Социальные услуги доступны для граждан, нуждающихся в социальном обслуживании
На территории Российской Федерации по данным федерального статистического наблюдения по состоянию на 1 января 2016 года расположено 1293 стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), в том числе 700 общего типа и 514 психоневрологического профиля.
В соответствии с формой федерального статистического наблюдения 3-собес очередность в стационарные организации социального обслуживания составила:
на 1 января 2016 г. 11668 человек, в том числе в психоневрологические интернаты 9910 человек (очередность свыше 300 человек зафиксирована в следующих субъектах: Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Приморский край, Хабаровский край, Иркутская, Московская, Тамбовская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Челябинская области);
на 1 января 2015 года 16007 человек, в том числе в психоневрологические интернаты 13077 человек;
Согласно данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 г. в 24 субъектах Российской Федерации (Воронежская область, Ивановская область, Курская область, Московская область, Республика Коми, Мурманская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астраханская область, Ростовская область, Республика Крым, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Мордовия, Кировская область, Пензенская область, Республика Тыва, Забайкальский край, Омская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край) в реконструкции и капитальном ремонте нуждаются 100 зданий учреждений социального обслуживания, в том числе, требующих реконструкции - 58 зданий, находящихся в аварийном состоянии – 6 зданий; ветхих – 36 зданий.
В 2016 году было продолжено проведение мероприятий по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456 «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров».
Заключены соглашения о предоставлении субсидий с 82 субъектами Российской Федерации. Правительства (администрации) Санкт-Петербурга, Ненецкого и Чукотского автономных округов отказались от заключения соглашений.
На выполнение мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации в 2016 году предоставлены субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на общую сумму 1111,8 млн. рублей, в том числе:
на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения – 1038,8 млн. рублей, из них на ремонт организаций социального обслуживания населения, приобретение технологического оборудования, предметов длительного пользования и автотранспорта для оснащения мобильных бригад организаций социального обслуживания – 475,2 млн. рублей, на строительство (реконструкцию) - 563,6 млн. рублей;
на обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 42,7 млн. рублей;
на оказание адресной социальной помощи в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями - 30,3 млн. рублей.
В рамках мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации на 2016 год:
осуществлялось строительство (реконструкция) в 11 организациях социального обслуживания населения;
отремонтированы объекты в 197 организациях социального обслуживания;
для 79 организаций социального обслуживания приобретены технологическое оборудование и предметы длительного пользования для их оснащения;
приобретено 39 единиц автотранспорта для оснащения мобильных бригад 38 организаций социального обслуживания населения;
оказана адресная социальная помощь в связи с чрезвычайными ситуациями 5,1 тыс. пострадавших пенсионеров;
в целях обеспечения доступности лиц пожилого возраста к государственным информационным ресурсам обучено компьютерной грамотности более 37,6 тыс. неработающих пенсионеров.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (далее - Стратегия)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 2539-р утвержден план мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (далее - План).
План содержит в себе 7 разделов, включающих мероприятия, направленные на:
финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости;
совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, включая профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование специалистов в этой сфере;
совершенствование обеспечения доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения;
развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг;
стимулирование производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения;
развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения.
В 2016 году была продолжена реализация плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282.
В целях дальнейшего совершенствования работы по организации в субъектах Российской Федерации социального обслуживания граждан и обеспечения эффективного территориального планирования оптимизационных мероприятий принят приказ Минтруда России от 13 апреля 2016 г. № 164 «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282 «О плане мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».
Для обеспечения возможности осуществления комплексной оценки проводимых в субъектах Российской Федерации оптимизационных мероприятий план мероприятий («дорожная карта») дополнен контрольными показателями, которые учитывают очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому и в стационарной форме социального обслуживания, долю получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации, а также удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, и ряд других показателей.
