Акты применения права: понятие, структура и виды.

Акты применения права: понятие, структура и виды.

Акт применения норм права – это официальный документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа. Юридические свойства акта применения:• властное веление; • индивидуальное решение, основанное на норме права; • веление, вынесенное компетентным органом; • определение субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений;• установление мер ответственности за совершенное правонарушение.

В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права, различают акты: • государственных органов; • общественных организаций.

Акты государственных организаций подразделяются: • на индивидуальные акты органов законодательной власти; • акты государственного управления; • акты министерств, госкомитетов и ведомств; • акты органов местного самоуправления; • акты контрольных и надзорных органов; • акты суда, прокуратуры, арбитража, нотариата.

В соответствии с характером регулирующего воздействия акты применения делятся на исполнительные и правоохранительные.

Последние подразделяются: • на следственные акты, оформляющие материалы к применению санкций; • акты исполнения юрисдикционных решений; • акты надзора, направленные на предупреждение правонарушений.

По предмету правового регулирования акты делятся: • на уголовно-правовые; • гражданско-правовые и др.

По форме: • на указы; • приговоры; • решения и др.

По функциям права: • на регулятивные (приказ о повышении по службе); • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).

По числу субъектов: • на индивидуальные; • коллективные. Встречаются и иные основания для классификации: • по юридической природе; • характеру правоохранительных актов.

Официальный характер акта применения права накладывает отпечаток на его внешнее оформление.

Он состоит: • из вводной части, где указывается: а) наименование акта (приказ, постановление, приговор и др.); б) дата и место издания; в) полное наименование органа, издавшего акт; г) подписи лица или лиц, уполномоченных принять акт; д) адресат акта; • описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела; • мотивировочной части, где дается обоснование принятого решения;• резолютивной части, в которой излагается содержание решения.

2. Акты толкования: понятие, виды. (Интерпретационные акты, понятие, классификация)

Акт толкования— это один из видов правовых актов. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуют­ся в официальных источниках. Например, акты толкования Плену­ма Верховного Суда Российской Федерации издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Консти­туционного Суда — в «Собрании законодательства Российской Фе­дерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Феде­рации».

Акты толкования как виды правовых актов имеют свои особенности:

· не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

· имеют юридическую силу и практическое значение только в течении срока действия толкуемой нормы права;

· содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

· обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;

· адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Он может быть устным или письменным. Акт толкования — это правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования.

Дуализм местного управления

- местные дела объединены с государственными делами

- двойственная природа предметов ведения: мсу самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет значительный объем переданных гос. полномочий

- т.о. местные органы включаются в государственный механизм, не теряя при этом самостоятельности.

Конфедерация, ее виды.

Конфедерации — государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.( на данный момент нет таких государств в мире)

Признаки:

1)в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств; 2)финансовые средства образуются из взносов государств-членов; 3)исполнительные органы носят коллегиальный характер; 4) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством; 5)вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием; 6) международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

Другие формы объединения государств: Содружества — объединения государств, характеризующихся определенной однородностью, Сообщества — объединения государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. Ассоциации — объединения государств по глобальным мировым проблемам. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Монархия: понятие, виды.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Признаки монархии:

• глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;

• наследственный порядок преемственности верховной власти: эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);

• монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

• юридическая безответственность монарха.

Монархии в историческом плане подразделяются на восточные деспотии, опирающиеся на азиатский способ производства; античные, в число которых входят рабовладельческие государства (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные монархии.

Виды: абсолютная и ограниченная (конституцией либо парламентом).

Понятия правовой нигилизм и правовой идеализм взаимосвязаны и имеют общие корни. Могут взаимообращаться друг в друга. Следовательно, бороться необходимо одновременно и с правовым нигилизмом и с правовым идеализмом.

Выводы

Различают понятия «источник (форма) права» в широком и узком смыслах. В широком (материальном) смысле источник права – общественные отношения, ставшие причиной возникновения нормы; в узком (формальном) – конкретный способ закрепления нормы права.

Основные источники права: правовой обычай; правовой прецедент; нормативный правовой акт; правовая доктрина; нормативный договор.

