Политическая жизнь современной россии. 15 страница

Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции. К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое).

Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции.

В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление).

Воплощением политического отчуждения в государстве, по М.Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем.

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ- (от англ. public relations-отношения с публи­кой) - область действий различных правительственных и иных организа­ций для достижения взаимопонимания между ними и общественностью.

Паблик рилейшнз (далее ПР) – ни что иное, как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на определенных принципах.

История употребления ПР начинается с Томаса Джефферсона, американского президента, который в 1807 году в своей рукописи «Седьмое обращение к Конгрессу» вместо зачеркнутого слова «состояние мысли» вписал «отношения с общественностью – Public Relations». Выражение ПР стало употребляться с 1919 года, в первую очередь, в США.

ПР в послевоенное время превращается в особый вид деятельности и становится самостоятельной профессией.. Создаются профессиональные организации, имеющие высокий социальный статус: Американское общество по связям с общественностью, Международная ассоциация по еловым связям, различные государственные ассоциации по связям с общественностью и др.

Паблик рилейшнз занимается разработкой современных коммуникативных технологий, т.е. специальных механизмов для обще­ния, обмена мнениями и взаимопонимания.

ПР является функцией управления, устанавливающая и поддержива­ющая взаимовыгодные отношения между разными организациями и пуб­ликой, которая и будет определять успех или неудачу того или иного начинания.

Нередко ПР отождествляют с пропагандой и рекламой. ПР в своих функциях, целях и объектах действительно имеет точки пересече­ния, но выходит далеко за рамки последних.

Специалисты из США в области ПР, авторы наиболее из­вестного учебника(Скотт Катлиб и др. "Эффективная паблик ри­лейшнз".1994), суммировав разные определения, следующим образом раскрывают функции ПР:

1. Ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмен­та (управления);

2. Имеет дело со взаимоотношениями между организациями и об­щественностью;

3. Ведет мониторинг (отслеживание) сознания, мнений, отношения и поведения как внутри, так и вне организации;

4. Анализирует влияние политики, процедур и действий на об­щественность;

5. Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью орга­низации;

6. Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности;

7. Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью;

8. Производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организаций;

9. Воздействует на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.

Первым шагом в процессе менеджмента являетсяопределение проблемы; вторым - планирование и прогнозирование; третьим - действие и коммуникация; четвертым - оценки программы.

В определении проблемы важен ситуационный анализ. Этому ана­лизу предшествует постановка следующих вопросов:

-нуждаются ли люди в информации по данной проблеме;

-какая информация реально используются людьми;

-каким образом пользуются этой информацией;

-насколько эффективна информация.

Следующий этап, связанный с планированием и прогнозированием направлен на то, чтобы при помощи изменений в общественном мнении достичь изменения в поведении. Специалисты по ПР должны дать отве­ты на такие вопросы:

-чего мы хотим достичь (цель программы);

-какая конкретная группа требует к себе внимания (целевая ау­дитория);

-чего именно следует достичь с каждой группой населения (тре­бование).

На третьем этапе - действия и коммуникации - основными направ­лениями ведения кампании стратегия действия, коммуникативные стра­тегии, планы реализации программы. Здесь необходимы самое тесное взаимодействие, сближение позиций организатора ПР и аудитории.

Наконец, четвертый шаг - оценка программы - включает два момента. Пер­вый-разработка критериев оценки будущих действий. Второй - наличие обратной связи и возможности изменений в соответствии с получен­ными оценками.

Для развитых западных стран ПР стала органической частью механизма общения государственных и общественных организа­ций с гражданами. В России же это относительно новая отрасль об­ществознания. Несмотря на свою молодость, ПР активно внедряется в общественную ткань российской действительности, выражает ее конк­ретные социально-экономические и политические условия отечествен­ный менталитет.

ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства, осуществляющий функции представительства основных социально-политических сил страны, законодательную деятельность. Парламент возник в Англии в ХШ в. Но его структура и функции в отдельных странах, порядок выборов до сих пор находятся в стадии становления и развития. Так, парламент в основном строиться на выборных началах, но в федеративных государствах парламентарии могут стать таковыми по должности, представляя административно-территориальные образования субъектов федераций. В зависимости от форм правления место и роль парламента различны, что отражается в его функциях, приемах и методах руководства и управления государством и обществом.

В Российской Федерации парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят о два представителя от каждого субъекта Федерации – главы представительной и исполнительной власти.

