Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители?

1. Геллер М. Я. Седьмой секретарь. Лондон, 1991.

2. Млечин Л. М. Формула власти. От Ельцина к Путину. М., 2000.

3. Пумпянский А. Б. Два вождя: Горбачев и Ельцин, которых мы бо­готворили и проклинали. М., 2000.

4. Швецова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

Перестройка в СССР: планы и их реализация

1. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001 / авт.-сост. С. Г. Кара-Мурза. М., 2002. С. 123–271.

2. Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М., 1987.

3. Коротков Н. З. Моральное и правовое сознание в новом переходном состоянии России // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. Пермь, 1999. Т. 1.

4. Фурсов А. И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // СОЦИС. 2006. № 1.

5. Черных В. Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей / Перм. гос. мед. академия. Пермь, 1999. С. 123–154.

Национальный вопрос вчера и сегодня

1. Барсамов В. А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять лет в поисках антикризисной модели). М.: ИНИОН, 1997. С. 115–219.

2. Галкин А. А. Исламский аспект иммиграционной проблемы // Россия реформирующаяся / под ред. М. К. Горшкова. М., 2007. С. 370–385.

3. Гуманитарное образование и медицина: сб. науч. тр. Т. 60, вып. 1 / гл. ред. В. И. Петров. Волгоград, 2003. Разд. 4.

4. Мукомель В. И. Миграционная политика и политика интеграции: социальное измерение // Россия реформирующаяся / под ред. М. К. Горшкова. М., 2008. С. 250–272.

5. Поварницын Б. И. «Русский вопрос» глазами американцев (американская историография 1985–2000 годов о положении русских в СССР и в постсоветских государствах). Пермь, 2002.

6. Фадеичева М. А. Национальный вопрос – ключ к решению современных этнических проблем // Философия и общество. 2013. № 3.

Пермь на рубеже тысячелетий

1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / под ред. М. Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 318–368.

2. Пермь: Опыт развития, потенциал, перспективы: материалы науч.-практ. конф. Пермь, 1998. 176 с.

3. Прикамье. Век XX: учеб. пособие / Г. С. Мурсалимов и др. Пермь, 1999. С. 299–362.

4. Черных В. Ю. Развитие транспортной инфраструктуры в свете аксиологии Русской идеи // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Березники, 1997.

Молодежное движение в России в конце XX – начале XXI вв.

1. Вести с Урала [Пермская областная газета]. 2008. № 8. Октябрь.

2. Молодежное движение в России: сб. ст. и воспоминаний, посвящ. 90-летию комсомола / отв. ред. Е. А. Орачева; Зап.-Урал. ин-т экономики и права; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2008.

3. Молодежное движение в России: сб. ст. и воспоминаний. Вып. 2 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2009.

4. Молодежное движение: исторический опыт и проблемы: материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 18 окт. 2013 г.). Пермь, 2013.

5. Молодежное движение: исторический опыт, проблемы, пути: Материалы к спецкурсу / Н. Г. Кулипанова, Ю. А.Черных. Пермь, 1991.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru На второй странице дается содержание (план), включающее введение, название вопросов (разделов), заключение, список литературы и (если есть) приложения с указанием соответствующих страниц.

При приведении цитат, наиболее важных фактов, цифр и рассуждений авторов использованных книг и статей необходимы ссылки внизу страницы. Не забывайте указывать конкретные страницы, на которые ссылаетесь. Поскольку одна ссылка может включать несколько источников, фамилию автора или первое слово названия необходимо выделять курсивом[2]. При повторной ссылке на тот же источник его можно привести в сокращенном виде[3]. Точное библиографическое описание книги обычно приводится на её 2-й странице (обороте титульного листа) или на предпоследней странице. Если оно отсутствует, выходные данные можно обнаружить на титульном листе.

В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, оформленный по библиографическим правилам. Для книг должны указываться следующие данные: автор, заглавие, город, издательство, год издания, количество страниц[4].

В коллективных монографиях, справочниках и других книгах, написанных многими авторами, указываются: заглавие, после знака / – авторы или редактор, город, издательство, год, общее количество страниц[5]. В некоторых случаях указывается не издательство, а учреждение (вуз и др.), имеющие издательские права[6].

Для статей обязательны следующие данные: автор, заглавие, после знака // название газеты, журнала или сборника статей, год, номер (для журналов) или дата (для газет)[7].

В случае использования данных из Интернетанеобходима ссылка на сайт с указанием адреса (URL: http://www...) и даты обращения[8]. При этом такие источники не могут быть основными для раскрытия темы работы, а должны играть вспомогательную роль. Исключение представляет полный текст монографии или статьи, найденных в сети.

