Политические и правовые идеи в учениях Древнего Египта

Древний Египет со времени появления в нем рабовладельцев и рабов на протяжении тысячелетий представлял собой рабовладельческое общество. В нем продолжали иметь место пережитки первобытнообщинного строя. Долго сохранялась сельская община. Наряду с эксплуатацией рабов происходила и эксплуатация свободных земледельцев и ремесленников, облагаемых повинностями в пользу государства и в пользу представителей служилой и землевладельческой знати.

Древнее государство Египта было организовано в форме восточной деспотии во главе с фараоном. Появление такой формы правления государства объясняется тем, что использование вод реки Нила для искусственного орошения требовало создания сложных ирригационных сооружений, поддержание которых обеспечивалось в то время политической централизацией.

Активно используя огромные массы рабов, свободных земледельцев и ремесленников, широко применяя внеэкономическое принуждение для получения прибавочного продукта, рабовладельцы использовали и насаждали свою политическую и правовую идеологию.

«Поучение Птахотепа»

Политическую и правовую мысль верхушки египетского общества раскрывает «Поучение Птахотепа», относящееся к III тыс. до н.э., но сохранявшее свое значение и позднее.

Птахотеп– один из представителей египетской знати, занимавший высокую должность визиря (джати) – главы всего административного аппарата. В преклонном возрасте он подводит итоги накопленной житейской мудрости. В «Поучении Птахотепа» отражены взгляды по вопросам общественного и государственного строя.

Птахотеп исходит из необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе, – плохой; высший – ценный, благородный. Он призывает «низших» относиться с покорностью и смирением к «высшим».

Он внушает «низшим», что их благополучие зависит от доброй воли и благожелательности «высших».

Вместе с тем Птахотеп призывает «высших» не быть заносчивыми в обращении с «низшими». Могущество кротости больше могущества силы. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме царя и бога.

Птахотеп испытывает страх перед всякого рода переменами. Достигнув старости, человек должен сказать детям своим то же, что было сказано ему его отцом: к старым заветам нельзя ничего прибавлять и в них ничего нельзя изменять.

В представлениях Птахотепа о государстве отражаются особенности государственного строя Египта. Слово «бог» часто отождествляется со словом «фараон». Беспрекословное повиновение фараону, начальнику объявляется высшей добродетелью чиновника. Согни спину, говорил Птахотеп, перед тем, кто начальник твой, начальник твой в доме царя: будет дом твой превосходен по богатству своему, и ты укрепишь дом.

«Поучение Гераклеопольского царя своему сыну»

Интересным научным памятником Египта, является наставление царя Ахтоя своему сыну, раскрывающее идеологию верхушки египетского общества в критический для нее момент.

Автор наставления советует придерживаться по отношению к народу суровой, но осторожной государственной политики. Он рекомендует, с одной стороны, жестоко расправляться с «мятежниками» и быть беспощадным к беднякам, притязающим на захват имущества рабовладельцев; с другой – указывает на необходимость некоторых уступок простым людям в стремлении предотвратить выступления народа.

Автор наставления говорит, что к беднякам необходимо относиться с недоверием, ибо они стремятся к захвату чужой собственности: «Неимущий жаден к тому, что принадлежит другому». Бедняков не следует брать в армию: «Бедный – это смута войска». Наоборот, богатый заслуживает полного доверия: «Не пристрастен богатый в доме своем, так как он владыка вещей и не имеет нужды».

С другой стороны, Ахтой рекомендует не злоупотреблять насилием по отношению к неимущим и высказывается против несправедливых наказаний.

Автор советует государю-царю ориентироваться на богатых, оказывать приближенным всяческую поддержку: «…Возвеличивай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам».

Ахтой придает большое значение поддержанию религиозного культа и почитанию покойных правителей: он призывает приносить щедрые жертвы богам, сооружать памятники, но не разрушать чужих для того, чтобы воздвигнуть свои.

В XVIII в. до н.э. в Египте произошло восстание бедноты и рабов, был произведен массовый передел имущества богачей, подверглись разгрому государственные учреждения. Однако стихийное восстание потерпело поражение. Ускорило подавление этого восстания вторжение из Азии кочевых племен – гиксосов, утвердивших свое господство в Египте более чем на сто лет.

«Речения Ипувера»

События, связанные с этим восстанием, отражены в Лейденском папирусе, известном под названием «Речения Ипувера». В образной форме автор рассказывает о происшедшем перевороте: «Земля перевернулась, подобно гончарному кругу. Разбойник стал владельцем богатств; богач превратился в грабителя...».

Свободные бедняки и рабы овладели имуществом богачей. Однако нет оснований считать, что в результате восстания было произведено обобществление имущества. Рабство сохранилось и после переворота.

Ипувер объясняет происшедшее волей богов и неумелой деятельностью царя-правителя. Рассказав о страшных событиях, Ипувер в заключение выражает пожелание, чтобы все вернулось к старому порядку, чтобы полностью было восстановлено все, что было раньше.

«Поучения Аменемопе»

Отражением идеологии египетской знати является также «Поучение Аменемопе», относящееся к эпохе Нового царства (X–IX вв. до н.э.). Оно написано человеком, обладавшим широкими полномочиями по управлению государственными делами Египта. Поучение обращено автором к своему сыну. Оно отражает настроения египетской знати в пору начавшегося упадка государства, когда знать была напугана восстаниями рабов и свободных.

Аменемопе призывает вельмож к умеренности и осторожности. Он предостерегает их против захватов чужих земель: «Не убирай межевого камня на границах полей».

Аменемопе объявляет того, кто грабит слабых, врагом города, грозит тяжкими наказаниями. Он требует от судей беспристрастия и обвиняет их во взяточничестве. Аменемопе предостерегает против злоупотреблений при сборе податей, против обирания крестьян при взимании натурального налога.

«Поучение Аменемопе» – это и религиозный труд. Бог определяет судьбу человека, человек бессилен перед его всемогуществом. При этом бога нельзя обмануть, так как он проникает в мысли человека. Поэтому автор призывает к смирению, покорности, внушает мысль о необходимости слепо повиноваться жрецам, игравшим главенствующую роль в формировании политической и правовой мысли Древнего Египта.

Наши рекомендации