Что понимается под оценочностью?

2. Как изменилась оценочность медиа за последние пятнадцать-двадцать лет?

3. Какова цель иронии как средства непрямой оценки в тексте?

4. Перечислите приемы и средства создания иронии и проиллюстрируйте их примерами из текстов медиа.

5. Назовите типы оценочности в СМИ.

6. Охарактеризуйте открытую оценку в СМИ, способы ее представления на разных уровнях языка.

7. Что такое толерантность языка СМИ? Как Вы считаете, можно ли сегодня говорить о толерантности российских СМИ?

8. Какие пути преодоления интолерантности предлагает современная теория медиа? Ваши предложения по преодолению интолерантности.

9. Каковы средства выражения скрытой оценки?

10. Продемонстрируйте языковые средства представления прямой и косвенной оценки в СМИ.

ЛИТЕРАТУРА К ПАРАГРАФУ 3.3

1. Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной ; редкол.: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – М. : Флинта: Наука, 2003. – С. 139–146.

2. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. – М. : Наука, 1985. – 228 с.

3. Дускаева Л. Р. Социальная оценочность (газетной речи) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной ; редкол.: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. – М. : Флинта : Наука, 2003. – С. 396–397.

4. Мартыненко Н. К. Оценка в журналистском тексте // Язык и власть : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – С. 80–87.

5. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк / Т. В. Матвеева. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. – 168 с.

6. Полонский А. В. Язык современных СМИ: культура публичного диалога // Мир русского слова. – 2009. – № 1. – С. 62–66.

7. Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С. 41–47, 50–56.

8. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000. – С. 3–20.

ПРАКТИКА К ПАРАГРАФУ 3.3

1. В продолжение темы об А. С. Пушкине прочтите фельетон А. Щуплова (Лит. газ. – 2002. – № 30. – С. 16). Особое внимание обратите на неоднородную тональность текста. Охарактеризуйте оценочность текста:

а) Какие стилистические приемы использованы при организации заголовка? их цель?

б) Докажите, что оценка материала сделана на контрастном представлении фактов, тем, сфер деятельности.

в) Какими языковыми средствами в тексте нарисованы время и пространство? Какова цель «игры» временной и пространственной категориями с точки зрения идеи текста и организации в нем оценочности?

г) Как представлены в тексте личные имена? Какова цель «игры» именами и фамилиями?

д) Почему рядом с цитатами (см. жирный курсив) нет авторских комментариев? Возможна ли различная читательская оценка приведенных цитатных материалов?

е) Зачем в тексте расшифровываются отдельные лексемы, не требующие расшифровки (например, бит)? Как это связано с идеей текста?

ж) Рассмотрите оценочные эпитеты, употребленные в тексте. Постройте цепь оценочных эпитетов и объясните, как она работает на основную мысль текста.

з) Объясните употребление вульгаризма в финале текста. Какова его роль в оценочном поле публикации?

Пушкин вместо масла

Известно, что в России равно сильно и ненавидят, и любят. Наша любовь, переходящая в обожание и обратно, не имеет границ, особенно если эпицентром ее является русский гений со знаковым именем Пушкин. Пушкин растворился в нашем воздухе, став не только вечным бытием, но и повседневным бытом. На Арбате рядом с матрешками с ликами Горбачева, Ельцина и Путина вовсю торгуют пасхальными яйцами с пушкинскими портретами. Не одно десятилетие мы ходили в магазины с целлофановыми пакетами, украшенными известным автопортретом поэта из ушаковского альбома, с мелкой надписью: “3 кг, для пищевых продуктов” или пользовались носовым платком, в центр которого неистовые текстильщики вогнали портрет Татьяны Лариной, канделябр (как же без него?) и бумажный лист со строками: “Я вам пишу” (орфография платочная!). Мы покупали молочный шоколад “Сказки Пушкина” и духи “Чудное мгновенье”. Впрочем, традиция идет еще из XIX века – именно тогда, в 80-е годы, Москва была наводнена папиросами “Пушкинские”, школьники пользовались пятикопеечными ластиками с портретом поэта, модники дефилировали с тросточками, украшенными головой Пушкина в кудрявых завитушках, а кондитерская фабрика Ландрина выпускала шоколад с надписью “Шоколад русских поэтов – Пушкин”. Стоило ли после этого удивляться чернильнице с портретом поэта, выпущенной в 1937 году Днепропетровской технохимической фабрикой?! Прошедший три года назад юбилей поэта ознаменовался выпуском водки “Пушкин” – с завинчивающейся пробкой-цилиндром! С ней своей кичевостью соперничала разве что конфета “Ай да Пушкин!” кондитерской фабрики “Красный Октябрь” – под конфеточной иллюстрацией подпись: “Пир во время чумы”. Впрочем, нет, в соперниках еще ходил кетчуп “Пушкин”.

