Е начало 70-х – кризисные явления.
Договор безопасности 1960 г. имел более равноправный характер для Японии. Именно в 60-е годы отношения между США и Японией можно было назвать «партнерскими». Статус Японии был повышен в сравнении с предшествующими годами, но это было еще номинальное партнерство. США явно преобладали, но японские правящие круги были удовлетворены широкими возможностями для экономического роста страны, быстро становившейся гигантом мировой торговли.
Правящие круги обеих стран старались действовать очень осторожно и, дабы не пошатнуть того положения, которое устраивало обе страны: Япония набирала силы в экономике, но в политических вопросах следовала за США. В начале 60-х американская сторона не учитывала, что экономическое развитие Японии столь сильно разовьется и начнет затрагивать американские интересы.
Японские дипломаты, особенно в международных организациях и на различных конференциях, в основном отмалчивались.[11]
Но пока японские дипломаты «спали», японская экономика бурно развивалась. В течение трех лет (1965-1967) внешняя торговля Японии увеличилась на 80%, а с США на 100%. С середины 60-х годов США начали резкую критику Японии по поводу роста дефицита торгового баланса и недостаточными с американской точки зрения, японских расходов на оборону.
Страны поменялись ролями – теперь Соединенные Штаты непрерывно требуют от Японии снижения тарифов на американские товары и сокращения гигантского дефицита своей торговли с Японией.
Первая открытая попытка противодействовать ввозу японской продукции, в данном случае текстильной, была предпринята еще во второй половине 50-х годов. По двустороннему соглашению было решено ограничить общий экспорт текстиля.
Но конкуренция в текстильной промышленности была лишь началом. За ней последовало почти полное вытеснение с американского внутреннего рынка американской бытовой электроники и оптики, к середине 70-х годов в бытовой электронике американцы фактически прекратили сопротивление. Последний крупный американский производитель цветных телевизоров «Моторола» был куплен японской «Мацуситой».
Но об угрозе национальному престижу и даже суверенитету американцы заговорили лишь тогда, когда начали терпеть поражения детроитские автомобилестроительные фирмы. Долгое время американские автопроизводители были лидерами. Однако предприимчивые японцы и в этом составили огромную конкуренцию.
Огромных успехов достигли японцы в области металлургии, что особенно интересно, не имея собственной руды и угля
К 1981 г. 20% автомобилей, 30% телевизоров, 50% видеомагнитофонов и 90% мотоциклов, проданных в США, было ввезено из Японии.[12]
Тупик, в котором оказались американо-японские экономические отношения, связан с тем, что товары с клеймом «сделано в Японии» на американском рынке оказываются более конкурентоспособными, чем аналогичные американские товары, а прибегнуть для защиты своего рынка к введению в широком масштабе протекционистских барьеров, США пока не решаются, хотя постоянно угрожают этим Японии.
В Соединенных Штатах на все это смотрели с ужасом.
Одной из причин, превосходства Японии в торговле с США, является так называемые «неценовые» факторы: высокое качество и экономичность товаров, технический уровень, строгое соблюдение сроков поставки и т. д. Другой причиной образования столь огромного дефицита в торговле явилась не способность деловых кругов США приспособиться к японскому рынку.
Несмотря на экономические противоречия, отношения в военно-политическом аспекте оставались на высоком уровне.
Огромный отпечаток на японо-американских отношениях оставила так же война во Вьетнаме. С одной стороны, это экономический фактор, Япония получила огромные доходы от заказов американской армии – это плюс. С другой стороны, это эмоциональный фактор - большинство японцев, отрицательно относилось к войне.
В связи с возникшими разногласиями в японо-американских отношениях, США потребовалось пойти на уступки. 17 июня 1971 г. было подписано соглашение о передаче под управление Японии архипелага Рюкю. Соглашение предусматривало сохранение американских вооруженных баз на Окинаве, однако ответственность за непосредственную оборону острова возлагалась на японские «силы самообороны.
Опираясь на возросший экономический потенциал, укрепление Японии на международной арене, а также охлаждение японо-американских отношений, японские правящие круги несколько скорректировали свой внешнеполитический курс. На вооружение была принята концепция «многосторонней дипломатии», предусматривающая налаживание Японией отношений и контактов с возможно более широким кругом государств, в том числе социалистических.
Повышение самостоятельности японской политики и постепенный отход от системы жестких военно-политических связей с Соединенными Штатами позволили Японии установить дипломатические отношения с Китаем, ДРВ, МНР, ГДР. В разгар нефтяного кризиса были заключены соглашения о предоставлении Японией арабским странам значительной экономической помощи.
Более разносторонними интенсивными стали контакты Японии со странами азиатского региона, государствами Западной Европы.
Наметились некоторые улучшения в отношениях между Японией и СССР. 7-10 октября 1973 г. премьер-министр Японии К. Танака и министр иностранных дел М. Охира посетили Москву, где был заключен ряд соглашении по совместной разработке природных ресурсов Сибири, о развитии торговли, охране окружающей среды и так далее.
Помимо укрепления своего положения в международных отношениях, Япония пошла по пути укрепления своего военного положения. Еще в конце 60-х годов японское правительство и Управление национальной обороны разработали так называемую «программу самостоятельной обороны». Суть программы сводилась к стремлению обосновать курс на дальнейшее увеличение боевой мощи японских вооруженных сил и путем широкого обсуждения военных проблем внутри страны уменьшить пацифистские настроения населения.