Учет результатов независимой оценки качества при совершенствовании деятельности организаций социальной сферы
По результатам проведенной независимой оценки качества в субъектах Российской Федерации принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышения качества оказания услуг (далее – Планы).
Так, например, Планы утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Ставропольском крае от 5 июля 2016 г., в Кабардино-Балкарской Республике от 13 сентября 2016 г. № 458-рп, Калининградской области (социального обслуживания – от 8 июля 2016 г., в сфере культуры – от 15 февраля 2016 г., образования – от 1 июля 2016 г.), Оренбургской области (от 11 августа 2016 г.), Пермском крае (в социальном обслуживании от 11 августа 2016 г. № СЭД-33-01-03-478, в здравоохранении – от 15 августа 2016 г. № СЭД-34-01-06-603, в образовании – от 12 августа 2016 г. № СЭД-26-01-06-569), Ульяновской области (от 18 апреля 2016 г.), Карачаево-Черкесской Республике (в социальном обслуживании – от 10 ноября 2016 г.), Чеченской Республике (в социальном обслуживании – от 24 декабря 2015 г. № 1, в здравоохранении – от 12 декабря 2016 г.), в Самарской области (в социальном обслуживании – от 12 августа 2016 г. № 1), Нижегородской области (в социальном обслуживании – от 11 августа 2016 г. № СЭД-33-01-03-478), Республики Крым (в социальном обслуживании – от 5 декабря 2016 г. № 842) и других регионах.
Вместе с тем иногда принятые планы носят формальный характер, не везде еще отлажен четкий контроль за их реализацией, недостаточна информационная работа среди населения о независимой оценке и ее итогах.
По информации субъектов Российской Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают следующие направления:
создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов/посетителей с детьми,
включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера;
организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг;
оптимизация работы организаций (график работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг);
совершенствование материально-технической базы организаций (оборудование, мебель, техника).
Так, в Архангельской области в отношении учреждений, получивших самый низкий балл по результатам независимой оценки, рассмотрен вопрос их реорганизации. Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, «Вельский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» реорганизовано в форме присоединения к государственному бюджетному комплексному учреждению общего типа Архангельской области «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка».
В Иркутской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» г. Усть – Кута реорганизован путем присоединения к «Комплексному центру социального обслуживания населения г. Усть-Кута и Усть-Кутского района». Все получатели социальных услуг дома-интерната переведены в стационарное отделение комплексного центра, в котором проведен ремонт и созданы комфортные и безопасные условия проживания.
Смена руководителей была проведена в «Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей», «Психоневрологическом интернате с. Бильчир». Проведенные мероприятия по информации, предоставленной Иркутской областью, дали положительные результаты. В настоящее время в данных учреждениях проводится работа, направленная на повышение качества социального обслуживания.
В Новосибирской области по результатам проведения независимой оценки качества:
выявлен опасный переход через проезжую часть в непосредственной близости учреждения «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов», что создавало особые проблемы для посещения учреждения целевой группой (маломобильные получатели услуг). По результатам проведенного мониторинга, обращение в УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, позволило в достаточно короткие сроки установить светофор;
полностью переоборудована входная зона «Областного центра социальной помощи семье и детям «Морской залив» с учетом принципов доступности для маломобильных граждан;
проведен ремонт, перепланировка помещений, созданы комфортные условия для проживания клиентов в «Областном центре социальной помощи семье и детям «Радуга»;
переоборудована прогулочная зона «Новосибирского дома ветеранов» с учетом пожеланий маломобильных клиентов (колясочников), в том числе, убраны поребрики/бордюры, проведено дополнительное озеленение, установлен банкомат, начато проведение специалистами банка регулярных обучающих встреч по финансовой грамотности.
В регионах реализуются мероприятия по улучшению работы организаций и в других отраслях социальной сферы.
В медицинских организациях Новосибирской области по результатам независимой оценки качества улучшены условия оказания медицинских услуг в организациях, где это вызывало наибольшее нарекание пациентов:
увеличено время забора крови в лабораториях поликлиник;
организованы дополнительные парковочные места для посетителей поликлиник;
организованы детские уголки в детских отделениях амбулаторных медицинских организациях.
В ряде медицинских организаций созданы дополнительные условия для обслуживания граждан с ограниченными возможностями: оборудованы специализированные кабинеты на первых этажах поликлинических отделений, установлена звукоусилительная аппаратура в регистратурах, организованы туалеты для инвалидов-колясочников, парковки оборудованы специальными знаками для инвалидов.
В Смоленской области по результатам независимой оценки качества и предложениям Общественного совета для улучшения транспортной доступности учреждений здравоохранения введен новый транспортный маршрут, реализованы мероприятия по повышению доступности организаций социального обслуживания для маломобильных групп населения.
Мероприятия по улучшению качества оказания услуг по результатам независимой оценки качества проведены в организациях сферы культуры. Так, по информации Минкультуры России, по данному направлению отмечены следующие результаты:
Ростовская область – улучшено качество интерактивных сервисов в организациях культуры, улучшена доступность этих учреждений для людей с ограниченными возможностями, обновлен библиотечный фонд, проводится оцифровка библиотечных фондов для интерактивного доступа к ним, улучшена материально-техническая база учреждений культуры, в ряде музеев введена услуга аудиогида;
Сахалинская область – продлена работа музея в вечернее время, проведены тренинги для персонала по недопущению возникновения конфликтных ситуаций, введена услуга «Персональный гид» (в том числе на иностранном языке), укреплена материально-техническая база организаций;
Тюменская область – увеличен объем рекламной и печатной продукции об учреждениях культуры, расширен перечень дополнительных услуг (предоставление электронных луп, распечатка текстов рельефно-точечным и укрупненным шрифтом, мастер-классы, семейные мероприятия), в учреждениях внедрена система внутреннего контроля качества услуг, организовано проведение выставок на внемузейных площадках, ведется работа по созданию единой билетной системы музеев области, снижена стоимость билетов;
Ульяновская область – создана возможность он-лайн бронирования и заказов билетов в учреждениях культуры, созданы разделы «обратной связи» с потребителями услуг;
Забайкальский край – актуализирована информация на официальных сайтах учреждений культуры; назначены ответственные лица за содержание в актуальном состоянии разделов официальных сайтов учреждений, проведены обучающие семинары для сотрудников по подготовке и публикации информации на сайтах, внесены изменения в прейскуранты платных услуг учреждений культуры, проведена замена оборудования, используемого при оказании услуг, увеличено число точек доступа к электронным каталогам в библиотеках, активизирована работа со средствами массовой информации по информированию о предстоящих мероприятиях, регулярно обновляется информация в сети Интернет.