Кризис крепостничества в России к серединеXIX в.
«Эпоха великих реформ» 1860-х гг., начавшаяся с отмены крепостного стала порождением целого комплекса факторов и социально-экономического кризиса, который охватил российское общество середины XIX в., связанного с крепостной системой, ее неспособностью соответствовать требованиям времени и интересам формирующегося третьего сословия - буржуазии.
Активное развитие российской экономики первой трети XIX в., начавшийся промышленный переворот формировали потребность в свободных рабочих руках, развитие предпринимательства и новом подходе к хозяйствованию, в появление людей не только предприимчивых, но и мыслящих по-другому, чем помещики. Наиболее ярко кризис крепостничества проявился в 40-50-е гг. XIX в. Он был связан с падением сельскохозяйственного производства и разорением помещичьих хозяйств.
В основе жизни дворянского поместья находился труд крепостных крестьян, выполнявших различные феодальные повинности, включая традиционные барщину и оброк. Те поместья, которые строились в основном на барщинных отработках, испытали кризис производства в большей степени, чем оброчные хозяйства. Низкий уровень производства барщинного хозяйства, отсутствие современной сельскохозяйственной техники и агрикультур, использование внеэкономических методов принуждения к труду делали труд крестьянина неэффективным. Другими словами крестьяне продолжали работать на барской запашке в течение всей недели с раннего утра до позднего вечера, обрабатывая землю по старинке сохой или плугом. На собственное хозяйство у крестьянина времени практически не хватало. И в таком состоянии находилась большая часть крестьянского населения, около 70%. Прирост сельскохозяйственного продукта достигался в основном экстенсивным путем. Производительность труда в аграрном секторе сохранялась низкой, урожайность, была в несколько раз ниже, чем в Европе, что негативно сказалось на продовольственном обеспечении армии в годы Крымской войны. Технический уровень так же был низкого уровня. В среднем техники и минеральных удобрений применялось (только в некоторых помещичьих хозяйствах) в десятки раз меньше, чем в развитых странах мира.
Низкий уровень эффективности барщинного хозяйства, падение его доходности и высокие траты на содержание штата управляющих и стремление поддержать привычный для них уровень жизни с балами и выездами, заставляло помещиков обращаться в кредитные учреждения. В результате к середине XIX в. наблюдается рост задолженности помещиков этим учреждениям. Попытки решения долговых вопросов связанны были с тем, что помещики стали закладывать свои земли и крепостных или, что совсем плохо продавали имения с аукциона. Практика закладывания имений получила столь широкое распространение, что к концу 1850-х гг. заложенных и перезаложенных имений или земель составляло более 60% от всего имеющегося у помещиков земельного фонда. Полностью потеряли свои земли за долги примерно 20% помещичьих семей. А эта ситуация еще больше усугубляла спад сельскохозяйственного производства в стране.
Не последнюю роль в развитии кризиса крепостничества сыграл социальный фактор, связанный с настроениями крестьян и ростом их выступлений в 1850-е гг. Протест крестьянства против крепостничества проявлялся в традиционных формах: отказ от работы или задержка выплаты оброка; порча инвентаря; массовые побеги; поджоги и разграбления поместий, лесных угодий; в меньшей степени – убийства управляющих. Причиной роста крестьянской агрессии в отношении помещиков были не только высокая степень загруженности на барской запашке и невозможность обработки собственного небольшого земельного участка, но моральное состояние крестьян, их угнетенность не возможность пожаловаться на помещика. Достаточно вспомнить русскую литературу середины XIX в. (Н. Гоголь «Мертвые души, И. Тургенев «Му-му», Вс. Крестовского «Петербургские трущобы» и др.), что бы понять какие издевательства терпели крестьяне от своих помещиков. Поэтому неудивительно, что среди крепостных активно распространялись слухи о скором освобождении, что только накаляло социальную ситуацию в стране. В результате к середине XIX в. частота крестьянских выступлений выросла почти в четыре раза по сравнению с началом века (с 651 крестьянских волнений в первой четверти XIX в. до 1010 волнений в 1855-1861 гг.).
Обострение «крестьянского вопроса» пришлось на правление Николая I. Николай Павлович, понимая все проблемы крепостничества, пытаясь провести определенные реформы, тем не менее, так и не решился на отмену крепостного права, считая эту меру преждевременной. Но тяжелая ситуация сложившая в России в ходе позорной для России Крымской войны (1853-1856 гг.), падение производства, экономическая отсталость страны, финансовый кризис и др., заставили молодого императора Александра II начать обсуждение «крестьянского вопроса» и подготовку отмены крепостного права.
6.2 Правление Александра II(1855-1881 гг.).
Подготовка и реализация реформы 1861 г.
В первый год царствования на имя Александра II стали поступать и письма с критикой существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Широкую известность тогда получили критическая записка П.А. Валуева «Дума русского» и серия «политических писем» М.П. Погодина, которые предлагали «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания».
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной в марте 1856 г. перед представителями московского дворянства, в которой царь вынужден был время сказать о необходимости приступить к подготовке освобождения крестьян. Он указал на опасность дальнейшего сохранения крепостного права, заявив, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». Подавляющее большинство российского дворянства выступало против реформ. Царя поддерживала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили ряд проектов отмены крепостного права, которые предусматривали разные условия освобождения крестьян. Всего было представлено более сотни различных проектов, которые условно можно разделить на три группы.
