Деятельность Временного правительства.

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Создание буржуазного государства означало:

а) приспособление царского аппарата к новым условиям;

б) создание буржуазией новых органов;

в) разрушение революционными массами наиболее ненавистных органов старого аппарата (смещение губернаторов, разгон полиции, изменение состава органов самоуправления).

Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство.

При правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, в которых определялся политический курс в той или иной области или разрабатывались законопроекты. Часть таких органов сохранилась от старой власти, другие были созданы после Февральской революции.

Продолжали функционировать Правительствующий Сенат – высший судебный орган страны, министерства иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции, путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государственного контроля, а также созданные в связи с войной Особые совещания по топливу, обороне, перевозкам, продовольствию, устройству беженцев. Некоторые из них подвергались реорганизации.

Временное правительство стояло далеко от разрешения вопросов социальной жизни, но оно не могло не создавать видимости попыток упорядочения трудовых отношений в интересах рабочего класса, разрешения продовольственной проблемы, обеспечения национального равноправия. С этой целью в мае были образованы новые министерства: труда, продовольствия, почт и телеграфов, исповеданий, общественного призрения. Создание новых отраслевых органов объяснялось политикой лавирования пришедших к власти меньшевиков и эсеров.

Правительство усиливало государственное вмешательство в частную экономику. Это проявлялось в установлении монополии государства над особо важными отраслями производства, в государственных инвестициях в частную промышленность, в предоставлении займов и заказов промышленникам. Усиление государственного вмешательства в дела частной экономики объяснялось сравнительно высоким уровнем развития государственного капитализма и относительной слабостью русской буржуазии. Эти мероприятия в государственном строительстве и экономическом регулировании должны были привести к укреплению государственного и монополистического капитализма в России. О планомерном проведении государственного и общественного контроля над производством, транспортом, распределением продуктов правительство объявило 6 мая, но успехов добилось только в слабо развитых отраслях.

Чтобы успокоить крестьян, которые нередко явочным порядком решали аграрную проблему, правительство создало Главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты для подготовки аграрного законодательства. Однако в эти органы (кроме волостных) вошли помещики, которые срывали их работу.

В политике Временного правительства важную роль играло Особое совещание по подготовке Положения о выборах в Учредительное собрание. Хотя находившиеся в Особом совещании кадеты связывали с Учредительным собранием надежды на прекращение революции, они не были заинтересованы в ускорении созыва этого органа, поскольку при постоянно усиливающейся большевизации масс выборы не дали бы им победы. Поэтому кадеты предлагали отсрочить созыв Учредительного собрания до конца войны.

Для подготовки законопроектов, составления заключений по юридическим вопросам в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание при правительстве. В Юридическое совещание вошли крупнейшие юристы России. Этим было обеспечено высокое качество юридических актов, принимавшихся правительством.

Совещание уделило много внимания вопросам местного управления и самоуправления. В июне-июле оно рассмотрело акты о городских выборах на демократической основе и о введении земств в неземских губерниях. Эти меры способствовали демократизации управления в России, но вместе с тем передавали управление местной буржуазии, расширяли социальную базу правительства.

Резко негативную реакцию в Юридическом совещании вызывали вопросы автономии, особенно национальной. Попытки создать национальные самоуправления для бурят, киргизов и калмыков были отвергнуты. Однако оно вынуждено было считаться с политической обстановкой: 27 июля Юридическое совещание рекомендовало предоставить женщинам право занимать государственные должности, а 25 июля, чтобы сбить накал крестьянского движения, оно одобрило создание примирительных камер для разрешения земельных конфликтов: в интересах помещиков этими органами решение аграрных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания.

В развитии буржуазной государственности в России в 1917 г. наметился ряд тенденций. Первая – это децентрализация бюрократически централизованной России. Децентрализация облегчала местной буржуазии овладение экономикой своих регионов, расширяла возможности в выборе средств борьбы с революцией на местах, так как в руках буржуазии оказывались суд и милиция. Наконец, децентрализация нужна была потому, что слабое Временное правительство не справлялось с управлением огромной страной: были созданы административные автономии в Туркестане и Закавказье. Децентрализации способствовало нарушение межрегиональных хозяйственных связей в стране в результате разрухи и усиления партикуляризма местного хозяйства.

Другой тенденцией развития буржуазной государственности в России была демократизация местного управления. Проводимая по инициативе народных масс, она встречала сопротивление правящих кругов и крупного капитала, так как позволяла трудящимся создавать свои организации, осознавать свои классовые интересы и объединяться для их защиты. Демократизация способствовала углублению революции и потому была неприемлема для буржуазных верхов.

В совокупности эти тенденции развития буржуазной государственности в условиях ослабления правительства вели к усилению местных властей в ущерб центральной власти. К сентябрю 1917 г. правительство почти не контролировало страну.

Таким образом, за восемь месяцев буржуазная государственность в России претерпела серьезные изменения. 1 сентября монархию сменила республика, бюрократически централизованная, «единая и неделимая» Россия стала децентрализованным и в основном демократическим государством. Российский унитаризм эволюционировал в сторону федерализма в связи с буржуазным национальным движением и в не меньшей мере попытками буржуазии отделиться от революционного центра страны государственными границами.


Наши рекомендации