Государственная Дума избирается путем всеобщих прямых выборов; сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено находиться на иной государственной службе, совмещение должностей в других представительных органах и органах местного самоуправления. Депутатам Государственной Думы разрешается заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Федеральное Собрание (парламент) является постоянно действующим органом. Заседания обеих палат парламента являются открытыми, кроме отдельных случаев, предусмотренных регламентом палаты.

Конституция предусматривает право создания обеими палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Комитеты имеют отраслевую и функциональную направленность. Это постоянно действующие органы палат, занимающиеся разработкой законопроектов, организационными и иными вопросами. В комитетах могут создаваться подкомитеты. Комиссии носят временный характер, создаются для решения определенных задач.

Полномочия обеих палат парламента определены Конституцией России. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение и изменение границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение на должность ряда высокопоставленных руководителей и другие.

Государственная Дума принимает федеральные законы; решает вопрос о доверии правительству, объявлении амнистии, назначении на должности и другие.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти.

Если парламент формирует правительство, другие институты государственной власти, которые ему подотчетны, подконтрольны, а также избирает президента, то можно говорить о наличии парламентской республики. Ее эффективная деятельность во многом определяется наличием устойчивой партийной структуры, сложившейся в обществе и представленной ее представителями в парламенте. При отсутствии в обществе нескольких сильных, стабильно действующих политических партий, как показывает мировой опыт, у парламентаризма отсутствует надежная социально-политическая опора. И его раздирают постоянные конфликты, противоречия, что ведет к нестабильности как парламента, так и правительства. В этом случае смена правительства наступает очень часто и является показателем слабости парламентаризм или его отсутствия.

Российская Конституция закрепила президентскую форму правления, при которой парламент не может контролировать правительство. В условиях слабой партийной структуры, многопартийности в России президентская форма правления выглядит предпочтительней. Поэтому Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, сам принимает решение о его отставке. Он может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента, то есть оно «выходит» в своей деятельности на главу государства, а не на парламент.

Российский парламентаризм начал возрождаться с 1990 года. Он очень слаб, поскольку конституционно-правовой статус парламента урезан и не дают ему возможности занять подобающее место в системе разделения властей, в осуществлении конкретных функций над исполнительной властью и т.п.

ПАРЛАМЕНТЕР (фр. parlamentaire) - лицо, уполномоченное одной из проти­востоящих политических сил, обычно находящихся в состоянии войны, вес­ти переговоры о преодолении конфликта (войны) с враждебной стороной. Чтобы обеспечить деятельность парламентеров, по международным правовым и традиционным нормам личность их является неприкосновенной. В запад­ной культурной традиции нанесение серьезного ущерба или убийство пар­ламентера считается преступлением, на Востоке к этому относятся нес­колько иначе: иногда их делают заложниками, бывают случаи и ритуальных убийств. С целью нейтрализации непредвиденных обстоятельств, парламен­теры пользуются выраженной символикой: белыми или иными флагами, бан­тами, шарфами символической окраски и т.д.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (от лат.pars, partis - часть) - груп­па единомышленников, стремящихся к общей цели.

Эпоха гражданских войн античной Греции и Рима породила борющиеся между собой различные партии, под которыми понимались легальные группи­ровки, активно отстаивающие свои интересы, в противовес нелегальным - фракциям.

В европейском Средневековье наиболее яркие образцы борьбы партий - борьба гвельфов и гиббеллинов, отражающая раннюю стадию проти­востояния между нарождающимся третьим сословием торгово-ремеслен­ных городских слоев Италии и феодалами (нобилями); борьба между католиками и протестантами, где с религиозными вопросами предпринимались попытки освободить буржуазную предприимчивость от средневековых пут и т.д.

В период ранних буржуазных революций возникли прототипы современных политических партий В это время партии выступали прежде всего как литературно-политические и религиозно-политические группировки (арминиане и гомаристы в первой в Европе буржуазной Республике Соединенных провинций в начале ХVII в.; пресвитериане и индепенденты в английской буржуазной революции ХVII в.).

Один из первых, кто дал определение партии был английский консервативный философ Э. Берк в 1861г. «Партия, - по его мнению, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом относительно которого все они пришли к согласию».

На классово-политической основе партии сформировались во время Великой французской революции (1789) - конституционалисты, жирондисты и якобинцы.

Возникновение и развитие партий и партийных систем в их совре­менном понимании неразрывно связана с историей парламентаризма.

Развитие партий шло двумя путями: парламентским и не­парламентским. Первый служил источником возникновения консерва­тивных и либеральных партий и заключался в установлении системы постоянных связей между парламентской группой депутатов и избира­тельным комитетом, обеспечивающем ей поддержку.

Только в обществе, достигшем определенной степени сложности, возникает партия. В странах Запада такие условия сложились во второй половине XIX в.

