И источниковедческая база исследования
Академический интерес к Арктике на протяжении XX века испытывал значительные колебания в зависимости от военно-стратегических, экономических и др. запросов циркумполярных государств. Но в целом научные исследования Крайнего Севера проводились регулярно. СССР, например, уделял огромное внимание изучению военно-стратегических, социально-экономических и транспортных аспектов использования северных районов, в том числе Северного морского пути. Настоящий бум арктических исследований в России и странах Запада приходится на последнее десятилетие. Спектр традиционных научных исследований региона (климатология, метеорология, гляциология, биология морей, океанография и т.д.) значительно расширился за счет работ политологов, специалистов в области международного морского права и мировой политики.
Принципиальное значение для нас имеют работы российских, отечественных и зарубежных ученых по глобальным климатическим изменениям. Важность данной проблемы определяется тем, что разведку и эксплуатацию углеводородного сырья Арктики и новые возможности для мирового судоходства политики и научный мир самым тесным образом коррелируют с таянием ледового покрытия в СЛО и прилегающих к нему морях. Российские исследования представлены работами Т. Авдеевой, С. Агибалова, А. Кокорина, Э. Позднякова и др. [2;3;4]. Важные результаты получены российскими учеными в ходе научных исследований в Международный полярный год [5].
Свой вклад в изучение процессов глобального потепления внесли также ученые Кыргызстана Э. Абайханова, К. Боконмбаев, В. Касымова, Ш, Ильясов, Е. Родина, О. Подрезов и др. [6]. Что же касается арктической проблематики, то в данных работах она практически не исследована, что позволяет нам восполнить этот легко объяснимый пробел
Среди западных публикаций назовем работы О. Иоханссена, М. Бенгтсина, Л. Петерссена, К. Хандельмана, Т. Остеркампа, М. Бриффа, С. Швейнгрубера, некоторые из которых непосредственно затрагивают проблемы климатических изменений в Арктике [7; 8; 9; 10].
В целом вышеназванные ученые согласны с концепцией глобальных климатических изменений, в том числе в арктическом регионе. Необходимо отметить, что близкие научные результаты получены также в результате реализации международных исследовательских проектов. Научные исследования характеризуют динамику климатических изменений (в том числе по данным палеоклиматологии) в арктическом регионе, анализируют возможные (с большой долей вероятности!) последствия глобального потепления, в том числе в Арктике, дают рекомендации по борьбе с климатическими изменениями и адаптации к ним. Но во всех вышеназванных- работах отсутствует анализ политологического измерения климатических изменений, в том числе применительно к Арктике. Поэтому мы использовали выводы экологов, климатологов и других специалистов по климатических изменениям в качестве основы для анализа сценариев развития мировых политических процессов в контексте соперничества ведущих стран мира за ресурсы Арктического региона.
Самое серьезное внимание нами уделено анализу международного морского права и национального законодательства циркумполярных государств по морским вопросам. Таким образом мы попытались выделить узловые проблемы правового регулирования морских пространств. Одна из них – статус отдельных водных пространств Арктики, включая внешние границы континентального шельфа Российской Федерации и других арктических государств.. Из российских исследований назовем работы И.Н. Барцица, К.А. Бекяшева, Г.К. Войтоловского, А.Н. Вылегжанина, А.И. Губанова, Ю.Б. Казмина, В.С. Канышева, А.Р. Сергунина, В.А. Константинова, Г.М. Мелкова и др. [11;12;13;14;15;16;17;18;19]. Данные публикации отражают палитру мнений по некоторым аспектам арктической политики РФ (например, о целесообразности российской заявки на расширение внешней границы континентального шельфа, поданной в соответствующую Комиссию ООН). Можно согласиться с Г.М. Мелковым, который коррелирует разногласия в академическом мире по данному поводу с интересами отдельных групп российской политической элиты. В то же время появление публикаций обнаруживает положительные тенденции: во-первых, возможность публичных дискуссий по актуальным проблемам мировой политики; во-вторых, привлечение ученых к разработке государственной стратегии РФ в сфере морской политики.
Различные правовые проблемы Арктики анализируются в работах западных ученых Д. Фаранда, Т. Фогнера, Дж. Голдсмита, С. Кескитало, Э. Моленаара и др. [20; 21;22; 23].
Проблемы и перспективы дальнейшего экономического освоения арктического региона России исследованы в работах А.Н. Андреевой, В.А. Соколовой, М. М. Арефьева, В.К. Цветкова, К.Л. Воронова, В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, Ю.Н. Швембергера, Л.Н. Ильина, Е.М. Махлина и др. [24; 25; 26; 27]. Общий тон публикаций – недостаточное внимание к Арктике со стороны государства, слабый потенциал реализации богатейших возможностей региона, в том числе эксплуатации Северного морского пути в качестве мировой морской коммуникации.
