Оллективизация в СССР в годы довоенных пятилеток: причины, методы осуществления, итоги.

- Коллективизация. - Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы). Проводилась в течении первой пятилетки(1928-1933). В январе 1933 г. на пленуме ЦК ВКП (б) была констатирована ликвидация кулачества и победа социалистических отношений в деревне.

Предпосылки

Первые попытки коллективизации крестьян были предприняты уже вскоре после революции, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы.

XV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 г., провозгласил курс на коллективизацию. Но планы съезда и конкретное осуществление коллективизации значительно отличались. На съезде речь шла о развитии всех форм кооперации, о том, что перспективная задача постепенного перехода к коллективной обработке земли будет осуществляться на основе новой техники (электрификации и т.д.), а не наоборот: от коллективизации к индустриализации, как это произошло. Ни сроков, ни тем более единственных форм и способов кооперирования крестьянских хозяйств съезд не устанавливал. Более того, на первую пятилетку планировалось первоначально объединить в колхозы (сельхозартели) 18-20% индивидуальных крестьянских хозяйств, а простейшими формами сельскохозяйственной кооперации следовало охватить до 85% хозяйств.

Точно так же решение съезда о переходе к политике наступления на кулачество имело в виду последовательное ограничение эксплуататорских возможностей и устремлений кулацких хозяйств, их активное вытеснение экономическими методами, а не административными.

Среди причин перехода к коллективизации прежде всего следует назвать низкий уровень товарности сельскохозяйственного производства, техническую отсталость, которые сдерживали общее экономическое развитие страны. Особое беспокойство вызвало производство товарного зерна. «Осереднячивание» деревни, произошедшее в результате революции, привело к тому, что вместо 16 млн. довоенных крестьянских хозяйств в 1928 г. их стало 25 - 26 млн. Если прежде середняки производили 50% всего зерна, а потребляли 60%, то теперь они производили 85%, а потребляли 80%. Государственные закупки в 1927 - 1928 гг. составили 630 млн пудов против довоенных 1300,6 млн. При этом следует помнить, что с началом индустриализации происходит увеличение численности городского населения. Все это оборачивалось настоящим бедствием для государства. Кризис заготовительной компании 1927-1928 гг. стал одной из причин перехода к политике массовой коллективизации. Другой причиной стала позиция сталинской группировки, которая относилась к крестьянству как временному союзнику рабочего класса, стремилась к превращению его в сельскохозяйственного пролетария. После разгрома троцкизма генеральная линия ВКП(б) привела к отказу от нэпа и применению насилия над крестьянством. Форсированию темпов коллективизации способствовало, как уже выше отмечалось, изменение международного положения СССР в конце 1920-х годов, появление возможности осуществить широкомасштабные закупки оборудования за границей.

Коллективизация

Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. создал угрозу проведения индустриализации. Во время поездки на Урал и в Западную Сибирь в январе - феврале 1928 г. И.В. Сталин, выступая перед партийным активом Омска, Новосибирска, Барнаула, Рубцовска, потребовал применить к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб государству, 107-ю статью Уголовного Кодекса (УК) СССР (статья предусматривала наказание за спекуляцию). За «мягкотелость» и «срастание с кулаком» были сняты с должностей и подвергнуты наказаниям 1157 местных партийных работников. По отношению к ним широко применялась 58 статья пункт 10 УК СССР (контрреволюционная агитация). Все это нагнетало обстановку нервозности и административного произвола. Началось закрытие рынков, проведение обысков по крестьянским дворам,

привлечение к суду владельцев не только значительных хлебных запасов, но и умеренных излишков. Суды автоматически выносили решение о конфискации имущества. Изымали часто и инвентарь.

Для облегчения изъятия хлеба было решено ускорить темпы объединения крестьян в колхозы. 1928 г. был объявлен годом «массового колхозного движения». Но большинство крестьян в колхозы вступать не хотело. К октябрю 1929 г. в них вошло лишь 6,9% единоличных, преимущественно бедняцких, хозяйств. Ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) 1929 г. провозглашает политику «сплошной коллективизации». На ее проведение были мобилизованы местные партийные и комсомольские организации. Из городов в помощь им направили 25 тысяч «наиболее сознательных рабочих» - «двадцатипятитысячников».