Критерии оценки реферата

На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); правильность оформления ссылок.

На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключение – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.

На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.

При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило, 10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, в т. ч. свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение); ответы на вопросы студентов и преподавателя. Дополнительно может быть оценено сопровождение защиты презентацией.

Главным критерием оценки является степень самостоятельности работы.

Интернет- ресурсы

При подготовке к семинару, написанию реферата, сдаче зачета или экзамена известную помощь могут оказать интернет-ресурсы. Однако в них надо уметь ориентироваться и использовать наиболее информативные, безопасные и достоверные.

Ведущее место среди интернет-ресурсов занимают электронные базы данных – универсальные «склады», со­держащие ин­формацию по всем отраслям знаний. Они вклю­чают книги, монографии, диссертации, статьи из пе­рио­дических изданий; рецензии, аналитические обзоры и сводки; изо-, графо- и музыкальные приложения и др. Информация в подобных базах строго упорядочена. Для удобства поиска на титульной («стартовой») странице представлены тематические рубрики, су­жающие область поиска.

Как правило, доступ к информации осуществляется в режиме онлайн в электронных залах крупных библио­тек.
В Пермском крае– это Пермская краевая библиотека им. А. М. Горького, библиотеки Пермского государствен­ного национального исследовательского университета, Пермского национального исследовательского политехни­ческого университета. Спи­сок доступ­ных баз можно легко уточнить, зайдя на сайт соот­ветствующих заведений. В ка­честве примера мож­но при­вести крупнейшую базу данных:

¨ Российская государственная библиотека(http://www.rsl.ru), об­ладающая уникальным собра­нием оте­чественных и зарубежных доку­ментов (книг, брошюр, журналов, газет, нотных, картографиче­ских изданий, изоизданий) на 367 языках мира.

Важное место среди интернет-ресурсов занимают электронные библиотеки. Их преимущество перед обыч­ными печатными библиотеками заключается в том, что поиск необходимой информации осуществляется не только в заголовках и аннотациях, но и в самих текстах книг и монографий. В некоторых электронных библиотеках мож­но найти также редкие экземпляры документов и изданий. Электронные библиотеки, как правило, представлены на сайтах крупней­ших университетов Российской Федера­ции. Особо следует отметить авторские проекты, которые могут включать научные электронные издания разнооб­разной тематики. В качестве примеров можно привести следующие электронные библиотеки:

¨ Библиотекарь.Ру (http://www.bibliotekar.ru)иУниверси­тет­ская библиотека On-line (http://www.biblioclub.ru) – электронные биб­лио­теки неху­дожественной литературы по всем важнейшим на­учным на­правлениям.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

¨ Электронная библиотека «Гумер» (http://www.gumer.info) – крупнейший русскоязычный сайт с тематической подборкой литера­ту­ры по полито­логии, социологии, истории; содержит более 5000 книг.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

¨ Электронная библиотека «Рунивер»(http://runivers.ru/lib/index_lib.php)–электронная факси­мильная биб­лио­тека, где выкладываются книги, издан­ные в России в ХIХ – на­чале ХХ в., прежде всего по ис­тории, труды русских философов, энцик­ло­пе­дии, сбор­ники документов, карты, фотографии, которые были вы­ве­дены из культурного оборота почти на столетие и бо­лее не пере­из­да­ва­лись.

¨ Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН
(http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/index-new1.html) – раз­дел «Электрон­ная библиотека» содержит тематические подборки книг.

¨ Электронная библиотека Российского государствен­ного интернет-университета(http://www.i-u.ru/biblio) – включает не­об­хо­ди­мые материалы (около 5000 статей и книг) для подготовки к се­мина­рам по гуманитарным дисциплинам, в том числе по истории.

¨ Библиотека «Lib.ru» (http://lib.ru) – содержит мате­риалы по до­военной и современной политологии, гео­политике и философии ис­тории.

¨ Библиотека Янко Слава(http://yanko.lib.ru) – элек­трон­ный ре­сурс, содержащий тематиче­скую под­борку по гуманитарным отрас­лям знаний.

¨ Библиотека Якова Кротова(http://krotov.info) – содер­жит ма­те­риалы по истории, социологии, философии, этике и др.

¨ Библиотека (интернет-издательство)(http://www.magister.msk.ru/library/library.htm) – вклю­чает электронные издания произведений, биографиче­ских и критических материалов разной тематики.

¨ Библиотека Нестора
(http://www.libelli.ru/library/new_vers.htm) – содержит каче­ст­венную подборку литературы по политике, геополи­ти­ке и по­литэкономии.

