обществе.
Мифы это такие социальные нормы с помощью которых стала передаваться информация о том, как должен поступать человек в тех или иных ситуациях. Мифы выполняли как познавательную роль, так и нормативно-регулятивную функцию.