IV. Социально-психологический аспект проблемы.
Открывающие для себя истины, миру уже давно известные. Никогда не шедшие в одном направлении с кем бы то ни было. Не принадлежащие ни к одному из сообществ Земли. Не имеющие традиций Востока. Не имеющие традиций Запада. Стоящие вне времени, не затронутые всемирно-историческим процессом.
Тускло и мрачно существующие, лишённые силы и энергии. Оживляемые злодеяниями. И смягчаемые рабством. Живущие ограниченным настоящим, без прошлого и будущего, посреди застоя и оцепенения, в котором истинное развитие человека так и не началось. Имеющие прошлое, не оставившее никакого следа в душе. И не имеющие ничего индивидуального, на что могла бы опереться живая мысль.
Взращённые на культуре заимствования и подражания. И чуждые самим себе, не принимающие даже истинное. Не обладающие даром внутреннего развития и естественного прогресса. Растущие, но не созревающие. Не движущиеся к цели, но блуждающие в небытии.
Существующие не для жизни, как существует всё иное, но существующие во имя реализации трансцендентной миссии, до конца ещё не осознанной. Одинокие посреди окружающего мира, будучи не в состоянии обрести себя посреди остального, иного человечества.
Призванные ответить на вопросы, поставленные человечеством. Призванные решить неразрешимые проблемы. Призванные вершить суд Совести. И быть им.
Таковы наблюдения. Наблюдения, сделанные изнутри. И возникает ощущение, что речь идёт здесь об инопланетной цивилизации, по каким-то причинам оказавшейся в пределах Земли. Она здесь, среди остальных землян. Но одновременно её как бы и нет: она остаётся в стороне от всего иного мира, совершенно не вписывается в него, абсолютно не адаптирована к так называемым «нормам» человеческого общежития и ведёт себя психологически не вполне адекватно. Что скрывается за всем этим неадекватным, «внеземным» поведением?
В каждом историческом камуфляже лежит два слоя: глубинный, он подлинный; и поверхностный, он мнимый, случайный. Под вторым, внешним слоем Российской моноцивилизации скрывается народ, отличающийся от многих других не только этнически, но, что более важно, отличающийся по возрасту: народ очень молодой, находящийся ещё в стадии роста, стадии становления. Это абсолютно новый народ. А недостаток всякого нового народа заключается в том, что на его ранней стадии развития у него нет и не может быть своих собственных идей. И если он начинает расти в среде, где прежде существовала или существует древняя цивилизация, он перенимает её идеи.
Так возникает исторический камуфляж, поверхностный, мнимый, случайный. России, как цивилизации ещё не развившейся, находящийся в стадии становления, потребуются ещё столетия, чтобы она смогла обрести собственные идеи и заповеди и смогла претендовать как на власть (подобающее ей место в сообществе наций), так и на своё место во всемирной истории. Россия в поиске, и юность бьёт в ней через край: в поисках своего Я, в поисках собственных открытий она прикрывается тонкой плёнкой греко-византийского православия, восточно-туранской политической системой и европейской идеологией марксизма. При этом бросается в глаза абсолютная неистинность данного исторического камуфляжа. И это - тоже наблюдения. Наблюдения, сделанные извне.
Каждая из культур имеет собственную форму, идею, страсти, жизнь, желания, чувствования, смерть. Есть ли всё это у России? Если нет, то сумеет ли, успеет ли она всё это обрести? Россия сегодня переживает уныние в связи с упадком культуры. Налицо первый признак её декаданса. Постепенно в стране появляется «масса»: та, что борется с традициями и культурой, та, что являет собой черты лишённой будущего, неизбежной формы человеческого существования. После переоценки всех своих ценностей, их отрицания, российская культура, ещё не достигнув стадии расцвета, пика развития, постепенно входит в стадию цивилизации: этап, отражающий симптом вырождения культуры. Цивилизация, не получившая своего полного развития, исчерпавшая свой макрокультурный ресурс.
Мы видим народ, беспредельно талантливый, способный на великие свершения. Но абсолютно несчастный. Народ, веками живущий в лабиринте Средневековья, и не способный выбраться из него. Народ, всецело заполненный Любовью и Добротой (в иной интерпретации это именуют Словом Бог), и обречённый… на самоистребление. Народ, способный на любые жертвы… в узах векового рабства. И это - тоже наблюдения. Наблюдения со стороны.