Создание колхозов проводилось с нарушением всех прежних планов. Во-первых, нарушался принцип добровольности вхождения. Крестьян насильно, иногда под страхом жестокой расправы заставляли вступать в колхоз. Во-вторых, грубейшие нарушения допускались при обобществлении средств производства. Товарищества по обработке земли в приказном порядке переводились на уставы сельхозартелей и коммун, в которых обобществлялись не только орудия труда и рабочий скот, но и личное подсобное хозяйство, и домашняя утварь.

Методы коллективизации

Одним из драматических сюжетов в истории коллективизации стала борьба с кулачеством. К концу 1927 г. кулаки составляли 3 - 5% от общей массы крестьян. Летом 1929 г. было принято решение о запрещении принимать кулаков в колхозы, что сразу отделило и противопоставило их всему крестьянству. В январе 1930 г. в передовой статье газеты «Правда» прозвучал призыв: «Объявить войну не на жизнь, а на смерть кулаку, и, в конце концов, смести его с лица земли!» 30 января 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В нем предписывалось провести конфискацию у кулаков инвентаря, скота, жилых и хозяйственных построек, предприятий по переработке сельхозпродукции и семенных запасов. Четверть конфискованного имущества следовало раздать бедноте, а остальное - в колхоз. Раскулаченные делились на три категории: 1) участники антисоветских выступлений, они подлежали аресту, их семьи выселялись; 2) крупные кулаки и бывшие помещики, агитирующие против колхозов, их выселяли вместе с семьями в отдаленные, как правило, северные районы; 3) остальные кулаки, их вместе с семьями выселяли с территории колхоза в пределы той же местности. Отсутствие единых критериев кулачества порождало массовый произвол. Зачастую к ним относили просто работящих зажиточных крестьян, имеющих в хозяйстве 2-3 коровы и лошадь. Еще больший произвол имел место по отношению к так называемым «подкулачникам». К ним причисляли даже просто сочувствующих несправедливо раскулаченным. Дальнейшая судьба семей «подкулачников» ничем не отличалась от судьбы семей кулаков. Дошло до того, что сверху по каждому району спускался план по количеству раскулаченных по каждой категории. За его невыполнение партийных работников строго наказывали. В результате за годы коллективизации раскулачиванию подверглось свыше 15% крестьянских хозяйств. В отдаленные районы было выслано 1,8 тыс. крестьян. Эшелоны и обозы с раскулаченными, сопровождаемые работниками ОГПУ, двигались по стране, направляясь на Север, Урал и в Сибирь. За каждой из таких «отправок» стояла личная и семейная трагедия. В то же время быстро росло число заключенных в тюрьмах и лагерях.

Итоги

Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьёзные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточённой и непримиримой борьбы классов. В годы революции и войны как класс престала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоёв – среды, по мнению большевиков, благоприятной для буржуазного перерождения ещё не совсем окрепшего общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии – кулаки, по которым и был нанесён сокрушительный удар.

Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключённых широко использовался в народном хозяйстве. Заключённые добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200тыс. заключённых периодически привлекались для выполнения наиболее тяжёлых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.

В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении ОГПУ союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, вносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934г. при ОГПУ, преобразованном в НКВД СССР, стал действовать внесудебный орган – Особое совещание.

Обновилось территориально-адмистративное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.

В конце 1932г. в СССР складывается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих посёлков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. По существу она были прикреплены к деревне. Внедрение паспортной системы сопровождалось жёсткой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а так же бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.

В разгар коллективизации организуются крупные публичные политические процессы. В ноябре 1930г. проходил процесс по делу Промышленной партии («Промпартией»), в ходе которого по обвинениям во «вредительской деятельности» был осуждён ряд высокопоставленных специалистов, якобы связанных с разведками империалистических государств и разрабатывавших в качестве их агентов планы интервенции против СССР. В марте 1931г. в Верховном суде началось слушание дела «Союзного бюро меньшевиков», которое обвинили в пособничестве иностранным спецслужбам.


