Цивилизация как способ типологии государства

В юридической науке наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя широко применяется и другой, полу­чивший в общественных науках название цивилизационного подхода[140].

Понятие «цивилизация» утвердилось в эпоху Просвеще­ния и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разра­батывается цивилизационный подход учеными Запада и Вос­тока. В своих исследованиях они опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др. В самом общем виде понятие «ци­вилизация» можно определить как социокультурную систе­му, обеспечивающую высокую степень дифференциации жиз­недеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его не­обходимую интеграцию.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономи­ческого начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего ду­ховно-нравственных и культурных факторов общественного раз­вития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными фак­торами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

В этой связи нам представляется, что цивилизационный подход к типологии государства отнюдь не подменяет устано­вившийся, уже многие годы довольно продуктивно используе­мый формационный подход, а наоборот, творчески его допол­няет и развивает.

Вместе с тем недостатком догматизированной формацион­ной теории как научной основы исследования сущности госу­дарства является и апологетика социалистического государства, представление о нем как о высшем неэксплуататорском типе государства, «отмирающем» государстве. Этот изъян обуслов­лен исходным положением данной теории, которым выступа­ет принцип последовательного, с железной необходимостью осуществляемого восхождения от одного строго определенно­го типа государства к другому, более прогрессивному. Очеред­ность появления таких типов государств из недр безгосудар­ственного общества устанавливается практически раз и навсег­да: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалис­тический, причем каждый из них качественно превосходит пре­дыдущий. Более того, последовательное появление на авансцене социальной жизни подобных типов государств рассматривает­ся в качестве едва ли не главного проявления исторического прогресса.

Все это говорит о том, что нельзя представлять себе, буд­то экономическая ось — единственный вектор общественного и соответственно государственного развития, предопределя­ющий прогресс всех других общественных институтов. Прогресс в одном секторе социальной действительности (обще­ственная собственность на орудия и средства производства) вовсе не означает прогресса всей системы и, в частности, го­сударственно-правовой сферы. Наоборот, такой прогресс, если его вообще можно считать прогрессом, может сопровождать­ся регрессом в других областях. Главное же заключается в том, что реальная история государства представляет собой сложный результат взаимодействия различных факторов, и в конкретных условиях каждый из них может сыграть решаю­щую роль.

Современное понимание прогресса государственности вы­двигает на первый план человеческое измерение, т.е. то каче­ство жизни, которое обеспечивает государство. Свобода лич­ности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие человеческого измерения превращают его в ос­новной критерий оценок прогресса государства.

Действительно, наряду с экономикой факторами, опреде­ляющими то или иное развитие государственности, являются характер идеологии, социокультурные параметры общества, уро­вень духовности народа, его традиции, национальный харак­тер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возник­новению и развитию государства.


Наши рекомендации