Ключ к тесту по политологии
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Б | А | ||
В | А | ||
В | А | ||
А | В | ||
В | Б,В | ||
А | В | ||
В,Г | Г | ||
А,В | Б,В | ||
А,В | А,Г | ||
Б,Г | Г | ||
В | Б,Г | ||
Б | В | ||
Б,Г | В | ||
А,Г | Б,В | ||
А,В | Б,Г | ||
Б,В | Б,Г | ||
А | Б | ||
Б | А | ||
Б | В | ||
Б | В | ||
Г | А,Б | ||
Б | В | ||
Г | В | ||
А | Г | ||
В | Б |
Вопросы к зачету
1. Объект и предмет политологии. Понятие политики. Роль и место политики в жизни общества. Признаки и особенности политики.
2. Политология в системе социально-гуманитарного знания. Методы исследования и функции политологии.
3. Власть как центральный вопрос политики. Легитимность политической власти и ее типы. Способы легитимации власти.
4. Первые политические теории (Платон, Аристотель, Конфуций, Цицерон).
5. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения (А.Августин, Ф.Аквинский, Н.Макиавелли).
6. Политическая мысль Нового времени. (Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, К.Маркс).
7. Гражданское общество: понятие и функции.
8. Экономические и социальные основы гражданского общества.
9. Политико-правовые и культурно-идеологические основы гражданского общества
10. Понятие и функции политической системы. Возникновение и развитие теории политических систем. Д. Истон и Г. Алмонд о политических системах.
11. Основные элементы политической системы общества.
12. Типологии политических систем. Политические системы англо-американского и континентально-европейского типов. Политические системы традиционные, индустриальные и постиндустриальные.
13. Понятие «политический режим» и его компоненты.
14. Тоталитарный политический режим.
15. Авторитарный политический режим.
16. Демократия: понятие и возникновение. Прямая и представительная демократии.
17. Политическая культура: понятие, элементы и свойства.
18. Типологии политических культур.
19. Политическая социализация личности.
21. Основные политические типы личности.
22. Условия и мотивация политической активности личности. Политическое отчуждение.
23. Общедемократическая концепция прав человека (группы прав человека).
24. Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов. Понятие и виды цензов.
25. Избирательные системы: понятие и типология.
26. Общественно-политическое движение: понятие, этапы формирования и функции.
27. Классификация общественно-политических движений. Лобби.
28. Политическая партия: понятие, сущность, функции.
29. Классификации политических партий. Понятие партийной системы.
30. Сущность и признаки государства.
31. Назначение и функции государства.
32. Понятие формы государства. Форма правления.
33. Форма государственного устройства.
34. Понятие и функции политических элит.
35. Основные теории элит.
36. Понятие и природа политического лидерства.
37. Классификация, функции и тенденции развития политического лидерства.
38. Место и роль политического конфликта в обществе. Природа и функции политического конфликта. Источники политических конфликтов.
39. Типологии политических конфликтов. Управление политическими конфликтами.
40. Этапы развития конфликта. Силовое и консенсусное разрешение конфликтов.
41. Конфликтный потенциал в современном мире. Международные конфликты и механизмы их урегулирования.
42. Мировой политический процесс и его основные субъекты.
43. Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Национальный интерес и национальная безопасность как факторы международных отношений.
Методические рекомендации по преподаванию учебной дисциплины «Политология»
Преподавание дисциплины «Политология», согласно учебному плану специальности 080116.65 – «Математические методы в экономике», включает два вида аудиторных занятий – лекции и семинары. Содержание лекций, основанных на проблемном подходе, посвящено раскрытию ключевых понятий политологии, раскрывающих проблематику курса, направленного на выявление сути и содержания природы политики и власти, политических явлений и процессов. Главная задача – дать студентам ясное представление о сути и характере политических явлений и процессов, их проявлениях, значении для личности и общества, методах изучения.
Проработка вопросов лекционного материала как элемент учебной работы студентов прививает навыки аналитической работы при акцентировании внимания на ключевых моментах предлагаемого материала, способствует глубокому и разностороннему усвоению дидактических единиц учебного курса.
Усвоение содержания учебной дисциплины предполагает обязательное составление студентами конспекта лекций и дополнительную самостоятельную проработку, анализ и обсуждение предлагаемых тем и вопросов. Особое внимание уделяется отработке умений выделять ключевые проблемы в том или ином вопросе, четко и логично излагать материал. Работа по составлению конспекта поможет наиболее эффективно проработать большой объем теоретического и фактического материала, отличающий данную учебную дисциплину.
Большое значение уделяется усвоению понятийного аппарата дисциплины. Для контроля за усвоением ключевых понятий и определений предлагается проведение тестирования. В качестве творческого задания студентам предлагается составить тест по определенным темам.