Главными политическими партиями в Ев­ропе вплоть до 70-х годов XIX века были консерваторы и либералы.

Качественные изменения в характере политических партий произошли в середине прошлого века в результате появления первых массовых рабочих партий и завоевания пролетариатом избирательных прав. Рабочие партии возникли внепарламентским путем, на основе профсоюзов, кооперативного движения, интеллектуальных и тайных обществ.

В последней четверти XIX века возникают христианско-демократические партии; в 20-30-е годы - фашистские.

Политические партии как объекты исследования привлекают вни­мание ученых. В конце XIX- начале ХХ вв. наибольшую известность получили работы о партиях, написанные Р.Михельсом, М.Острогорс­ким, выдвинувшими и обосновавшими теорию "олигархизации партий".

Основателем общей теории политических партий считается фран­цузский социолог М.Дюверже. В своей работе "Политические пар­тии"(1951) он анализирует формы партийной организации и партийные структуры, методы партийного руководства, взаимосвязь партийной системы с государством и политическим режимом, дает типологию по­литических партий.

С активизацией роли партий в по­литической борьбе, ростом их организованности, представления о партиях как союзе единомышлен­ников были дополнены другими аспектами. Партия стала рассматри­ваться как социальный механизм, где и доктрина и организационная структура служат достижению определенных политических целей.

ПАССИОНАРИИ В ПОЛИТИКЕ (от фр. passion - страсть, пыл) - политические деятели, сверхактивные представители политических элит, которые дейс­твуют нетрадиционно, ставя перед собой цели беспрецедентного характера и формирующие новую идеологию и новые ценности. Термин " пассионар­ность" ввел Л. Н. Гумилев. Он считал, что под влиянием сложного воз­действия формируются люди, которые начинают активно действовать в раз­личных сферах. В результате приложенных сверхусилий они создают новые формы жизни, которые затем становятся для основной массы обычными и традиционными.

Одним из уникальных представителей пассионарности можно считать Сократа, который не написал ни одной строчки, но его имя знают все культурные люди спустя 2,5 тысячи лет. Поскольку общество имеет поли­тическую организацию, то наиболее сильное воздействие на него оказыва­ют пассионарии, действующие в политике. Например, самым популярным че­ловеком в современной России, согласно опросам общественного мнения, является Петр I, оставивший заметный след в отечественной истории.

Проблема политической элиты и пассионариев в ней особенно важна в переломные исторические моменты. В настоящее время Россия переживает такой момент. Можно сказать, что никогда в истории нашей страны не бы­ло такой сложной ситуации. Мир к началу третьего тысячелетия стал не­померно динамичным. Поспеть за его движением очень трудно даже самым развитым странам. Россия оказалась очень ослабленной в результате раз­вала социалистической системы. Для того чтобы выйти из кризиса, нашей стране потребуются сверхусилия. Необходимые сверхусилия можно осущест­вить только под руководством политиков - пассионариев. Только они в состоянии "вдохнуть" необходимую энергию в народ, без пассионарности которого осуществить реформы в границах культуры вряд ли удастся.

ПАТЕРНАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ (от лат. pater - отец) - доктрина и форма взаимоотношения государства и общества. Режим П. в п. характеризуется "отеческой" опекой государства над своими подданными по образцу строения отношения внутри патриархальной фамилии (семьи). Патернализм в политике осуществлен в полицейских, тоталитарных и отчасти социальных государствах (государствах всоебщего благоденствия).

Он выражается в слабости и неразвитости структур гражданского общества и сильной государственной власти, которая оккупируя и узурпируя многие общественные функции, опутывает общество и личность совокупностью мелочных норм, регламентаций и предписаний. Политическая свобода при таком режиме заключается в слепом и безусловном исполнении государственных законов, источником которых выступает само государство. Развернутую критику патернализма в политике дал уже И. Кант, противопоставляя патерналистской системе режим "отечественного" (гражданского) взаимоотношения государства и общества, при котором власть и индивид, государство и общество являются равными субъектами права, а народ обладает всей полнотой суверенитета, выступая источником законодательства и права. В противоположность патернализму демократическое правовое государство предполагает его договорные отношения с гражданским обществом. Пространство политической свободы при этом заключается в разрешении "делать все, что не запрещено законодательством".

ПАЦИФИЗМ(от лат. pacificus - миротворческий, умиротворяющий) - анти­военное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов. Од­ним из первых мыслителей, заявивших, что мир является одной из глав­ных ценностей, был Ш. Монтескье. Практически движение пацифизма офор­милось в прошлом веке.

