Неофициальное толкование права

Обращает на се­бя внимание тот факт, что исследованию подвергалась в основном та часть проблемы, которая связана с официальным толкованием и вла­стной деятельностью субъектов праворазъяснительной работы. Меж­ду тем, неофициальное толкование, неоправданно час­то выпадало из поля зрения исследователей. О нем писалось и говори­лось чаще всего вскользь, да и то при рассмотрении официальной праворазъяснительной деятельности. Думается, что такое положение отражает годами складывающуюся атмосферу неверия в творческую свободу и принижения возможностей личности вне сферы власти и упраления, отсутствие в России развитого гражданского общества. Поэтому, в настоящее время имеются все основания полагать, что исследование закономерностей неофициального толкования, являюще­гося своеобразным “белым пятном” в науке, даст не только приращивание знаний в правовой науке, но и может оказать существенное влияние на юридическую практику. К тому же в научной литературе справедливо отмечается, что наряду с основными (доминантными) формами существуют и играют важную роль также вспомогательные (неосновные) формы правовой деятельности, назначение которых со­стоит в обслуживании (обеспечении) правотворчества, оперативно-ис­полнительной и правоохранительной работы с целью повышения их эффективности. Это подтверждает дополнительные возможности не­официального толкования права, так как последнее относится именно к вспо­могательной форме правовой деятельности, что и определяет его мес­то и роль в системе средств и способов познания и использования пра­вовых явлений. Кроме того, роль и место неофициального толкования в системе средств и способов познавательной и разъяснительной дея­тельности определяются следующими факторами:

- во-первых, политической значимостью глубинных преобразований в обществе и государстве, повышением правовой активности субъек­тов на всех уровнях правоприменительной деятельности;

- во-вторых, учитывая дальнейшую демократизацию правовой по­литики, когда практически все законодательные акты стали доступны­ми каждому субъекту правоотношений, неофициальное толкование открывает новые возможности для повышения качества правового со­знания с выходом на практику реализации правовых норм.

Новый импульс неофициальное толкование российского права по­лучило в связи с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации: “Россия есть демо­кратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”;

- в-третьих, происходит возрастание роли права как средства обще­ственного прогресса и повышение ценности прав человека в частнос­ти. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - “обязанность государства”[560].

Названные факторы придают актуальность теории и юридической практики как продолжению научного познания.

Процесс толкования норм права носит объективный характер, под­чиняясь законам формальной логики. Акт толкования всегда субъективен как отраже­ние нашим сознанием существующих и интерпретирован­ных норм права. Он носит творческий, созидательный характер в тео­рии познания. Из логических правил вытекает, что неофициальное и официаль­ное толкование имеет общие гносеологические и методологические

Отличительным признаком неофициального.толкования является произвольность его формы и в правовом плане - необязательность для юридической практики. “Неофициальным толкованием называется разъяснение смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом и не имеющее обязательного характера”[561]. Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу, в то же время акты интерпретации неофициального толкования юридической силы не имеют.

Как показывает практика, в последнее время в связи с принятием Конституции Российской Федерации активизировалась работа средств массовой информации, ученых-юристов, практиков по неофи­циальному толкованию ее основных положений, вновь принимаемых законов, указов, постановлений, дополнений и изменений к ним.

В целом, в рамках теории права неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное или научное.

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых переживаний, чувств, эмоций, стереотипов и т.д. Особенно это проявляется в ходе референдумов, а также и в “обыденной” правовой жизни: имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, весьма “чувствительно” и при осуществлении ими субъективных прав.

Профессиональное толкование осуществляется субъектами, сведущими в правовых вопросах (например, юристами-практиками, судьями, прокурорами, адвокатами и др.).

Особое место занимает доктринальное толкование. Оно дается как отдельными учеными, так и специальными научно-исследовательскими учреждениями в издаваемых ими монографиях, научных статьях, докладах, комментариях, лекциях и т.д.

По форме выражения неофициальное толкование может быть устным и письменным.

