Внешняя политика СССР во второй половине XX в. Холодная война.
После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями дипломатов двух стран удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др. СССР получила место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Благодаря участию СССР в послевоенные годы возникли международные общественные организации: Всемирный конгресс мира, Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.
Но отсутствие в стране ожидавшихся демократических перемен и продолжающаяся сталинская политика «железного занавеса» привели уже в 1946 г. к началу эпохи «холодной войны». Отношения между СССР и Западом начали приобретать характер острого политического, экономического и военного противостояния, что нашло отражение в речи У. Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в США в присутствии президента Г. Трумэна. В своей речи Черчилль обвинил СССР в стремлении к «безграничному распространению своей силы» в мире, в том, что он создает глобальную опасность для «великих принципов свободы и прав человека». Черчилль призвал объединиться англосаксонским миром против возникшей угрозы и заменить прежнюю доктрину равновесия сил на доктрину активного противостояния. Идеи Черчилля нашли свое практическое воплощение во внешнеполитической доктрине Г. Трумэна (1947 г.). предложивший при необходимости использовать против СССР военную силу. В 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл предложил план реконструкции послевоенной Европы. США переходили через экономическую помощь западным странам к утверждению своих позиций на долгосрочной, упорядоченной основе. В развертывании и проведении холодной войны большую роль играли идеологические факторы, социальные изменения в послевоенном мире, укрепление позиций демократических и левых сил. Не исключено, что также была реакция и на репрессии, которые проводились в Советском Союзе и странах народной демократии, на установление «железного занавеса».
Механизм и структура международных отношений продолжали определяться договоренностями, достигнутыми в результате Ялтинской и Потсдамской конференций. Серьезным испытанием для сформированной в результате войны системы международных отношений стало создание США, Англией и Францией на территории Западной Германии ФРГ (в нарушение Потсдамских договоренностей) и ответное создание СССР на территории Восточной Германии ГДР (1949).
В послевоенный период в два раза расширились связи СССР с другими странами (с 26 государств до 52). Новым важным направлением в советской внешней политике стало развитие отношений со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, в отношении которых руководство СССР взяло стратегический курс на формирование из стран «победившей народной демократии» «мировой системы социализма». Разрыв отношений с Югославией (1948 г.) из-за «непокорности» ее лидера И.Б. Тито свидетельствовал о решительности советской политики по созданию режимов – опоры влияния СССР в Европе. В 1949 г. военно-политическое сотрудничество в этом регионе было закреплено экономически – созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в задачи которого входило управление и развитие постоянных двух и многосторонних отношений между странами – членами его. Военно-экономическая помощь коммунистическим силам Китая и Кореи (в ходе корейской войны 1950-1953 гг.) в значительной степени способствовала созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе КНР и КНДР. Еще одной серьезной сферой внешнеполитической деятельности СССР была дипломатическая, политическая и экономическая поддержка просоветских и прокоммунистических сил в странах «третьего мира», образующихся в результате разрушения колониальной империй в Азии и Африке.
В условиях развертывания гонки вооружений организационным оформлением военно-политического противостояния Советского Союза и США стало создание в 1949 г. военно-политического блока Организации Североатлантического договора (НАТО), в противовес которому в 1955 г. под руководством СССР была создана Организация Варшавского договора.
Появление в мире новой реальности – ядерной угрозы всему человечеству, исходящей от двух идеологически и политически враждебных друг другу стран – США и СССР, - надолго определило характер и напряженность международной ситуации. В этих условиях перед политиками двух стран встала насущная задача серьезно переориентировать свои внешнеполитические концепции и приступить к созданию политических механизмов сдерживания роста производства и нераспространения оружия массового уничтожения.
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия XX съезд КПСС (1956) определил, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений.
В отчете Н.С. Хрущева XX съезду партии были сформулированы два основных принципа внешней политики: признание вариативности путей построения социализма и возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С другой стороны, в 1956 г. было осуществлено введение советских войск в Венгрию, где борьба общественных сил с тоталитаризмом вылилась в антикоммунистическую революцию.
Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию Соединенных Штатов, едва не обернувшуюся глобальной ядерной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. Одним из его последствий было постепенное изменение ситуации в мире: ряд международных договоров, в том числе о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай) и о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (воде, атмосфере, космосе), были заключены в первой половине 1960-х гг.
Проявлением кризисных явлений в «социалистическом лагере» стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Курс руководства этих стран на изоляцию привел к обострению их отношений с Советским Союзом.
В рамках деятельности СЭВ началось координирование народнохозяйственных планов стран-участниц и усиление их экономической взаимозависимости друг от друга.
Во взаимоотношениях с развивающимися странами СССР продолжал исполнять роль покровителя: по его инициативе Генеральная ассамблея ООН в 1960 г. приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Расширилось и оказание военно-экономической помощи развивающимся странам «социалистической ориентации». Среди основных получателей советской помощи в «третьем мире» были Египет, Сирия, Ирак, Алжир.
Вооруженное вмешательство США во Вьетнаме в 1964 г. и резкое противодействие ему в Советском Союзе привели к новому обострению внешнеполитической ситуации в мире.
Конец 1960-х–нач.70-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности, закрепленной рядом важных договоров – о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1973 – 75 гг. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания – Заключительный акт - закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.
Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран – участниц ОВД по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократических преобразований и построения социализма с «человеческим лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером – А. Дубчеком. С начала 1970-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 1970-х начинается война между двумя социалистическими странами – Китаем и Вьетнамом, которая вновь приводит к осложнению во взаимоотношениях стран. Начало 1980-х гг. было отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.