В условиях острых спорах в аграрном секторе и роста социального напряжения в городах политические процессы начала 1930г. годов играли роль «превентивного удара» правящего режима по его «потенциальным противникам» в среде «старой» интеллигенции, представители которой работали в сфере государственного управления, в армии, в вузах, научных учреждениях и др. По мнению партийной верхушки, «буржуазные специалисты» могли сыграть роль идейных вождей в случае широкомасштабных социально-классовых конфликтов, угроза которых была вполне реальной. В этих же целях в партии разворачивалась компания по дискредитации лидеров «правой оппозиции», «идейно разгромленных» в конце 1920-х годов.

Сталин последовательно искоренял последние остатки оппозиционности в высших эшелонах власти. В декабре 1930 года из состава ЦК ВКП (б) были выведены кандидаты в члены Политбюро, председатель Совнаркома РСФСР Сырцов, которому инкриминировали неверие в обоснованность ускорения индустриализации, и секретарь Закавказской парторганизации Ломинадзе, которому ставили в вину намерение притормозить темпы коллективизации в своём регионе. Тем самым партийное руководство предупреждало коммунистов, что самые строгие меры будут приняты не только за попытки встать в оппозицию, но и за колебания и сомнения в реализации «генеральной линии» партии.

В начале 1930-х годов в правящей партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. Возникали лишь локальные очаги протеста сложившимся в стране порядкам. М.Рютин, один из непримиримых противников «новой оппозиции», создал в августе 1932г. «Союз марксистов-ленинцев», противопоставлявший себя «Сталину и его клике». Его организация просуществовала всего месяц. Уже в сентябре 1932г. начались аресты. В октябре на объединённом Пленуме ЦК и Президиума ЦКК Сталин провел решение о немедленном исключении всех, «знавших о существовании этой группы».

Сталинское руководство было обеспокоено тем, что среди коммунистов распространялись антисталинские документы, получавшие негласную поддержку. Правящий режим был вынужден отказаться от политики тотального насилия, не снимавшего социальной напряжённости, а наоборот загонявшей её вглубь. В социально-экономическую политику вносятся коррективы, некоторые послабления, суть которых заключалась в осуждении теории быстрого отмирания товарно-денежных отношений и ведения прямого продуктообмена. Пересматривается отношение к инженерно-техническим работникам: из разряда «социально-чуждых» они переводятся в разряд «активных строителей социализма». Массовые репрессии против инженеров и техников были официально осуждены. Часть специалистов амнистирована. Для детей инженерно-технических работников отменили ограничения для поступления в вузы.

В деятельность органов ОГПУ внесены коррективы: им запретили арестовывать коммунистов без ведома и согласия ЦК ВКП (б), а специалистов – без согласия соответствующего наркома. Милиции и прокуратуре запрещалось вести следствие по производственным делам без специально разрешения дирекции предприятия или вышестоящих органов. На предприятиях упразднили официальные представительства ОГПУ.

Курс на более «умеренную» политику и смягчение напряжённости в стране отразился в решениях XVII съезда ВКП (б) (январь 1934г.), провозгласившего победу социализма в СССР. В хозяйственной политике акцент делался на внедрение хозрасчёта во всех звеньях народного хозяйства и укреплении советского рубля как важнейшего звена экономических связей между городом и деревней.

Пересматривалась политика в отношении кулачества. Ещё в 1932г. наметилось снижение уровня репрессий. В конце мая 1934г. объявили о частичной амнистии кулаков. Публичное заявление Сталина о том, что «сын за отца не отвечает», открыло детям репрессированных кулаков возможности к нормальной, в социальном плане, жизни. В гражданский кодекс были внесены законы, восстанавливающие право на наследство и право на имущество по завещанию.

Партийное руководство искало дополнительные возможности для сплочения населения вокруг идеи, имеющей многовековые традиции и высокое объединяющее начало. Такой идей становился патриотизм. В интересах патриотического воспитания граждан в школах восстановили преподавание отечественной истории. В «Правде» публиковались статьи, в которых высшей доблестью советских людей провозглашался советский патриотизм.

Наши рекомендации