Идеологической основой пацифизма выступают либеральные и гума­нистические ценности. Носителями идей пацифизма являются различные слои населения: интеллигенция, религиозно настроенные миротворцы, мо­лодежь, неформальные организации, включающие энтузиастов, и т. д. В основе пацифизма лежит идея о всеобщем братстве людей, необходимости преодолеть военные формы разрешения политических проблем. Пацифизм традиционно опирался на идею мирного разрешения политических конфлик­тов. Он имеет множество форм, но основной формой борьбы за мир предс­тавители этого движения считают убеждение и личный пример.

Для пацифистов характерна пропагандистская деятельность. Они те­оретически и идеологически доказывают, что политические и военные конфликты необходимо решать за столом переговоров. В практической сфе­ре они действуют на основе личного примера: отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, организуют различные массовые акции, направленные на мирное урегулирование конф­ликтов, непосредственно занимаются миротворческой деятельностью и т.д. Пацифизм зарождался как идейное направление. Его сторонники исходили не столько из реальной политической практики, сколько из своего пони­мания общества, человека и мира политики, т. е. из мировоззрения.

В то же время ограничить или исключить практику разрешения поли­тических споров военным способом является очень сложной задачей. Поэ­тому пацифизм до сих пор несет на себе отпечаток утопизма. Многие по­литики к этому движению относятся довольно иронически. Практическая сторона этого движения до сих пор не развита - пацифистам не удалось достичь серьезных результатов, несмотря на то, что война к концу XX в. себя просто изжила. Подобная ситуация связана с национально-государс­твенной формой организации политического пространства и преобладанием идеологии патриотизма над космополитизмом. Например, в России паци­физм традиционно считается антипатриотическим настроением. При социа­лизме пацифизм был поставлен вне закона - защита Отечества являлась гражданской обязанностью мужской части населения и военнообязанных женщин. В постсоветской России отношение к пацифизму меняется очень медленно.

ПЛАТФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - общая политическая позиция, опирающаяся на какую-либо концептуальную основу общего характера. Теория или социаль­но-политические учения, на которых базируется политическая платформа, обычно носят целостный, универсальный характер и заключают в себе мно­жество разнородных внутренних моментов. На основании платформ развива­ются крупные политические направления, порождающие множество партий, в программах которых платформы конкретизируются в соответствии с постав­ленной целью.

Платформа классического типа содержит: 1) мировоззренческую ос­нову; 2) основной закон, который интерпретирует общество в целом и включает в себя соответствующий познавательный (когнитивный) инстру­ментарий; 3) критический анализ наличного состояния общества, осущест­вляющийся, исходя из мировоззрения и понимания общества; 4) определе­ние политической реакции на существующее положение и способов реализа­ции данной политической позиции. В рамках современной западной цивили­зации можно выделить ряд основных политических платформ, сложившихся в политической теории и практике XIX-XX столетий.

Одним из самых распространенных и продуктивных идеологических оснований выступает консерватизм. Консервативная платформа основана на предпочтении социальных отношений, сложившихся в результате естествен­ноисторического процесса. Консервативная стратегия заключается в под­держке естественных процессов, невмешательстве государства в общест­венную жизнь в рамках закона и укреплении правопорядка. Слабой сторо­ной консерватизма является необходимость примирения с отрицательными сторонами действительности. Консерватизм принципиально не может дать больше того, что включает в себя содержание общества в реальном време­ни, хоть идеологически и может к этому стремиться.

На совершенно иное ценностное основание опирается либеральная платформа. В идеологии Нового времени (Дж. Локк) появляется набор цен­ностей, которые ориентированы на статуирование человеческой личности. Представители либеральной платформы считают, что политическая органи­зация общества обязана соответствовать ценностям свободы и прав чело­века. Нарушение прав человека и ограничение его свободы, по мнению ли­бералов, недопустимо. От консерватизма либеральная платформа отличает­ся большим вмешательством государства в общественные дела в интересах личности.

Радикальная платформа характеризуется критическим отношением к действительности и стремлением в реальном времени воплотить положи­тельные политические и социальные технологии в политику. Радикализм выступает идеологическим основанием левых сил. Их политическая актив­ность в общем направлена на революционное преобразование общества.

ПЛУТОКРАТИЯ (греч. plutokratia от plutos - богатство и kratos - власть, могущество) - форма власти, основным субъектом которой высту­пает наиболее богатый слой общества. В условиях плутократии происходит слияние, отождествление интересов наиболее богатой части населения с составом элиты, в которую входят богачи.

