Изменения в государственном строе Российской империи.

Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, находящихся на действительной службе, учащихся, «бродячих инородцев», неоседлых народов.

Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян-домохозяев. Для первых двух курий был установлен высокий имущественный ценз, третья курия формировалась по сословному принципу.

Выборы были многостепенными (наиболее сложными – четырехст пенными – для крестьян).

Съезд уездных землевладельцев должен был избрать 34% выборщиков, съезд городских избирателей – 24%, съезд уполномоченных от волостей и станиц – 42%.

Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

Учреждение Государственной Думы, т.е. Положение о ней, определяло ее компетенцию как органа, создаваемого для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, передаваемых императору через Государственный Совет, т.е. законосовещательного органа. Она имела право законодательной инициативы, исключая Основные законы государства. Дума получила право обсуждения государственного бюджета (ограниченное различными оговорками). Положение о Думе определяло ее большую зависимость от императора. По указу императора Дума могла быть распущена досрочно. Его же указами устанавливалась продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерывов в течение года.

17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифестом провозглашалось объединение деятельности правительства, по претворению в жизнь таких мер, как дарование населению основных гражданских свобод; распространение избирательных прав на те слои населения, которые были прежде их лишены; предоставление Думе законодательных полномочий.

Абсолютная монархия в России превращалась в конституционную монархию. Нормы Основных государственных законов, действовавших на тот момент в России требовали новой редакции.

19 октября 1905 г. был опубликован следующий Манифест царя: «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». Согласно этому акту, в целях объединения «деятельности высшего Правительства», Совет министров (совещательный орган при императоре) получал широкие полномочия. Председатель Совета министров теперь мог контролировать деятельность министерств и ведомств. Министры обязывались согласовывать с ним свою деятельность, предоставлять информацию «о всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях». Этим актом, хотя и крайне непоследовательно вводился принцип разделения властей.

В декабре 1905 г. был опубликован указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу...». Хотя принцип выборов по куриям, цензовая система и общие ограничения в избирательном праве сохранялись, в новых статьях рабочим предоставлялись ограниченные избирательные нрава. Тем самым значительно увеличивался круг избирателей по городской курии.

Для рабочих право избирать губернских и городских выборщиков было ограничено рядом условий. Многие губернии и города были вообще лишены права посылать представителей от рабочих.

Если для дворян выборы были двухстепенными, то для рабочих и крестьян устанавливались трехстепенные выборы.

По избирательным законам 1905 г. проводились выборы I-го и II-го созывов Государственной Думы. Их составы характеризовались большими группами крестьян, служащих, интеллигенции. По партийной принадлежности в I Государственную Думу попали: «кадетов» - 179 человек, «октябристов» - 16, «трудовиков» - 197, социал-демократов - 18 человек.

20 февраля 1906 г. (накануне созыва I-й Думы) было принято новое «Учреждение о Государственной Думе», призванное реализовать обещания, данные в Манифесте от 17 октября 1905 г. Роль Думы была сильно ограничена. Хотя она и наделялась законодательными правами, но принятые законопроекты, подлежали утверждению Государственным Советом и императором.

Всё же Дума получила возможность рассматривать бюджет и отчет по его выполнению, что ограничивало царскую власть бесконтрольно распоряжаться финансами. Дума обладала законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением основных государственных законов.

Она получила право подавать запросы к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными Сенату. Министры были обязаны давать ответ на запросы или извещать Думу о причинах, невозможности это сделать (не позднее одного месяца со дня получения ими запроса). По вопросам, которые не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка», министры и главы ведомств имели право отказаться от каких-либо разъяснений.

20 февраля 1906 г. был опубликован указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета», по которому из совещательного органа при императоре он превращался в верхнюю палату российского парламента. Председатель и вице-председатель Государственного Совета, как и прежде, назначались императором. Но если раньше состав Государственного Совета полностью назначался монархом, то теперь он назначал только половину его членов. Другая половина - избиралась сроком на 9 лет, причём каждые три года одна треть выборных членов переизбиралась. Выборы членов Государственного Совета производились не населением, а дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами по специальным спискам. Несколько членов избиралось Синодом от православного духовенства, 6 членов Государственного Совета избирались от Академии наук и университетов. Естественно, что в Государственном Совете преобладали крупные помещики с консервативными взглядами.

Важным итогом, юридически закрепившим изменения в государственном строе России в результате первой русской революции, стал утвержденный 23 апреля 1906 г. «Свод основных государственных законов». Формально «Основные законы» имели характер конституционного акта. В них подтверждалось создание Государственной Думы, реорганизация Государственного Совета, образование Совета министров. Но положения Основных законов принимались в условиях спада революции, и в ряде моментов отступали от обещаний, данных в Манифесте от 17 октября 1905 г.