Приказом Минтруда России от 5 мая 2016 г. № 219 утверждены методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, согласно которым оптимальный охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, определяется с учетом оценки перспективных значений охвата граждан социальным обслуживанием в субъектах Российской Федерации и возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам 37-го заседания Российского организационного комитета «Победа» от 18 апреля 2016 г. № Пр-686 в целях совершенствования социального обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации предоставления ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому приказом Минтруда России от 25 августа 2016 г. № 471 утверждены рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
В 2016 году в рамках ежегодно проводимого Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» с общим призовым фондом 17,6 млн. рублей рассмотрено 109 материалов на конкурсантов, представленных органами социальной защиты населения из 46 субъектов Российской Федерации по 12 номинациям.
По итогам голосования в каждой из номинаций определены победители Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания», занявшие 1, 2 и 3 места. Денежные премии получили 27 человек.
В целях повышения качества и доступности предоставления социальных услуг и решению задач по созданию прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания граждан, Минтрудом России проводится работа по привлечению в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.
В результате проделанной работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания граждан удалось добиться определенных результатов. По данным Росстата, общее число негосударственных организаций социального обслуживания граждан возросло с 95 в 2013 году до 223 в 2015 году.
По информации, представленной в Минтруд России субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на второй квартал 2016 года включено 547 негосударственных поставщиков социальных услуг. Из них 170 коммерческих организаций, 377 некоммерческих организаций, в том числе 253 социально ориентированных организаций.
К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся Республика Башкортостан, Пермский край, Ставропольский край, Тюменская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург.
Наиболее распространенным механизмом привлечения негосударственного сектора к оказанию социальных услуг является предоставление субсидий и проведение закупок социальных услуг.
Наибольшее количество негосударственных организаций, участвующих в оказании социальных услуг в сфере социального обслуживания, отмечается в г. Санкт-Петербурге – 198. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году составил 468,4 млн. рублей (в 2015 г. – 596,7 млн. рублей).
В Республике Башкортостан – 118 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году составил 460,4 млн. рублей. (в 2015 г. - 205,5 млн. рублей).
В Новосибирской области - 69 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году составил 227,9 млн. рублей. (в 2015 г. - 209,9 млн. рублей).
В Пермском крае - 34 негосударственные организации. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году - 506,3 млн. рублей (в 2015 г. - 555,5 млн. рублей).
В Московской области - 27 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году составил 224,0 млн. рублей (в 2015 г. - 86,9 млн. рублей).
В Ленинградской области - 24 негосударственные организации. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году - 47,0 млн. рублей (в 2015 г. - 38,1 млн. рублей).
В Ханты-Мансийском автономном округе - 12 негосударственных организаций. Объем финансовых средств, направленных на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями из регионального бюджета, в 2016 году составил 22,7 млн. рублей (в 2015 г. - 4,9 млн. рублей).
Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.
На 1 января 2016 г. возможностью применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, предоставленной пунктом 1 статьи 284.5 Налогового кодекса Российской Федерации, воспользовалось 474 организации, на 1 октября 2016 года - 747 организаций.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Целями информационной системы являются:
обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах;
обеспечение реализации предоставления мер социальной защиты (поддержки) органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, предоставляющими такие меры;
унификация мер социальной защиты (поддержки);
обеспечение возможности прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В 2016 году разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения». Разработан прототип Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Задачи на 2017 год
Осуществление методического обеспечения деятельности Координационных советов при высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения, с АО «Корпорация «МСП» в части размещения в информационной системе «Бизнес-навигатор МСП» информации о реализации проектов в сфере социального обслуживания с участием негосударственных организаций, бизнес-планов, бизнес-моделей, примеров соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений и (или) иных соглашений (договоров), заключенных в целях реализации инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания.
Проведение анализа практики применения санитарно-эпидемиологических правил при размещении в стационарных организациях социального обслуживания различных категорий граждан
Проведение мониторинга законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, в части регулирующей функционирование организаций социального обслуживания, с целью выявления и устранения норм, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения или способствующих их введению.
Проведение анализа применения налоговых льгот для организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Реализация плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. № 2539-р.
Продолжить реализацию плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 282.
Организация проведения Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».
Продолжение работы по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения.