Научно-педагогическая практика для магистрантов

Научно-педагогическая практика для магистрантов

Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи.

Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению ___ Государственное и муниципальное управление.

Учебный план предусматривает прохождение практики в ____ семестре в течение ____ недель.

Основными целями научно-педагогической практикиявляются:

1. Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций.

2. Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практикиявляются:

· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;

· приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;

· приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;

· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;

· приобретение навыков воспитательной работы.

Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:

· ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;

· дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

· самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;

· использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;

· владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;

· строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

· владеть культурой речи, общения.

Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.

2. Организация и содержание научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя.

Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики (Приложение 1), который должен быть согласован с руководителем в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2).При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.

Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).

Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:

1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;

2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам;

3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;

4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий;

6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».

Формами проведения научно-педагогической практикиявляются:

1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.

2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.

3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.

4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;

5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.

6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя

7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.

8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.

9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.

10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ).

11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.

12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.

13. Организаций различных форм внеаудиторной работы.

14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;

15. Другие формы работ, определенные научным руководителем.

Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.

Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Магистранта _____ курса, группы, форма обучения, направление, магистерская программа

Ф.И.О. _________________________________________________________________________

Руководитель практики, Ф.И.О. ____________________________________________________

1. Сроки прохождения практики____________________________________________________

2. Место прохождения____________________________________________________________

3. План научно-педагогической практики:

№ этапа Мероприятие Сроки выполнения Форма отчётности
1. Учебно-методическая работа    
  Изучение структуры и содержание ФГОС ВПО по направлению ….    
  Анализ учебного плана подготовки бакалавра    
       
2. Учебная работа    
  Проведение семинара по курсу «____________________________________» на тему:______________________________ для студентов ________________________     План семинара
  Подготовка лекции на тему: ____________ _____________________________________ для студентов_________________________     Текст (тезисы) лекции
3. Организационно-воспитательная работа    
  Участие в работе …семинара    

Подпись магистранта _________________________

Подпись руководителя практики _________________________

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОХОЖДЕНИЕ

Приложение 3

Приложение 4

РЕЦЕНЗИЯ

НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ

Приложение 5

Схема анализа лекции

Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:

№аллы   Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. Содержание    
1. Научность а) в соответствии с требованиями в) популярно с) ненаучно
2. Проблемность а) ярко выражена в) отсутствует
3. Сочетание теоретического с практическим а) выражено достаточно в) представлено частично с) отсутствует
4. Доказательность а) убедительно в) декларативно с) бездоказательно
5. Связь с профилем подготовки специалиста а) хорошая в) удовлетворительная с) плохая
6. Структура лекции а) чёткая в) расплывчата с) беспорядочная
7. Воспитательная направленность а) высока в) средняя с) низкая
8. Соответствие учебной программе а) полностью соответствует в) частично соответствует
9. Использование времени а) используется рационально в) излишние траты на организационные моменты с) время используется не рационально  
2. Изложение материала лекции  
1. Метод изложения (преимущественно) а) проблемный в) частично-поисковый с) объяснительно-информационный
2. Использование наглядности а) используется в полном объёме в) используется недостаточно с) не используется
3. Владение материалом а) свободно владеет в) частично пользуется конспектом с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту  
4. Уровень новизны а) в лекции используются последние достижения науки в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны с) новизна материала отсутствует    
5. Реакция аудитории а) повышенный интерес в) низкий интерес
3. Поведение преподавателя  
1. Манера чтения лекции а) увлекательная, живая в) увлекательность и живость выражены ярко с) монотонная, скучная  
2. Культура речи а) высокая в) средняя с) низкая  
3. Контакт с аудиторией а) ярко выражен в) недостаточный с) отсутствует
4. Манера держать себя а) умеренно выражена мимика и жестикуляция в)избыточная мимика и жестикуляция с) суетливость и беспорядочность движений  
5. Внешнее проявление психического состояния а) спокойствие и уверенность в) некоторая нервозность с) выраженная нервозность
6. Отношение преподавателя к слушателям а) в меру требовательное в) слишком строгое с) равнодушное
7. Такт преподавателя а) тактичен в) бестактен
8. Внешний облик а) опрятен в) неряшлив
               

Шкала итоговой оценки:

100-90 – отлично;

89-90 – хорошо;

79 - 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

ЗАНЯТИЯ

1. Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.

2. Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.

3. Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.

4. Использование на занятиях активных методов обучения, технология развития личности студента.

5. Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.

6. Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).

7. Методически обоснованное применение демонстрационного и раздаточного материала.

8. Педагогическая техника преподавателя.

9. Общие выводы об эффективности занятия.

Приложение 6

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТЧЕТ

Приложение 7

Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета

по практике:

1. Отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1-1,5 см., табуляция и абзац (красная строка) – 1,25 см.

2. Рекомендуемый объем отчета – 25 – 40 страниц машинописного текста.

3. В отчет могут быть включены приложения, объемом не более 20 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета.

4. Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами и т.п.

Приложение 8

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТЗЫВ

Научно-педагогическая практика для магистрантов

Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи.

Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению ___ Государственное и муниципальное управление.

Учебный план предусматривает прохождение практики в ____ семестре в течение ____ недель.

Основными целями научно-педагогической практикиявляются:

1. Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций.

2. Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практикиявляются:

· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;

· приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;

· приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;

· изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;

· приобретение навыков воспитательной работы.

Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:

· ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;

· дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

· самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;

· использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;

· владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;

· строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

· владеть культурой речи, общения.

Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.

2. Организация и содержание научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя.

Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики (Приложение 1), который должен быть согласован с руководителем в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2).При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.

Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).

Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:

1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;

2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам;

3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;

4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий;

6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».

Формами проведения научно-педагогической практикиявляются:

1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.

2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.

3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.

4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;

5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.

6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя

7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.

8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.

9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.

10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ).

11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.

12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.

13. Организаций различных форм внеаудиторной работы.

14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;

15. Другие формы работ, определенные научным руководителем.

Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.

Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.

Наши рекомендации