Помещики нечерноземной полосы, где преобладали развитые товарные отношения, широкое распространение получили крестьянские промыслы, оброк, предлагали освободить крестьян с землей сразу, но с «вознаграждением» помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян» («Записка» тверского губернского предводителя дворянства А. Унковского). Помещикичерноземной полосы с развитым земельным владениембыли заинтересованы в сохранении максимального количества земли и крестьянского хозяйства, которое необходимо было для обеспечения рабочими руками поместья («О мерах освобождения крепостных крестьян» полтавского помещика М. Позена). Помещикистепной полосы были заинтересованы в личном освобождении крестьян с землей и предоставление им гражданских прав при установлении «переходного периода» сроком на 10-12 лет, во время которого сохранялось бы отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении (славянофил, помещик Самарской губернии Ю. Самарин).
Все проекты объединяло стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков и самодержавную монархию, создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства, но главное - не допустить «пугачевщину».
Выработка основ крестьянской реформы была возложена на Министерство внутренних дел. В 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Александр II стремился добиться от самих помещиков инициативы в деле подготовки реформы. Первыми изъявили на это согласие помещики западных губерний. В ответ 20 ноября 1857 г. последовал царский рескрипт генерал-губернатору В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки местных проектов крестьянской реформы. Затем последовали рескрипты петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и остальным губернаторам. С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной, а Секретный комитет был переименован в 1858 г. в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии».
Обсуждение «крестьянского вопроса» заняло центральное место в русской прессе, издаваемой за границей - «Полярной звезде», «Голосах из России», особенно в «Колоколе» А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В органе западников «Русский вестник», в умеренно-либеральном журнале «Атеней», в славянофильских журналах «Русская беседа» и «Сельское благоустройство», в «Журнале землевладельцев», служившем трибуной для выражения помещичьих взглядов. В журнале «Современник», в опубликованных статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» проводилась идея немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа.
В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, пользовавшиеся самостоятельностью и подчинявшиеся императору. Они должны были рассматривать предоставленные материалы и составлять проекты законов об освобождении крестьян. Председателем комиссий был Я.И. Ростовцев. Он был «беспоместным» дворянином, т.е. не имел ни земли, ни крепостных крестьян, а следовательно, не принадлежал ни к какой «помещичьей партии» и мог последовательно проводить правительственную линию, пользуясь поддержкой императора.
Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу вызвало необходимость создания в 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Председателем Земского отдела был назначен Н.А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, являясь, «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».
В 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу. 19 февраля 1861 г. одновременно императором были подписаны проект «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости». Текст Манифеста был составлен Н.А. Милютиным и Ю.Ф. Самариным, но по повелению царя был переделан московским митрополитом Филаретом. Новый текст придал Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. Он проводил идею «добровольности» и «жертвенности» дворянства, пожеланиям которого пошел государь; призывал крестьян к «спокойствию и благоразумию», к неукоснительному выполнению установленных законом повинностей.
Содержание реформы 19 февраля 1861 г. «Положения» 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов, действие которых распространялось на 45 губерний и касалось только частновладельческих крепостных крестьян.
Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые «добавочные сборы» натурой. Помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. Крестьяне долгое время находились на положении «временнообязанных» и продолжали нести установленные «Положениями» феодальные повинности - оброк и барщину. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу по обнародовании «Положений», либо по обоюдному соглашению с помещиком или по его одностороннему требованию. Сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не имели права.
Исходя из Манифеста и «Положений»:
1. Крестьяне получали личную свободу, статус сельских обывателей и элементарные экономические и гражданские права:
2. Имели право на собственность.
3. Могли защищать свои права в суде.
4. Крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения.
5. Разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи.
6. Крестьяне могли вступать в брак без согласия помещика.
7. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т. е. усадьбы (дом с огородом) и пахотной земли.
Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время ее составления, согласно закону,не должно было превышатьдвух лет. В случае если помещик и крестьяне не приходили к единому мнению в дело вступал мировой посредник. Он и принимал окончательное решение по спорным вопросам.
Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Они призваны были проводить правительственную линию - учитывать государственные интересы, пресекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Но будучи сами помещиками мировые посредники защищали, в первую очередь, помещичьи интересы.
Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону крестьянин не мог отказаться от надела, должен был полностью рассчитаться с податями и повинностями, в том числе с рекрутской.
Были установлены максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов, в рамках которых должны были договориться помещик с крестьянами. В случае невозможности компромисса вопрос так же решался мировым посредником. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем основным зонам. Земли сверх нормы изымалась - отрезались - у крестьянина. В целом по стране крестьяне потеряли до 20% угодий.
Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли. Помещику крестьянин выплачивал сам 20-25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками. Государство оплачивало 75-80% выкупа в виде ссуды крестьянам, которую он должен был возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.
Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая:
1. Становиласьюридическим собственником земли крестьян.
2. Распределяла землюмежду общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.
3. Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов,который совершался с помощью системы круговой поруки.
4. Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь домохозяева - главы семей, являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.
5. На сельском сходе выдвигались представители на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.
Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Более половины было подавлено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне считали обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю».
Историческое значение реформы1861 г. заключалось в том, что:
1. она была величайшим прогрессивным событием в русской истории, положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу к индустриальному обществу;
2. дала свободу миллионам людей;
3. способствовала социальным изменениям страны, появлению новых социальных групп – буржуазии и пролетариата;
4. создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования;
5. способствовала изменению нравственного климата в стране, повлияла на развитие общественной мысли и культуры в целом.
Но при этоминтересы помещиков и, особенно, государства в реформе учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение фундаментальных пережитков крепостничества - крупное помещичье землевладение - и элементов традиционных структур. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий, что затрудняло хозяйствование. В пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшего, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в. В условиях земельного голода крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась т.н. отработочная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями. Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию.
Сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и крестьянина - настоящего хозяина на земле. Она способствовала сохранению коллективистских настроений, но с развитием рыночных отношений превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.
Реформаукрепила самодержавие. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала ХХ в.