Государственное устройство Российской Федерации

Конституция Российской Федерации закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Частями, субъектами российского государства являются республики (всего их 21); государственно-территориальные образования (края - 9, области - 46, города федерального значения - 2); национально-государственные образования (1 автономная область и 4 автономных округа). Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации.

Законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектами.

В Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов. Россия имеет двухпалатный парламент – Федеральное собрание, одна из палат которого – Совет Федерации – представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе всех их представителей.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на 5 важнейших принципах.

Принцип государственной целостности. Целостность государства в первую очередь обеспечивается федеральными органами государственной власти Российской Федерации, но эта обязанность возлагается и на субъекты Федерации. Они не должны совершать действия, подрывающие государственную целостность России: издавать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подрывать экономическую мощь и независимость России в целом, обязаны содействовать социально-экономическому и политическому ее укреплению и развитию. Обеспечение государственной целостности предполагает запрет выхода из Федерации, сепаратизма, центростремительных тенденций в развитии экономической и социальной сфер.

Принцип единства системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, а также в верховенстве Конституции Российской Федерации.

Система государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом.

Важное значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит также в том, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данное разграничение в федеративном государстве призвано обеспечивать и сохранять исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления территорий государства. Перечень предметов ведения и полномочий Российской Федерации изложен в статье 71 Конституции Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.

В статье 72 Конституции Российской Федерации изложен перечень предметов ведения и полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами.

К совместному ведению Федерации и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.

Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности особо охраняемых природных территорий.

Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает главным образом отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.

Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Россия - многонациональное государство с более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция Российской Федерации предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерацией.

Право наций на самоопределение закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда.

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации – ее субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Он закрепляет равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Part 2

EUROPEAN UNION

Vocabulary

to be set up with the aim of…

to join (the union)

member states

to charge custom duties

to secure lasting peace

treaty

free-flow of trade across EU borders

‘Schengen’ agreements

euro currency

Eurozone

austerity measures

European Central Bank (ECB)

International Monetary Fund (IMF)

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)

Наши рекомендации