К юбилею Пушкина был выведен картофель под названием “Пушкин”, и можно было купить сорта “Ранний Пушкин” и “Поздний Пушкин” (ранее появились сорта “Арина Родионовна” и “Ганнибал”). В Калиниграде было присвоено имя поэта кораблю, поднимающему со дна затонувшие суда. Питерское радио “Балтика” провело встречу шести Александров Сергеевичей Пушкиных с, увы, одной (!) Натальей Николаевной Гончаровой. Среди Пушкиных оказались слесарь, два студента, такелажник, налоговый инспектор, коммивояжер. Наталья Николаевна – будущий хирург!. . В Башкирии милиция подсчитала: среди жителей оказалось четыре Владимира Ленских, причем один находился в уголовном розыске. В Михайловском пытались запустить воздушный шар в виде бутылки водки. Не взлетел. На одном московском плакате под портретом Пушкина красовалась не его цитата: “Средь шумного бала... ” Потрясала воображение выставка “Пушкинские образы в творчестве наивных художников” в ЦДХ: у П. Кусочкина “Пушкин помогает другу снять пастушку с дерева”, у П. Макарова держит на руках Наталью Николаевну в фате и всех свадебных аксессуарах, у М. Беловой поэт голышом купается с друзьями в Сороте – так что из всей одежды только бакенбарды сверкают... Однако пушкинско-эротическая тема своего развития не получила: предложение главного редактора русского журнала “Плейбой” выпустить “изделие № 2” под названием “Пушкин” не прошло... В Тбилиси на одном историческом здании открыли мемориальную доску с надписью из Пушкина: “Не встречал я... ничего, роскошнее тифлисских бань».

Депутатам Госдумы Пушкин всегда предоставлял возможность высказаться о себе, любимом: “На месте Александра Сергеевича я бы Дантеса “заказал” (А. Невзоров); “Я точно так же поступил бы, но, в отличие от Александра Сергеевича, постарался бы гада убить. Намертво!..” (В. Шандыбин). Кстати, о Дантесе: наиболее стремно оттянулись в городе на Неве: выпустили литературно-художественный журнал с непритязательным названием “Дантес”. Наряду со стихами, написанными в последние годы, журнал опубликовал произведения о Дантесе известных советских поэтов С. Смирнова, Е. Долматовского. Последний представлен примечательным стихотворением 1937 года:

... И нас в боях овеяло стихами,
Огнем его бессмертья. Потому
Встал Пушкин рядом с нашими вождями
И наше счастье – родина ему.
Он долго ждал, чтоб сделаться счастливым.
Теперь, сосредоточенны, тихи,
Районные партийные активы
До ночи слушают его стихи...

Новые времена – новые песни: взрослых дядей перекрыл своим коэффициентом умственного развития, равным табуретке, рашен-деревяшен-рэппер Децл: “Я считаю, что, если бы, например, стихи Пушкина читались под бит (под удары метронома. – Ред.), было бы намного веселее и запоминалось бы лучше... Ты попробуй возьми стихи Пушкина, поставь бит и читай”. Появилась рок-команда “Пушкинг”. Молодежный таблоид провел опрос человечества и после компьютерной обработки сконструировал с р е д н е е стихотворение Пушкина:

На холмах Грузии лежит ночная мгла –
Зима. Крестьянин, торжествуя:
У Лукоморья дуб зеленый,
Буря мглою небо кроет,
Внезапно сделалась метель.

Не отставали и ученики в официальной школе. Некоторые школьные сочинения вошли в анналы и стали классикой: “Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену”; “Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк”; “Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами”...

Пушкин стал нашей явью и нашим сном. Причем, перефразируя Раневскую, он знал, к о м у являться во сне. Та же Раневская писала: “Я засыпаю, и мне снится Пушкин. Он идет с тростью мне навстречу. Я бегу к нему, кричу. А он остановился, посмотрел, поклонился, а потом говорит: “Оставь меня в покое, старая блядь. Как ты надоела мне со своей любовью”.

2. Напишите материал в любом «удобном» для вас жанре, построенный целиком на квазицитировании разного вида (предмет разговора, тема, проблемы – на выбор). При желании обратитесь к квазицитатному тексту Приложения 9, написанному Александрой Ковалевой (специальность «Журналистика», гр. 8512-ДС).

3. В выбранном для анализа издании найдите тексты с различными видами оценочности (скрытой, открытой, непрямой, косвенной). Охарактеризуйте оценочность одного из текстов вашего издания, свяжите характеристику с анализом авторской идеи.

Наши рекомендации