Современная плутократия тесно связана с олигополией, подчиняю­щей интересы всех членов общества интересам капитала. Плутократия в условиях рыночного процесса осуществляется, как правило, интернацио­нальным капиталом. Такая власть приводит к положительному воспроиз­водству общества в целом, при усилении эксплуатации наемной рабочей силы и ограничении социальных программ. В странах с менее развитой промышленной структурой эксплуатация еще сильнее, общество милитаризи­руется, у власти стоит либо национальная крупная буржуазия, либо комп­радорская (интернационализированная). В некоторых случаях плутократия может совпадать с различными элементами архаических (устаревших) поли­тических отношений. Поскольку плутократия зародилась в античной поли­тике (Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе»), она соответствует борьбе родовой и денежной аристократии.

В древнем мире плутократические формы власти сложились в Карфа­гене и в средневековой Венеции. Демократия имеет целый ряд процедур, направленных на ограничение власти наиболее богатых. В то же время элементы плутократических отношений пронизывают и современное полити­ческое пространство. В условиях тоталитаризма часть капиталов имеет теневую природу. При социализме возникли сложные теневые процессы, ко­торые получили свое завершающее развитие в условиях постсоветских ре­форм. Некоторые политики современной России в значительной мере выража­ют интересы плутократии. Ограничить эти явления может успех демокра­тии.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политичес­кого универсума. В политическом пространстве идеология плюрализма реа­лизуется посредством равноправного взаимодействия множества политичес­ких субъектов.

Понятие "плюрализм" возникло в философии в постклассическую эпо­ху. Появление плюрализма можно интерпретировать как переход от объект­ного понимания мира к системному. Дуалистичное и монистичное понимание сущности становится более сложным и универсальным. Ментальное усложне­ние мира совпадает в ХХ веке с культурно-политическим развитием, кото­рое выразилось в целом в идеологии постмодерна. Свобода из ценности и права человека в той или иной мере превращается в основу для полити­ческой деятельности. Этот системный скачок означает принципиальную пе­рестройку политического пространства, которую мы не можем еще осознать в полной мере.

В идеологии плюрализм по содержанию означает возможность бесцен­зурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при достаточном уровне информированности участников и открытости пространства идеологического взаимодействия. Плюралистическая форма деятельности характеризуется инновационностью. Главная задача плюра­листичного сознания - поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира. Поскольку жизнь человека превращается в бесспорную ценность, востребованность насилия в современном мире снижается в ка­честве культурной нормы. Ненасилие постепенно превращается из идеала в ценность и право. В то же время в обществе еще нет понимания того, как можно организовать ненасильственный мир. Поэтому плюралистичное созна­ние активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-эколо­гического мира. В плюралистичном сознании можно вычленить два основных потока: критичный, бунтующий, оппозиционный по отношению к традицион­ным ценностям и позитивный, постигающий возможное содержание нового мира. Можно констатировать, что критическая составляющая плюрализма более развита, чем позитивная. Очевидно, что задача заключается в на­хождении новых форм культурных технологий, которые позволят реализо­вать постконфликтные отношения.

В политике плюрализм реализуется посредством институтов правового государства: права на политическую субъектность, информированность, возможность осмысливать политическое пространство, относиться к нему на основании собственных ценностей, а также проявлять активность для его оптимизации и изменения. Совершенно очевидно, что плюрализм содер­жит компонент деструктивного характера. С этим связано то обстоятель­ство, что он появляется в качестве суверенной политической практики только в развитом демократическом обществе - менее развитое политичес­кое сообщество не может "допустить" подобной легальной возможности деструкции. Задача культуры заключается в настоящее время в усилении конструктивной, позитивной стороны плюрализма. Он, по сути дела, представляет собой возможность осуществлять политическое творчество, выводя тем самым политику за границы собственно политического. Граж­данские отношения в данном случае получают новый импульс развития, проникая в сферу "святая святых" политики - сферу насилия.

Плюрализм в политике по-новому ставит проблему права. Либеральная идеология лесеферизма расширяет субъектность граждан до границ права. Плюрализм не может не захватывать в своем развертывании само право, не стремиться к включению политической инновационности в процесс транс­формации права. Появляется потребность в более высокой степени элас­тичности права, нежели при традиционной демократии. Эта проблем не ре­шена ни теоретически, ни практически, ни институционально в самых раз­витых демократиях. Поэтому можно сделать вывод о том, что дальнейшее позитивное развитие плюрализма может осуществляться на пути повышения субъектной культуры в политическом пространстве и выработки институци­онализации, которая позволит плюрализм из легализованной оппозиции превратить в господствующую форму политической организации общества.

Наши рекомендации