Основным сюжетом работ Ю.Н. Боровского, К. Денчева, В. Златева, Д.А. Ергина, В.Б. Кондратьева, И.И. Мазура, А.И. Медведева, В. Писарева, И.А. Сафранчука, Н.М. Байкова, Г.А. Безмельницына, Р.Н. Гринкевича, А.И. Уткина и др. [28; 29; 30; 31] являются проблемы глобальной энергетической безопасности, в том числе Российской Федерации. Из зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы энергетической безопасности в современном мире, назовем Ф. Хилла, Дж. Калицки, Д. Голдвейна, Дж. Модальски, У. Томпсона и др.[32; 33]. Квалифицированный анализ поставленной проблемы в названных работах российских и зарубежных ученых оставил, тем не менее, без внимания возможности Арктики в ресурсном обеспечении человечества, а также возможные варианты развития ситуации в регионе.
Различным аспектам национальной и военной безопасности России посвящены работы С.А. Антошкина, А.Д. Богатурова, А. Сафронова, К. Воронова, В. Канышева, А. Сергунина, Ч. Германовича, В. Зиланова, Ю.А. Тихомирова и др. [34; 35; 36; 37].
Вопросы европейской безопасности, современных политических процессов системы исследованы такими российскими учеными, как Н.К. Арбатова, Э.Я. Баталов, А.В. Бузгалин, К. Гаджиев, Н.А. Калинина, М.М. Лебедева и др.[38; 39; 40; 41; 42].
Современная политическая система мира и тенденции ее развития являются также приоритетной темой исследований Х. Булла, Б. Бузана, Дж. Кэнтона, Г. Киллби, Дж. Рурка и др. [43; 44; 45; 46; 47].
Источниковедческая база исследования.В процессе работы над диссертацией нами использован обширный массив официальных документов. Прежде всего, это документы универсальных и региональных международных организаций: ООН, Международной морской организации, Совета Баренцева/Евроарктического региона, Арктического Совета, «Северного измерения» Европейского союза, «Большой восьмерки». Учитывая жесткую корреляцию деятельности приарктических государств в Арктике, в том числе по урегулированию спорных вопросов, с процессом глобального потепления, нами были проанализированы соответствующие документы ООН и региональных международных организаций [48].
Фундаментальное значение для диссертационного исследования имеют Конвенции и Соглашения ООН по международному морскому праву, другие международно-правовые акты в морской сфере [49; 50; 51; 52]. Анализ этих документов позволил выявить особенности правового статуса и режима использования различных водных пространств Мирового океана, в том числе Арктики (внутренние воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т.д.), выяснить международные механизмы разрешения спорных вопросов, определить приоритеты по защите морской среды и прочее. Важные решения и рекомендации, касающиеся различных аспектов судоходства в Арктике, содержатся в документах Международной морской организации [53].
В учредительных документах, декларациях, политических заявлениях Совета Баренцева/Евроарктического региона, Арктического Совета и «Северного измерения» Европейского союза изложена принципиальная позиция по многим проблемам арктического региона [54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61]. Крупное аналитическое значение придается материалам научно-исследовательских проектов, проведенных под эгидой региональных организаций. Исследованы проблемы сохранения и защиты арктического биоразнообразия [62; 63], возможностей судоходства и т.д. [64; 65].
Большой вклад в изучение Арктики внесли международные конференции, в том числе по итогам Международного Полярного Года [66].
Отдельный блок документов включает исторические материалы, внутреннее законодательство, национальные стратегии циркумполярных государств в Арктическом регионе и т.д. Самое серьезное внимание мы уделили контент-анализу документов досоветского и советского периодов, определивших географические границы арктических территорий (так называемый секторальный принцип), статуса Северного Морского пути, правилам его использования [67; 68; 69; 70]. Постсоветская Россия в целях защиты своих суверенных прав и реализации государственной политики в морской сфере, в том числе в Арктическом регионе, приняла ряд нормативно-правовых актов и доктрин [71; 72; 73]. Анализ новейшей стратегии Российской Федерации в Арктике осуществлен на основе документа, подписанного Президентом Д. Медведевым в сентябре 2008 года [74]. В диссертации широко использованы материалы современных российских научных исследований в Арктическом регионе [75; 76;77].
Правительственные документы приарктических государств – США, Канады, Норвегии и Дании/Гренландии представлены, прежде всего, национальными стратегиями в Арктическом регионе [78;79; 80; 81]. Текстуальный анализ документов позволил выявить государственные приоритеты в Арктике, формы и методы реализации арктической политики. Стратегия западных стран в Арктике не оставляет сомнений в том, что регион превращается в важнейшую проблему мировой политики и международных отношений XXI века. Использованы также страновые документы, регулирующие различные проблемы в Арктическом регионе, Например, нормативные акты Канады о территориальном море, исключительной экономической зоне, судоходстве и т.д. [82; 83; 84; 85]. Исследовательский интерес с точки зрения претензий третьих стран на участие в арктических делах вызывает соответствующая стратегия Финляндии [86].
Нами использованы также официальные документы Европейского союза, сформулировавшего в последние годы морскую политику и отчетливо позиционирующего свою заинтересованность в Арктике [87; 88; 89]. Понять мотивацию Евросоюза в разработке арктической политики помогают, в частности, документы Сообщества по проблемам энергетической безопасности [90]. Это обстоятельство, по нашему мнению, также является бесспорным аргументом в пользу гипотезы о важной роли Арктики в мировой политике XXI века.