В Республике Беларусь особую роль играет нормативный правовой акт.

Традиционно в науке рассматривается действие нормы права по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Виды правотворчества

Непосредственное правотворчество народа —yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество —oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество —oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальнымпрДоговорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Стадии правотворчества:

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

- подготовки проекта нормативного акта;

- его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

- формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

- подготовка его текста;

- предварительное обсуждение проекта;

- согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

- предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

- внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

- обсуждение проекта;

- принятие и подписание нормативного акта;

- официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

Республика: понятие, виды.

Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность власти;

• осуществление государственной власти по поручению народа;

• реализация разделения властей;

• ответственность власти перед народом.

По историческим периодам существования республики классифицируются на античные (государства-полисы), средневековые (феодальные), буржуазные.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются напрезидентские, парламентские и смешанные.

Президентская республика таит в себе возможность трений во взаимоотношениях исполнительных и законодательных ветвей власти, когда президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям.

Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.

Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.

Смешанная (парламентско-президентская) республика — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых стран характерна суперпрезидентская республика. Ее основная черта — гипертрофированная и, по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления. В действительности существовали три разновидности этой формы: Парижская коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступали как государственная форма диктатуры пролетариата.

Соотношение права и морали.

Наиболее значимыми регуляторами поведения людей всегда выступали: обычаи; мораль; право.

Как известно, самыми древними правилами повеления людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняя его, не задумываясь, зачем он нужен, — просто «так заведено испокон веков». Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Мораль: Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

Право: Именно но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

Соотношение между правом и моралью включает: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали основывается на общности политического фундамента, культуры общества, на приверженности людей идеалам добра, свободы, равенства, на возможности их созидательных, дисциплинирующих начал.

Различие права и морали можно проследить по способам их установления, методам обеспечения, форме выражения, характеру и способам воздействия на сознание и поведение, порядку ответственности за нарушение, уровню требований, сфере действия, происхождению.

Взаимодействие права и морали, выражающееся в тождестве их требований, исходит из того, что в основе права лежит мораль. Противоречия между правом и моралью базируются на разных методах регулирования, критериях оценки поведения субъектов. Важное значение имеет неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов.

Бланкетный способ изложения

При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается.

Норма права –исходящее от государства или признанное им, общеобязательное, формально-выраженное правило поведения. Наиболее эффективный социальный регулятор.

Признаки правовой нормы:-правило поведения;-закрепляет (охраняет) субъективные права и юридические обязанности;-общеобязательность-формальная определенность;-устанавливается, санкционируется, обеспечивается государством;-рассчитана на неоднократное применение;

Виды:По способу влияния норм права на общественные отношения они делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Правовые нормы классифицируются также по отраслям права на конституционные, гражданские, семейные, уголовные, трудовые

Нормы права в зависимости от жесткости требований, содержащихся в них предписаний, делятся на категоричные (императивные), диспозитивные и рекомендательные.

Выделяются также нормы общие, специальные и исключительные.

Нормы права делятся также на постоянные, которые действуют без указания срока их действия, и временные.

72. Средства и способы обеспечения законности и правопорядка. (Гарантии законности и правопорядка)

Гаконность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых - юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

Законность - это принцип права, выражающий демократический режим общества и состоящий в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми законов и подзаконных актов, а также полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего и обоснованного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правопорядок - порядок в обществе, при котором важнейшие общественные отношения урегулированы правом, а поведение субъектов этих отношений точно соответствует требованиям закона.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Гарантии правовой законности и правопорядка следует рассматривать в широком и в узком их понимании.

В широком смысле гарантии законности и правопорядка начинаются с правогарантий (самогарантий):

а) авторитета сущности права как общесоциальной справедливости, обеспечиваемой государством;

б) качества норм права по их содержанию и форме изложения;

в) ценности права - прежде всего его нравственно-правовых принципов (свобода, равенство, безопасность, веротерпимость и т.д.), политико-правовых (народовластие, политический плюрализм, разделение властей и др.), эколого-правовых (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов); собственно-правовых (точность в определении юридических прав и обязанностей субъектов права, единство прав и обязанностей, презумпция невиновности и т.д.).