Воспитание правовой культуры у граждан посредством неофици­ального толкования действующего законодательства осуществляется путем объяснения целей правового регулирования и формирования ориентиров поведения в социально-правовой среде. Правовой мысли­тельный процесс направлен на объяснение важности и полезности оп­ределенных юридических ценностей: свободы, частного права, закон­ности, справедливости и т.д. Отсюда у неофициального толкования, кроме всего прочего, существует ценностно-ориентировочная или регулятивная функция. Это может быть: развенчание “романтики” криминального поведения в художественной и публицистической литературе, пропаганда образ­цов принципиальности и гражданского мужества юристов-профессио­налов, акцентирование внимания граждан на гуманные и демократи­ческие идеи правового регулирования и даже разъяснение вновь при­нятого законодательства с целью его правильной реализации. Конеч­но, регулятивность неофициального толкования относительна, ибо правовая .информация становится непосредственно работающей, ког­да она понятна, пережита и усвоена личностью в качестве внутренней установки. Но нельзя забывать, что большинство граждан ведут себя правомерно не потому, что они детально и глубоко знают законода­тельство, а в связи с тем, что в процессе жизни усвоили главные прин­ципы, основные идеи правового регулирования, позволяющие им не вступать в конфликт с законом. А это достигается в ходе саморазвития общества, посредством куль­тивирования ценностных ориентиров, обладающих привлекательнос­тью в сознании людей, “призывающих” к законопослушному поведению.

Важной функцией неофициального толкования является мотиви­ровочная, или функция юридического аргументирования. В ней выражаются своеобразный поиск и обоснование юридических мо­тивов для аргументации своего отношения к правовой ситуации или объяснения правовой позиции. Особенно наглядно это прослеживает­ся в деятельности адвокатов, выступающих в суде, готовящих жалобы, заявления и другие документы. Такое же значение имеет юридическая аргументация в научных лекциях, статьях, монографиях по юриспру­денции. Научность, образность мышления, авторский стиль и автори­тет являются существенными чертами подобного толкования, показы­вающими его компетентность и убедительность.

В современной юридической литературе кроме ценностно-ориентировочной и мотивировочной выделяют также познавательную и воспитательную функции толкования права. Безусловно, что наряду с ними и внутри каждой можно выделить и отдельные стороны и направления той ро­ли, которую играет невластная уяснительная и разъяснительная дея­тельность. Например, охрана правопорядка, сигнальная и т. д. Это еще раз подчеркивает значение и потенциальные возможности неофи­циального толкования в целях формируемого правового государства.

Структура неофициального толкования. Выяснить структуру неофициального толкования возможно при установлении основных звеньев и приемов, с помощью которых они вступают во взаимодействие. Известно, что понятие “структура”, в основном, используется в на­уке для выражения взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, количественных и качественных изменений, содержания и нормы объ­екта исследования.

Структура неофициального толкования - это строение и диалектичес­кое единство основных элементов связей, которые обеспечивают эф­фективную интерпретационную деятельность.

В структуру неофици­ального толкования входят следующие элементы:

- участники: индивидуальные - граждане РФ и иностранцы;

коллективные - Союз юристов РФ, Союз журналистов РФ, колле­гии адвокатов субъектов РФ; коллегия адвокатов РФ, ученые советы, учреждения, организации различной формы собствен­ности и организационно-правовой формы, кооперативы и т.д.

- объект: нормы права и регулируемые ими общественные отно­шения;

- правовые действия и операции;

- приемы и способы;

- результат;

- форма.

Применительно к официальному толкованию права обычно используется тер­мин “субъект”, олицетворяющий органы или организации, имеющие государственновластные полномочия со строго определенными зада­чами и функциями. Их действия носят обязательный характер, а так­же могут обеспечиваться мерами государственного убеждения и при­нуждения.

В структуре неофициального толкования применяется термин “участники”. Участниками неофициального толкования являются ин­дивидуальные лица, их коллективы и организации. Действия участников неофициального толкования не носят власт­но распорядительного начала, и результаты толкования необязатель­ны в правоотношениях.

Основными чертами участников неофициального толкования и их результатов являются:

а) высокий профессиональный уровень в области права при доктринальном толковании;

б) неодинаковая правовая подготовка при обыденном толковании;

в) второстепенный, необязательный и в то же время вспомогатель­ный характер результатов неофициального толкования;

г) отсутствие четкой системы координации усилий участников нео­фициального толкования и др.