Мы не знаем, где мы стоим. И мы не знаем, куда движемся. Мы знаем, как надо. Но мы всё равно сделаем, как хотим. Мы используем ненормативную лексику как никто в мире. И, возможно, это действительно от нелюбви к Жизни. Мы талантливы. Хотя, быть может, лишь два столетия нашему таланту. Насколько человек талантлив, то он и имеет, так он и живёт. Но этого ещё недостаточно. Великая нация, великая культура - это не только талант. Это и огромная работоспособность, чего нам заметно не достаёт. Но и это ещё не всё.
Вопрос о том, как живёт нация, решает не только её талант (Энергия, идущая «сверху», от Бога), её работоспособность (энергия, идущая «снизу», от «тела»), но решает и её самоуважение (Энергия, идущая от внутреннего Духа). Когда в стране, в нации есть талант, но нет самоуважения, многие изобретения и открытия в ней будут никому не нужны. Нет самоуважения - нет вдохновения, нет желания, нет желаний, нет устремлений «вверх»: к Абсолюту, к Истине. Будут приняты, востребованы лишь те изобретения и открытия, работающие на государство, на его бюрократическую элиту. Это дегенерация Духа, катализирующая и разложения «тела».
Тот, у кого таланта нет, но есть самоуважение (т. е. вдохновение), жить будет во многих отношениях лучше, чище, «прибраннее». В этом плане привычная для нас повсеместная «замусоренность» (сор физический и сор космический) и привычная повсеместная бедность - это следствие отсутствия самоуважения: нет Божественного Вдохновения, но есть сознательный и бессознательный суицид по причине психопатологического дискомфорта и психологической усталости.
Сахарцы, переселившись в Швецию, превратили её в Сахару; шведы, переселившись в Сахару, превратили её в Швецию: мораль данной притчи вполне очевидна. Не уважающие, не вдохновляющие себя - не уважают, не вдохновляют других. Не смогут уважать, не смогут вдохновить. Страну, цивилизацию, культуру превращающие в своё подобие: «хлеба и зрелищ»! Именно так Эллинская культура сменялась Римской цивилизацией. Именно так русская Культура сменяется Российской цивилизацией. Лишённые Вдохновения, цивилизации идут на смену Культуре.
К чему, зачем, почему приходят Цивилизации? Они приходят, чтобы лишить Вдохновения. Чтобы лишить тем самым полноценной Жизни. Настанет время, и Российская цивилизация, осознавая комплекс вины, уйдёт со всех чужих земель, со всех завоёванных путём тотального насилия территорий. Так, как это рано или поздно сделали иные великие империи. И когда Россия, наконец, оставит всех их, даст им свободу, в них снова вернётся Вдохновение. И Восточная Пруссия, и Южные Курилы - преобразятся, обретут второе Рождение и расцветут. Потому что немцы и японцы - очень уважают себя. Они так же талантливы, как и мы. Но они невероятно работоспособны, не как мы. И они уважают себя настолько, что это рождает в них то Великое Вдохновение, которое позволяет им не только творить, но и обращать Творимое на пользу людям: всем людям, но не только элите, не только государству.
ХХ век возвратил в Россию рабство. Раб - это человек, превращённый в ничто (кто был никем, тот стал ничем), а ничто не может себя уважать, Оно не может быть вдохновляемо, ибо Оно не принадлежит даже самому себе. Оно не работоспособно, потому что работает не на себя, работает по принуждению. Но даже если в этих условиях Оно в состоянии первым в мире выйти в Космос: значит, Оно бесконечно талантливо. И Оно мстит за такое отношение к себе, Оно ненавидит государство, закабалившее и ограбившее его, и в ответ пытается вернуть хотя бы часть утраченного. Именно отсюда проистекает многовековой русский феномен тотального, повсеместного воровства: Оно чувствует, что не грешит, а восстанавливает справедливость: возвращает своё, по праву собственности.
Не только сам народ эволюционирует в сторону «массы», но само государство (прежде всего государство тоталитарного типа) творит выгодную ему «массу». Мужчины при этом становятся слабыми, тривиальными и «прозрачными», утрачивают свои основные качества, вначале переставая быть мужчинами, затем - людьми. Заполняя образовавшийся в такой системе вакуум, женщины постепенно, сознательно и бессознательно, становятся неестественно сильными, компенсируя недостаток иной половины. Они тоже теряют, но, в силу большей устойчивости, в значительно меньшей степени свою естественную природу.
Происходит глобальная деформация: деформация пола. За неё несёт ответственность современная цивилизация, прежде всего Западная цивилизация - с её идеей всеобщего блага и всеобщего равенства, что и порождает явления эмансипации и феминизации. И за неё несёт ответственность тоталитаризм. Необходимо вернуть утраченное: мужчинам - самих себя, женщинам - чувство самих себя, способность вновь обрести себя. Но заметит ли человечество эту проблему, а если заметит, сумеет ли её разрешить? Привить силу - одним, и слабость - другим, внешне просто, но совсем не просто внутренне, истинно.
Российское общество всегда было расколото. На власть, пренебрегающую народом. И народ, пренебрегающий государством. Здесь было и всегда есть всё: западники и славянофилы, «белые» и «красные», «верхи» и «низы», «традиционалисты» и «современники… Стоит одной из частей общества поднять голос, как тут же активизируется другая, противоположная, не давая тем самым реализоваться назревшей тенденции. Интересен известный пример. Александр II, представитель «верхов», стремится реализовать демократическую, в интересах «низов», тенденцию-альтернативу. В ответ активизируются представители этих самых «низов» и насильственными действиями блокируют тенденцию!
«Раскол культур», как психопатологическое состояние общества, на века обеспечил России твёрдое и неуклонное… стояние на месте. Раскол, он всегда порождает конфликт. А конфликт на Руси и в России всегда решался не по-европейски: не на основе переговорного процесса и, как следствие, компромисса. Практически всегда результатом конфликта сторон является подавление слабого, проигравшего. При таких отношениях власть обретает государство-вотчину, с правом полного распоряжения в ней, а «масса» - слабую надежду на патернализм и веру в социальный утопизм.
В минуты кратковременного душевного подъёма мы можем впадать в русофилию. Мы начинаем говорить о том, что создали в своё время великое государство с его великой культурой. И живём при этом в самых неблагоприятных в мире природно-климатических условиях уже вторую тысячу лет. Мы имеем (в соответствии с рядом авторитетных исторических оценок) свою, особенную «отличительную культуру», являясь центром Восточной православно-христианской цивилизации. Мы удивили и удивляем мир своими достижениями и доказали ему, что, когда захотим, может быть первыми и лучшими во многих сферах человеческой деятельности, не только военно-технической.
Мы можем утверждать, что входили и входим в число великих наций, великих государств и великих культур. Как по итогам столетия, так и по итогам тысячелетия. А, возможно, и по итогам всего пятитысячелетнего культурно-цивилизационного исторического процесса. И мы по сей день можем создавать то, что не может создать никто, побеждать там, где не сможет победить никто, поступать так, как не поступит никто… И мы - никогда не отставали от Запада.
Всё это - эмоции. Но если это - эмоции, если это - заболевание, то это хорошие эмоции, и это - хорошее «заболевание». С одним лишь недостатком: в свете этих эмоций не видна, «засвечивается» Истина.
В минуты долговременного душевного надлома мы страдаем русофобией. Мы начинаем говорить, что мы - хуже всех. Во всём отстаём. И хорошо там, где нас нет. Постоянно догоняем - и не можем догнать. Живём в государстве, которое никогда не было свободным: в стране рабов - стране господ. Которая сама живёт с постоянной думой о войнах, чужих землях, но не в заботе о народе. Эгоцентричная власть, недалёкая и бессердечная. Инертный народ, не умеющий и не любящий работать, привыкший не с Любовью обустраивать свой дом, свою жизнь, но привыкший цинично пренебрегать и разрушать. И в этих условиях безнадёжно отставшая и опустившаяся Россия не догонит Запад никогда.
Всё это - тоже лишь эмоции. Эмоции сонного, ещё не пробудившегося Сознания, рождающего поток отрицательной энергии от не лучших впечатлений от российской действительности. Это патологическая русофобия, заболевание души. И это - «плохое» заболевание, затмевающее собой Истину. Это боль ещё не рождённой России, её многовековые страдания и болезни, через нас прорывающиеся из её «ядра» наружу, вовне.
Россия тем самым «изливает» свою Душу, «отводит» её. А в минуты душевного подъёма Она самоуспокаивается, самонастраивается, чтобы вернуться к Истокам, чтобы получить Вдохновение и начать Движение. Не к всеобщему благополучию, что является признаком социализма (на микроуровне) и признаком цивилизации (на макроуровне), а к всеобщей целостности, к Истине, что является признаком культуры: великой Культуры.
V. Россия и Восток.