Хотя характеристика власти императора как власти «неограниченной» уже не фигурировала, но её вполне заменяла формула ст. 4: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть…». Отныне Российский Император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название Третьеиюньской монархии. Законы утверждали основы правового статуса подданных, регулировали порядок образования, построения и деятельности государственных органов, служили базой для текущего законодательства.

Государственный строй России в результате первой русской революции претерпел существенные изменения: абсолютизм превратился в конституционную монархию. Однако это превращение было далеко неполным, так как конституционные ограничения монарха были весьма узкими и при необходимости могли легко преодолеваться.

Развитие права.

В связи с развитием революционного движения в России широко использовалось чрезвычайное законодательство: Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (1881 г.) и Правила о военном положении (1892 г.), предоставлявшие широкие права полицейским органам и военным властям в борьбе с революционным движением.

19 августа 1906 г. царское правительство в порядке чрезвычайного законодательства ввело Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало их создание в местностях, объявленных на военном или чрезвычайном положении. Военно-полевым судам было подсудно любое дело, имевшее в какой-то мере политический характер. Дело рассматривалось в течение двух суток без предварительного расследования.

После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты в 1905-1906 гг. временные правила о печати, собраниях, союзах. Они не соответствовали тем обещаниям, которые давались Манифестом, и устанавливали различные существенные ограничения в использовании свободы слова, печати, собраний, союзов.

Временные правила о печати (указы от 24 ноября 1905 г., 18 марта и 26 апреля 1906 г.) провозглашали отмену общей и духовной цензуры. Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введением целого ряда требовании и условий, при наличии и соблюдении которых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа.

4 марта 1906 г. был издан указ О временных правилах о собраниях. Позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но такие, на которых присутствуют только члены законно существующего общества или союза. Для устройства публичных собраний устанавливалось много существенных ограничений.

Временными правилами об обществах и союзах, подписанными 4 марта 1906 г., были разрешены профсоюзы. Но их создание и деятельность, как уже указывалось выше, были ограничены различными требованиями и условиями. Министру внутренних дел давалось право закрывать общества и союзы, если их деятельность «признается им угрожающей общественному спокойствию или безопасности».

Таким образом, царизм в годы реакции в значительной мере сократил права и свободы, завоеванные в первой русской революции, но ликвидировать их в полной мере не посмел.

В годы первой русской революции и в последующие годы реакции продолжало действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции 1885 г.). Еще в 1881 г. были начаты работы по составлению нового Уголовного уложения. Проект был подготовлен в 1895 г., рассмотрен Государственным Советом и в 1903 г. утвержден императором, но в действие не был введен.

Новое «Уголовное уложение» объединяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В новом Уложении четко различались общая и особенная части.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие определения понятия преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержание Общей части оказали влияние основные принципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распространялся на всех пребывающих на ней лиц.

Преступление определялось как «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Возраст наступления уголовной ответственности был изменён с 7 до 10 лет.

Особенная часть разделялась на 37 глав, которые включали 615 статей. В них определялась ответственность за преступления, против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность и т.д. Более четко, по сравнению с предыдущим законодательством, определялись признаки составов отдельных преступлений.

Уложению 1903 г. были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ в.

Первой из них являлось изменение уголовного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уголовного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как деяния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом наказания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

Второй тенденцией являлось усиление ответственности за государственные преступления. Главы же об ответственности за бунт против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома; о государственной измене и о смуте вводились в действие в 1904-1906 гг., в условиях бурного развития революционной борьбы. За совершение таких деяний, а также за участие в «сообществе», организованном для посягательства на изменение формы правления России, за размножение, хранение или провоз из-за границы сочинений революционного характера «Уголовное уложение» устанавливало тяжкие наказания.

Особый интерес представляет глава «О смуте», в статьях которой достаточно полно отражены все основные формы революционной борьбы того времени. К ответственности привлекались лица, за организацию «скопищ»; подстрекательство «к ослушанию предъявленному требованию разойтись»; ведение революционной пропаганды, призывающей «к учинению бунтовщического или изменнического деяния»; произнесение публичных речей или публичное чтение сочинений «бунтовщического или изменнического» характера.

Специальные статьи устанавливали ответственность за пропаганду «преступных учений», распространение революционной литературы, за организацию стачки и т.д.

Уложение 1903 г. содержало специальную главу «О государственной измене», в которой значительно полнее устанавливалась ответственность за шпионаж, в том числе и в мирное время. Усиление межгосударственных противоречий в начале ХХ века обусловило введение ответственности за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов и т.п.

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 г. и сохраненная в редакции 1885 г., была упрощена. Все наказания подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие. В Уложении предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных.


Наши рекомендации