Акты толкования права

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты толкования или интерпретационные акты. Вопрос о юридической природе этих актов тесно связан с проблемой сущности толкования.

Интерпретационные акты – это правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Следует заметить, что акт толкования – это один из видов правовых актов. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством.

Тем не менее, в отечественной правовой литературе существуют различные мнения. Некоторые авторы считают акты толкования одной из форм права, другие утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Названными выше признаками определяется несомненное сходство актов толкования права с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). Однако по другим признакам интерпретационные акты все таки достаточно сильно отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь токует, объясняет эти нормы. Таким образом, интерпретатор никогда не сможет заменить законодателя. С другой стороны, многие акты толкования исходят от субъектов, которым вообще не предоставлено право нормотворчества (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и т.д.). От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. по форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования всегда имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, инструкции и т.д.);

2. по юридической значимости различают акты нормативного толкования и каузального. Как ранее уже отмечалось, акты нормативного толкования распространят свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Каузальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц (индивидуализированы);

3. юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа его издавшего;

4. акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект – это аутентичное толкование. Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, то это легальные акты;

5. возможно рассматривать акты толкования и по отраслям права. Например, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.

Поскольку интепретационные акты – это акты правовые, они публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интепретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете».

ГЛАВА 10. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Действие права

Социальная сущность и ценность права заключается в том, что оно осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения, формируя определенную «замиренную среду» (Б.А. Кистяковский) взаимодействия субъектов в определенном пространстве и времени. Русский дореволюционный юрист С.А. Муромцев совершенно справедливо отмечал в свое время, что право «есть лишь средство к достижению некоторых культурных целей», поэтому его функционирование «должно оцениваться с точки зрения этих целей»[562]. Очевидно, что право, как впрочем, и любой социальный институт соответствует определенным функциональным требованиям, заключающиеся в обеспечении относительно устойчивого и стабильного существования социальной системы, ее целостности и единства, охране национально-культурной стандартизированной деятельности, обеспечивающей преемство и воспроизводство базисных (ценностно-мотивационных, духовно-нравственных и др.) интеграционных основ конкретного общества.

В связи с этим функциональная природа и социальная полезность права выражается в его способности установления и охране социально-признанных и общеприемлемых ориентиров, идеалов, программ человеческого поведения, обеспечивающих баланс жизненно важных интересов в системе личность, общество, государство. Эта польза может также выражаться в организации достаточно прочного и стабильного социально-правового и этнополитического порядка, налаживании исторически и культурно обусловленных отношений справедливости в информационных, производственных, обменных и распределительных отношениях, появлении объективных критериев в оценки актов социального поведения и т.д. [563]. Таким образом, без процесса воплощения права в непосредственную жизнь невозможно понять ни его сущность, ни его социальное назначение. Известный теоретик права Л.С. Явич совершено справедливо написал, что «осуществление права — способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организации, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества» [564].

Сущность и понятие действия права. Действие права это, прежде всего, комплексное социальное явление, отражающее «совокупный эффект» функционирования всей системы норм права, правовых институтов и учреждений, совокупности средств организации правового поведения субъектов права. В свою очередь, результатом действия права является формирование определенного порядка правового общения субъектов. Бесспорно, право потеряло бы всякий смысл, всякое позитивное социальное значение и ценность, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление, формы и способы взаимодействия социальных субъектов [565].

Важно учитывать, что действие права отражает не только способность различных элементов правовой системы осуществлять нормативное воздействие на поведение участников общественных отношений, но и отражает сам процесс функционирования этих элементов. Именно от того насколько эффективно (неэффективно), системно (хаотично) и функционально (дисфункционально[566]) деятельность отдельных элементов и структур зависят, в конечном итоге, социальная ценность и полезность права как такового. В действии права можно выделить, таким образом, статическую и динамическую составляющую. Первая отражает сущностные качества самого права, т.е. информационные, ценностные, нормативные, социальные характеристики, являющиеся доминирующими в пределах определенного пространства и время, обусловливающие социальное взаимодействие и справедливый обмен, баланс жизненно важных интересов и потребностей, а также формы, методы и способы правомерного поведения субъектов. Вторая выражает процесс восприятия и творческого усвоения вышеназванных характеристик права, а также функционирование различных элементов и структур правовой системы, отдельных субъектов правоотношений по реализации права, формированию определенного образа правовой жизни общества.