К гарантиям законности и правопорядка в широком понимании относятся факторы:

- сугубо политические (реальное соотношение классовых, национальных, партийных и других сил, степень их организованности, активности, целеустремленности и т. п.);

- сугубо экономические (например, уровень экономики, имеющиеся положительные и отрицательные ее тенденции);

- общественные (многочисленные неполитические объединения людей);

- культурные, особенно уровень правовой культуры;

- организационные (подготовка квалифицированных кадров, создание надлежащих условий для их работы и т.д.);

- идеологические (государственная идеология и идеология, выражающая устойчивое профессиональное и обыденное правосознание);

- сугубо социальные (социальная стабильность, достойный уровень жизни людей, реальный социальный контроль за законностью методов борьбы с правонарушениями).

Гарантии правовой законности и правопорядка в узком смысле - это сугубо юридические гарантии:

1) надлежащая процедура правотворчества и правоустановления, обеспечивающая воплощение в нормах права его принципов;

2) заложенные в законодательстве юридические механизмы проведения в жизнь правовых законов (вплоть до международно-правовых);

3) подготовка высококвалифицированных и нравственно-надежных юридических кадров, рациональное их использование, рациональная организация и активная деятельность правоохранительных органов, совершенствование форм и методов их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению правонарушений, обеспечению неотвратимости ответственности виновных и восстановлению нарушенных прав потерпевших, по проведению в жизнь действующего правового законодательства;

4) эффективный юридически системно упорядоченный контроль и надзор за точной и единообразной реализацией правового законодательства.

В обеспечении законности и правопорядка исключительно важное значение имеет правовая чистота в деятельности всех звеньев государственного аппарата, особенно правоохранительного.

Акты применения права: понятие, структура и виды.

Акт применения норм права – это официальный документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа. Юридические свойства акта применения:• властное веление; • индивидуальное решение, основанное на норме права; • веление, вынесенное компетентным органом; • определение субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений;• установление мер ответственности за совершенное правонарушение.

В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права, различают акты: • государственных органов; • общественных организаций.

Акты государственных организаций подразделяются: • на индивидуальные акты органов законодательной власти; • акты государственного управления; • акты министерств, госкомитетов и ведомств; • акты органов местного самоуправления; • акты контрольных и надзорных органов; • акты суда, прокуратуры, арбитража, нотариата.

В соответствии с характером регулирующего воздействия акты применения делятся на исполнительные и правоохранительные.

Последние подразделяются: • на следственные акты, оформляющие материалы к применению санкций; • акты исполнения юрисдикционных решений; • акты надзора, направленные на предупреждение правонарушений.

По предмету правового регулирования акты делятся: • на уголовно-правовые; • гражданско-правовые и др.

По форме: • на указы; • приговоры; • решения и др.

По функциям права: • на регулятивные (приказ о повышении по службе); • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).

По числу субъектов: • на индивидуальные; • коллективные. Встречаются и иные основания для классификации: • по юридической природе; • характеру правоохранительных актов.

Официальный характер акта применения права накладывает отпечаток на его внешнее оформление.

Он состоит: • из вводной части, где указывается: а) наименование акта (приказ, постановление, приговор и др.); б) дата и место издания; в) полное наименование органа, издавшего акт; г) подписи лица или лиц, уполномоченных принять акт; д) адресат акта; • описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела; • мотивировочной части, где дается обоснование принятого решения;• резолютивной части, в которой излагается содержание решения.

2. Акты толкования: понятие, виды. (Интерпретационные акты, понятие, классификация)

Акт толкования— это один из видов правовых актов. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуют­ся в официальных источниках. Например, акты толкования Плену­ма Верховного Суда Российской Федерации издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Консти­туционного Суда — в «Собрании законодательства Российской Фе­дерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Феде­рации».

Акты толкования как виды правовых актов имеют свои особенности:

· не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

· имеют юридическую силу и практическое значение только в течении срока действия толкуемой нормы права;

· содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

· обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;

· адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Он может быть устным или письменным. Акт толкования — это правовой акт компетентных государственных органов, содержащий результат официального толкования.

Наши рекомендации