Стоит обратить внимание на сайты специа­лизированных библиотек, ибо их фонды, как правило, со­держат наиболее полные подборки изданий по конкретным дисциплинам и предметам. Например, при изучении истории Отечества можно отметить такой ресурс, как Библиотека электрон­ных ре­сурсов исторического факультета МГУ
(http://www.hist.msu.ru/ER/index.html). Она содер­жит обшир­ное собра­ние исторических источников, сгруппиро­ванных в трех тематических разделах: «Россия до начала XVIII в.» (67 докумен­тов и 64 ссылки на другие сайты и отдельные документы), «Россия XVIII – начала XX в.», «Россия XX в.». В целом электронные базы данных и электронные библиотеки, предоставляя быстрый доступ и обширный спектр материалов, для студентов являются универсаль­ными помощниками при подготовке к семинарским заня­тиям и написании научно-исследовательских работ.

Специализированные сайты, как и базы данных, предоставляют доступ не только к книгам и статьям, но и другим тематическим материалам. Например, художест­вен­ным изображениям, картам и т. д. Принципиальные от­ли­чия специализированных сайтов от собственно элек­трон­ных библио­тек и баз данных заключаются в том, что они содержат полезные ссылки на другие электронные ре­сурсы (связанных с ними тематически) и предусматривают обрат­ную связь (т. е. форумы).

Сайты по истории Отечества

¨ Хронос (http://hrono.info) –один из старейших сайтов (действует с 20 января 2000 г.), посвященный все­мирной истории. Кроме объемной библиотеки истори­ческой литературы и источников здесь можно найти карты, генеалогические и тематические таблицы, указа­тель этнонимов и др. Сайт снабжен удобной системой поиска: по датам, именам, странам, разделам истории.

¨ История.РФ (http://histrf.ru) – федеральный портал, делающий ставку на достоверную информацию по истории нашей страны. Раздел «Лекторий» содержит хорошую подборку видеолекций по всем основным темам. Есть биографии исторических деятелей и тестовые задания по блокам.

¨ История.ру (http://www.istoriia.ru) – сайт по всемирной истории, но есть разделы и по истории России. Можно рассматривать её в контексте развития других стран.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

¨ Фонд «История Отечества»(http://история-отечества.рф) – сайт по ис­тории России. Представлены статьи, карты, ново­сти археологии, фо­рум.

¨ Отечество.ру (http://www.ote4estvo.ru) – сайт содержит ста­тьи по истории и культуре России, есть раздел с ис­торической лите­ра­ту­рой.

¨ Русь Древняя и Удельная(http://avorhist.narod.ru) – сайт Александра Воробьева – содержит исторические работы по истории древней и средневековой Руси, в том числе труды С. М. Соловьева, Н. М. Ка­рамзина, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Л. Н. Гумилева, Н. И. Костомарова, Д. С. Лихачева, Р. Г. Скрынникова. Представлены также источ­ники по периоду IX–XVI вв. и др.

Весьма выигрышными в плане актуальности и инте­реса аудитории являются темы рефератов и иных творче­ских заданий, связанных с местным материалом – историей Урала и Прикамья. В их подготовке поможет обра­щение к пермским региональным сайтам:

¨ Сайт Государственного архива Пермского края (http://www.archive.perm.ru). Архив является централь­ным и включает более 1 млн. документов, отражающих историю развития нашего ре­гиона. Раздел сайта «НСА и ИПС» содержит каталог фондов архива, с указанием описей и названий всех дел. Представлена также исто­рия улиц города Перми, фотодокументы и аудиозаписи и виртуальные вы­ставки.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

¨ Сайт Пермского государственного архива новейшей исто­рии (http://politarchive.perm.ru). В архиве в основ­ном хранятся доку­менты по политической истории Пермского края в XX в., формирующиеся в процессе деятельности партийных органов, организаций и учреж­дений Коммунистической партии и комсомола. Сайт содержит обзоры основных фондов, описей и именных указателей архива, а также базы данных по следующим категориям: архивный фонд; карто­тека репрессирован­ных; лидеры Прикамья; картотека военнопленных; фонд печатных изданий (СИФ); Календарь памятных дат. На сайте вы­ложены отдельные аудиовизуальные доку­менты и фотографии по ре­гиональной истории, ряд ме­стных, в т. ч. периодических изданий.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

При подготовке к семинарскому занятию могут быть полезны сайты периодических из­даний. Как правило, каждое крупное периодическое изда­ние имеет собственный сайт, где размещает архивы электрон­ных версий своих выпусков, материалы научных кон­фе­рен­ций и «круглых столов», ссылки на интернет-ресурсы, до­пол­нительную информацию.

Сайты периодических изданий по истории

¨ Электронный научно-образовательный журнал «Исто­рия»(http://www.mes.igh.ru) – издается ежеквар­тально. Публикуются научные статьи по истории и ме­диаматериалы о мероприятиях в мире истори­ческого профессионального сообщества.