В контексте соотношения статической и динамической характеристики действия права можно сказать, что «статика», особенно в романо-германской правовой семье, является необходимой составляющей для оценки справедливости и правомерности, разворачивающихся в обществе социальных процессов и явлений, а также качества, эффективности и легитимности правореализационной деятельности. Однако при этом следует иметь в виду, что не только статический срез действия права обусловливает динамический, но и, наоборот, с течением времени правовая практика подвергает коррекции саму статику, т.е. качественные характеристики права. Несмотря на то, что право является одним из самых консервативных, стабильных социально-нормативных регуляторов, «инструментом» общественной безопасности, можно с уверенностью констатировать, что в процессе своего действия оно «видоизменяется с течением времени и что юридический порядок данной страны находится в состоянии беспрестанной мутации» [567].

Таким образом, действие права – это качественная, деятельностнная характеристика всех элементов правовой системы общества по реализации информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций права, посредством определенных форм, методов и способов нормативно-регулирующего воздействия. Результатом реализации этих функций права, в контексте действия права, является не само поведение людей, а, прежде всего, достижения состояния упорядоченности и стабильности общественных отношений в полном соответствии с замыслом законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм [568].

Кроме того в юридической литературе при обсуждении проблем действия права внимание акцентируют на трех моментах, а именно на праве сущем (должном), существующем (позитивном) и специфическом юридическом действии [569].

1. В первом аспекте, действие права анализируют как совокупность реализуемых и реализованных правовых возможностей, как то, что вошло в юридическую практику субъектов, так и то, что потенциально может войти в нее, оказывая определенное влияние на духовную область правовой жизни, прежде всего на восприятие права его адресатами. Например, Д.А. Керимов отмечает, что «первоначально правовая возможность возникает как предпосылка создания правового установления (правотворчество) – лишь первая стадия превращения возможности в действительность, поскольку вслед за этим наступает период действия самого права, регулирования соответствующего общественного отношения (правореализация)». Поэтому взаимодействие правовой действительности и возможности обеспечивает «проникновение в глубинные пласты сущности права, выявляются связи и зависимости развивающейся правовой системы, выясняются, в какой степени ее прошлое детерминирует настоящее, а настоящее – будущее» [570].

2. Во втором аспекте действие права анализируются как объективно существующие формы его выражения, как возможность возбудить у адресатов юридических норм позитивную правовую активность, используя механизм государственного принуждения. Отсюда утверждается, что действительность правовых норм, равно как и их должный характер (обязанность), «находится “в руках” государства» [571]. В этом плане сила и действие права, обусловливаются обязанностью его предписаний, обеспечиваемых государством выступающей условием его мощи и действенности. Под действием права, отмечает в этом аспекта проф. С.С. Алексеев следует понимать «пути и формы влияния права на общественные отношения, а также способы реализации юридических норм в практической деятельности людей и общественных образований»[572].

3. В третьем аспекте действие право представлено в контексте социально-правовых действий, характеризуемое тем как реализуются цели права, удовлетворяются потребности и интересы участников регулируемых правом отношений.

Действие права и реализация права. Достаточно часто действие права и его реализация, воплощение в жизнь рассматриваются как идентичные, тождественные категории. Конечно, следует согласиться, что данные термины являются близкими и взаимосвязаными, между ними существует определенная терминологическая связь, однако в своем содержании они не совпадают, уже даже исходя из этимологии слов «реализация» и «действие». Действие ориентирует исследователя, прежде всего, на функционирование чего-либо в определенное среде, для достижения определенных целей, а реализация – на перевод, воплощение чего-либо в существующую действительность. В этом плане следует согласиться с Д.А. Керимовым, что «действие права – это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. В свою очередь реализация правовых норм – это более высокая ступень действия права» [573]. Действительно, прав В.И. Гойман, когда отмечает, что из этого общетеоретического суждения следует сделать два важных вывода: во-первых, что действие права охватывает своим содержанием реализацию права (хотя впрочем, не всякое действие право связано с его реализацией); во-вторых, реализация права свидетельствует о качественном, результативном действии права, указывает на то, что фактические и юридические цели действия права достигнуты [574].