В отношениях с развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным режимам» начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в стране.
Конец 1970-х – нач. 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества.
Обострение международной атмосферы приводит в начале 1980-х гг. США к созданию осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ), а Советский Союз – к размещению класса ракет (СС-20) на территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения принципиально новыми политическими методами.
С началом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. В Заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 г., подписанной им Делийской декларации (1986 г.), выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание новым советским руководством приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению и решению других глобальных проблем. Концепция «нового политического мышления» предусматривала отказ от биполярного устройства мира, от принципа пролетарского интернационализма, от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем. При этом СССР признавал целостность мира, приоритет общечеловеческих ценностей, баланс интересов стран с различным строем во внешней политике.
В рамках новой внешнеполитической концепции СССР стремится к стабилизации отношений с Западом и США, преодолению геополитических противоречий. Серия встреч на высшем уровне глав государств СССР и США приводит к подписанию ряда договоров: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о выводе войск из Афганистана, о сокращении химического оружия (1987 г.); об обычных вооружениях (1990 г.); о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991 г.). Итогом этих договоренностей стал отказ от военно-политического противостояния СССР и США, прекращение гонки вооружений
Кардинально меняются отношения СССР и со странами социалистического лагеря. В 1989 г. по итогам встречи М. Горбачева и Дж. Буша - старшего на Мальте СССР признал право стран Восточной Европы на политическое самоопределение, выбор пути общественно-экономического развития. В 1989-90-х гг. начинаются бархатные революции, в ходе которых происходит смена политических режимов в этих странах и нажинается процесс демократизации. В 1990 г. происходит объединение двух Германий и создается единое государство. Начинается вывод войск из Афганистана. А в 1991 г. происходит самоликвидация СЭВ и ОВД. В результате этих внешнеполитических мероприятий СССР произошел отказ от холодной войны.
Вопросы для самоконтроля
1) Какие направления развития экономики СССР существовали после войны?
2) Почему период 1945-53 гг. называется послевоенным консерватизмом?
3) Чем было обусловлено отставание сельского хозяйства в послевоенный период?
4) В чем особенности политического развития СССР после смерти И. Сталина?
5) В чем заключалась противоречивость социально-экономического курса, проводимого Н.С.Хрущевым?
6) Охарактеризуйте изменение положение советского крестьянства в рассматриваемый период. В чем, на ваш взгляд, заключались причины отставания сельского хозяйства?
7) Как складывались взаимоотношения Н.С.Хрущева с партийной номенклатурой в период проведения им административных реформ?
8) Что такое «холодная война? Чем она была вызвана?
9) Какова роль СССР в мировой политике после Второй мировой войны?
10) Как изменилась советская внешнеполитическая доктрина с приходом к руководству страной Н.С.Хрущева?
11) С какими инициативами по разоружению выступила советская сторона в рассматриваемый период? Каков их результат?
12) В чем заключались противоречия во внешней политике СССР в рассматриваемый период?
13) Охарактеризуйте основные черты застоя в экономической и духовной жизни СССР.
14) Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР и как власти реагировали на зарождение диссидентства в стране?
15) Чем объяснялись значительные вложения средств в развитие ВПК СССР?
16) Назовите предпосылки начала процесса реформ в СССР после 1985 г.
17) Какие достижения периода перестройки в общественно-политической жизни страны являются, на ваш взгляд, самыми важными?
18) Чем объяснялась непоследовательность и потеря темпов реформ М.С.Горбачевым?
19) Проиллюстрируйте на конкретных примерах проявление нового мышления в советско-американских отношениях. Покажите, в чем проявились противоречия данной концепции?
20) Какое значение для стран Восточной и Центральной Европы имели начавшиеся в СССР модернизационным процессы?
21) Существует мнение, что в результате реформ СССР проиграл холодную войну. В качестве победителя называются Соединенные Штаты Америки. Какова ваша точка зрения?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Андреев, И. Л. История России с древнейших времен до 1861 года [Электронный ресурс] : учебник / И. Л. Андреев, Н. И. Павленко, В. А. Федоров ; СГАУ. - 5-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М.: Юрайт, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Учебник для вузов. Электронная версия)
2. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Проспект, 2011. - 480 с.
3. Кириллов, В. В. История России [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Кириллов ; СГАУ. - 4-е изд. - Электрон. текстовые дан. - М.: Юрайт, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Учебник для вузов. Электронная версия)
4. Кириллов, В. В. История России: учебное пособие / В. В. Кириллов. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2011. – 661 с.
5. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011. – 712 с.
Дополнительная
1. Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М.: РОССПЭН, 2004. – 486 с.
2. Арсланов, Р.А., Мосейкина, М.Н., Керов, В.В., Ершова, О.П., Джангирян, В.Г. История России: Курс лекций. – М.: РУДН, 2003. – 784 с. / [Электронный ресурс]. URL: http://bookz.ru/authors/arslanov-ra/arslanov_ra01/1-arslanov_ra01.html
3. Барсенков А.С.История России. 1917-2007: учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 826 с.
4. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991. / Е. Верт – М.: Весь Мир, Инфра-М, 2003. – 544 с.
5. Шестаков, В.А.Новейшая история России. / В.А. Шестаков. – М.: АСТ, 2008. – 480 с. URL: http://anyreads.com/read/#280865
6. Уткин, А.И.Мировая холодная война. / А.И. Уткин. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. – 736 с. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/utkin_anatoliy_ivanovich/mirovaya_holodnaya_voyna/read_1/
Лекция 12