¨ История (http://his.1september.ru/index.php) – электрон­ный ва­риант газеты издательского дома «Первое сен­тября». Содержит ма­те­риалы по различным вопросам истории: научные и научно-по­пуляр­ные статьи, интер­вью, обзор новостей, архив материалов и др.

¨ Мир истории (http://www.historia.ru) – электронный исто­ри­че­ский журнал. Публикуются статьи по широкой исторической тема­ти­ке. На сайте размещен архив пре­дыдущих выпусков журнала. Есть ссылки на другие российские и зарубежные исторические интернет-ре­сурсы.

Горбачев и Ельцин: реформаторы или разрушители? - student2.ru

¨ РОДИНА: Российский исторический иллюст­рирован­ный журнал(http://www.istrodina.com) – истори­ческий журнал. На сайте представлен архив жур­нала с 1989 по 2011 г.

¨ Дилетант. Исторический журнал для всех(http://diletant.media) научно-популярный журнал по истории, ориентированный на широкий круг читателей.

Важным видом интернет-ресурсов являются элек­тронные словари и энциклопедии. Они незаменимы в слу­чае, если встретился незнако­мый термин или фамилия, а также наиболее просты в ра­боте. Всё, что может потребоваться, – это ввести интере­сующее слово в поисковое окно. Обычно электронные сло­вари и энциклопедии содержат краткую информацию, в основ­ном, справочного характера. Наиболее известными и по­пуляр­ными из них являются:

¨ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
(http:www.megabook.ru/index.asp)–содержит 150000 эн­цикло­педиче­ских, справочных и словарных статей, 60000 медиаиллюстра­ций, 16 сло­варей, 15 справочни­ков. Одно из основных достоинств Ме­га­эн­цик­лопе­дии – ее мультимедийность, обеспечивающая совер­шенно но­вый уровень по­дачи информации: текст, фото, интерак­тив­ные таб­ли­цы, схемы, анимации, ау­дио-, видеоиллю­страции. Со­времен­ная эффек­тив­ная поисковая система.

¨ Академик(http://dic.academic.ru)–электронный ресурс, содержащий статьи из почти сотни словарей и эн­циклопедий. Здесь можно найти энциклопедии, как об­щего, так и специали­зи­ро­ван­но­го профиля.

¨ Википедия(http://ru.wikipedia.org) –свободная электрон­ная эн­циклопедия, работающая с 2001 г. На­считывает более 800000 статей на русском языке по разным направлениям. Для удобства читателей на сайте энциклопедии имеются алфавитный и тематический ка­талоги статей. Однако представленный материал сле­дует проверять на досто­верность и точность, поскольку статьи может редактировать каждый пользователь.

¨ Яндекс.Словари (http://www.slovary.yandex.ru) – элек­трон­ный ресурс, содержащий словарные статьи из 73 энциклопедий, включая такие бестселлеры, как Большая советская энциклопедия и словарь Брокгауза и Ефрона.

¨ Рубрикон(www.rubricon.com) – база данных, со­дер­жащая статьи из 62 энциклопедий и словарей, книги, иллюстрации и карты по всем отраслям знаний.

¨ Русский биографический словарь(http://www.rulex.ru)–сайт содержит статьи из русских дореволюционных биографических источ­ников: Энциклопедического сло­варя Брокгауза и Ефрона, Рус­ско­го биографического словаря Половцева, Энциклопедии братьев Гранат.

Учебное издание

ИСТОРИЯ РОССИИ

Учебное пособие

Редактор И. М. Минсадыров


Подписано в печать 06.09.2017. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 15,5. Тираж 100 экз. Заказ № ??/2015.

Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35 д, офис. 402

Тел.: 8(342) 210-50-14

E-mail: [email protected]

Издательский дом «Книжный формат».

614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 80.

[1] Мелким шрифтом дается разъясняющий или факультативный, дополнительный материал.

[2] Например: Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. 1. С. 20; Гринин Л. Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. № 3. С. 30–34, 37.

[3] Философская энциклопедия... С. 22; Гринин Л. Е. Указ соч. С. 38–39.

[4] Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.

[5] Русская философия: словарь / под ред. М. А. Маслина. М.: Респуб­лика, 1995. 655 с.

[6] Социология: учеб. пособие / под ред. Н. А. Невоструева, В. Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2010. 204 с.

[7] Орачева Е. А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Г. Шешу­кова; Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15–25; Покров­ский В. И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. № 3. С.27–33; Баньковский Л. В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.

[8] Например: Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. URL: http://www.rsl.ru (дата обращения: 10.09.2014).

Наши рекомендации