Таким образом, действие права связано с воплощением в жизнь функциональной направленности права, его информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций, на его преобразующую и организующую роль, а реализация права – с формами и способами реализации конкретных установлений, содержания нормативно-правовых актов, рассматриваемое в контексте достижения результативности действия права, выраженное в фактических правомерных действиях (правомерном поведении субъектов). Например, Ю.И. Гревцов связывает действие права не только с юридико-технической стороной этого процесса, сколько со способностью права изменять и направлять социальную жизнь общества, посредством различных элементов, институтов и структур правовой системы [575]. В свою очередь реализация законов, как замечает Б.И. Сазонов определяет «совокупность операций по созданию правоотношений, через которые достигается должное поведение людей, должное состояние коммуникативных связей» [576]. По мнению А.В. Полякова действие права «представляет собой его системное функционирование», а реализация права при этом рассматривается автором как «часть этого механизма, включающая претворение возможностей, заложенных в правовой норме, в жизнь» [577].

Действие права и правовое регулирование. Правовое регулирование также является частью, аспектом действия права. Оно представляет собой совокупность юридических средств, механизмов и институтов специально-юридического воздействия на поведение и взаимодействие субъектов, с целью вызвать, обусловить у последних общественно полезные или желательные действия. «Одновременно, – пишет по этому поводу В.И. Гойман, – это также деятельность по отбору, закреплению в предписаниях и передаче в практику юридических средств организации поведения и деятельности индивидов и коллективов, по внедрению в правовую систему специально-юридических механизмов обеспечения должного поведения, блокирования деструктивных форм его проявления и стимулирования конструктивной активности граждан и их организаций» [578].

Таким образом, правовое регулирование представляет часть механизма действия права, которая характеризует государственно-правовое воздействие права, посредством формирования определенного юридического инструментария (правового режима), на деятельность его адресатов.

Действие права и юридическая деятельность. Юридическая деятельность является составной частью действия права, выражает «субъективно-деятельностный» аспект его функционирования, поскольку отражает правомерную деятельность граждан, органов государственной власти и иных субъектов права, направленную на сохранение, воспроизводство либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правового регулирования, правореализационного процесса и государственного принуждения [579]. В этом плане акцентируется внимание на конкретных действиях субъектов права, которые своим практическим поведением порождают определенные, юридически значимые результаты.

Главная особенность юридической деятельности состоит в том, что она: во-первых, является осознанной и целенаправленной и, поэтому ее осуществляют только уполномоченные государственные органы и их должностные лица, а также дееспособные граждане и их организации, которые могут, например, осуществлять влияние на правотворческий процесс и т.п.; во-вторых, в отличие от правового поведения имеет ярко выраженный публично-правовой, официальный характер и часто оформляется в тех или иных актах-документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных) [580].

К субъектам данной деятельности относят компетентные государственные органы и их должностных лиц, а также граждан и их организаций. Поэтому принято выделять:

а) собственно юридическую деятельность государства, выраженную в правотворческой, информационной, правоприменительной, правоохранительной видах деятельности, а также деятельность в сфере социально-правого контроля. Юридическая деятельность граждан в данных сферах правовой активности государственных органов и должностных лиц подчинена волевым решениям органов государства и согласуется с ними. В этом измерении, как отмечает профессор В.М. Серых, деятельность граждан и различных институтов гражданского общества, лишенная собственных целей, выступает скорее объектом, чем субъектом юридической деятельности государства и не образует ее отдельного, относительно самостоятельного вида [581];

б) юридическая деятельность граждан и институтов гражданского общества представляется относительно самостоятельным видом только на стадии реализации норм частного права. Именно здесь граждане и их организации выступают в качестве самостоятельных и действенных субъектов, а государственные органы и должностные лица, наоборот, лишены здесь ведущей роли и осуществляют, как правило, функции социально-правового контроля, надзора за законностью в юридический деятельности граждан и общественных институтов.

Наши рекомендации