Отказ в назначении государственной социальной помощи
Отказ в назначении социальной помощи предусматривается в двух случаях:
1. В случае прдоставления заявителям неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах;
2. В случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о имуществе на праве собственности.
Первый случай отказа в назначении помощи прямо не предусмотрен с. 9 закона, что, по моему мнению, является существенной недоработкой. Но из анализа предыдущих статей ясно усматривается, что получателями социальной помощи могут быть только две категории. Таким образом, если человек не является малоимущим, то ему должно быть отказано в назначении такой помощи при рассмотрении его заявления в органах социальной защиты населения.
Второй случай прямо предусмотрен ст. 9 Федерального закона, согласно которой в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности орган социальной защиты отказывает в назначении государственной помощи.[9]
Правильность сведений, указанных в заявлении гражданина может быть, как указывалось выше, подтверждено проверкой, которую проводят органы социальной защиты населения самостоятельно.
Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства.
Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как я рассматривал выше является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам. Уведомление об отказе в назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее, чем 10 дней после обращения в орган социальной защиты.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам. Уведомление об отказе в назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее 10 дней после обращения в орган социальной защиты. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты представленных заявителем сведений, данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Данное положение о праве гражданина обратиться за защитой своих прав, имеет очень важное значение и соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данное положение также ограничивает количество случаев неправомерного отказа от оказания государственной помощи.
Отказ о предоставлении помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз, когда малоимущая семья или малоимущий одинокий гражданин будут действительно в ней нуждаться.
Как указывалось выше особенностью оказания государственной социальной помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определённый период времени. Максимальный период времени в законе не указан, это даёт основания говорить, что получатели государственной помощи имеют право на её получение до тех пор пока по существующим в законе основаниям их право на её получение не прекратиться.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О государственной социальной помощи” заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил данную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания помощи в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В данном случае извещение органов социальной защиты населения об изменениях в составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности является не правом, а обязанностью гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования был изучен круг лиц, получающих и предоставляющих, виды, размер, порядок и условия предоставления государственной социальной помощи.
Анализ результатов курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, радикализм экономических преобразований предполагает введение социальных технологий, обеспечивающих защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, и т.п.
Во-вторых, предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров- государственная социальная помощь
В-третьих, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
В-четвёртых, в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
В-пятых, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти.
Основными целями оказания государсвенной социальной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.
В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699;
3. Федеральный закон от 27 октября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по РФ»// СЗ РФ, 1999, №46.;
4. Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ от 7 апреля 2003 г. № 14 ст. 1257;
5. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ от 27 октября 1997 г. № 43 ст. 4904;
6. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1992 г. «Об утверждении положения о республиканских (федеральных) и территориальных фондах социальной поддержки населения»//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, 1992, № 48.
7. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной социальной помощи». М.: Норма, 2006.
8. Бабков В.Н. Адресная социальная поддержка малоимущих семей: научное сопровождение пилотной программы // Семья в России, 1998, №3-4.
9. Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика: Учебное пособие.-М., 1996.
10. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Изд-ий центр «Академия», 2014.
11. Голенко Е.Н., Ковалёва В.И. Право социального обеспечения: Учебник.-М., 1999.
12. Гусова К.Н. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2012 г.
13. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: 2007. — 187 с.
14. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Гросс Медиа, 2009.
15. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. КНОРУС; Москва; 2015.
16. Право социального обеспечения: Учебное пособие 2-е издание.-М., 1999.
17. Право социального обеспечения в схемах.-М., 1999.
18. Смирнова Н.Л. Право социального обеспечения: Учебное пособие.-Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998.
19. Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное страхование.-М., 1997.
[1] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699.
[2] Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, 2009.
[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
[4] Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»// СЗ РФ от 27 октября 1997 г. № 43 ст. 4904;
[5] Федеральный закон от 5 апреля 2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»// СЗ РФ от 7 апреля 2003 г. № 14 ст. 1257.
[6] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699.
[7] Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. КНОРУС; Москва; 2015.
[8] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699
[9] Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Изд-ий центр «Академия», 2014.