Формирование новой российской государственности

Начало 1992 г. Россия встречала не только новым государственным статусом и правопреемницей всех обязательств и договоров СССР, но и радикальной сменой экономического курса развития страны. Руководство страны с Президентом РФ Б.Н. Ельциным берет за основу преобразований идеи экономической теории «монетаризма», предусматривающей полный отказ от государственного вмешательства в деятельность самостоятельных экономических субъектов, интеграцию в мировую хозяйственную систему, ликвидацию монополии государства на внешнюю и внутреннюю торговлю. Основным источником доходов государства становилась новая система налогообложения. Такая политика, как отмечалось, получила название «шоковой терапии».

Для обеспечения полной самостоятельности хозяйственной деятельности экономических субъектов предпринимаются два взаимосвязанных мероприятия. Обязательное акционирование всех предприятий и приватизация государственной собственности с помощью выпуска приватизационных чеков – ваучеров.Скрывается цель этого механизма – создание слоя частных собственников. Свобода торговли, ценообразования, акционирование потребовали формирования собственной – негосударственной инфраструктуры. Стали образовываться частные и коммерческие банки, фондовые биржи, биржи ценных бумаг, включающиеся в мировую систему финансов. Стремительными темпами шла перестройка экономических отношений, ориентированная на рыночную основу.

Непродуманность и поспешность экономических преобразований, неразработанность законодательной базы проводимых преобразований, отказ от научного подхода и анализа складывающейся новой реальности Отечества приводили к социальным диспропорциям, вызывавшим катастрофические последствия для большинства населения России, оказавшегося социально незащищенным от этих процессов. Дети, пенсионеры, инвалиды, семья, студенты, врачи, учителя, преподаватели вузов, рабочие и др. Некоторую стабилизацию экономического положения в середине 90-х гг. подрывает дефолт 1998 г. Едва зародившись, средний и малый бизнес терпит неудачу. Появились новые трудности в социально-экономическом развитии страны. Каждая семья озаботилась проблемой элементарного выживания. Массово закрывались предприятия. Не выплачивались зарплата, пенсии. Наблюдалась опасная тенденция «утечки мозгов» из страны. Научная интеллигенция, специалисты в области высоких технологий уезжали из России в поисках достойных условий жизни и работы. Дефолт подтвердил, что монетаристская, без продуманного переходного периода, «чисто» рыночная перестройка экономики бесперспективна и опасна.

Все же в России, как во все времена, находились компетентные люди, предлагающие и отстаивающие профессиональный, всесторонне взвешенный подход к пути развития государства. Среди них – яркая личность современности Е.М. Примаков. Экономист, дипломат, имеющий убедительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Однако менталитет, амбиции, волюнтаризм, борьба за личную власть и др. причины мешают руководству страны прислушаться к представителям национальной элиты государства.

Положение страны усугублялось последствиями теоретической эйфории об автоматическом решении проблем в результате полной свободы выхода на мировой рынок и снятия всех преград на пути импорта товаров в Россию. Абсолютное большинство товаров, производимых в стране, не выдерживали конкуренции. Россия допускалась в мировую систему хозяйствования только со своими природными ресурсами – нефть, газ, минеральные удобрения, промышленный полуфабрикат цветных металлов и др. Создавалась реальная опасность превращения страны в сырьевой придаток развитых государств, в которой Россия уже находилась в начале ХХ в. Ликвидация государственного контроля над ценами, разгосударствление стратегических объектов, внутренней и внешней торговли, свободная конвертация национальной валюты вызвали стремительный рост стоимости жизни, рубль обесценивался, что вело к резкому падению качества жизни основной массы населения. Вместе с тем, появилась возможность свободных поездок за рубеж, организации совместного бизнеса, приобретение недвижимости за пределами страны и др.

Во второй половине 1990-х гг. начинается процесс разгосударствления социальных отраслей: здравоохранения, образования, культуры, социального страхования, охраны труда, развитие семьи и др. Это привело к фактическому отказу от некоторых положений Конституции 1993 г., в определенной мере, к их декларативности.

В ХХ1 в. страна входила с тяжелым грузом острых проблем во всех сферах жизни общества. С приходом к власти в 1999 г. нового Президента России Владимира Владимировича Путина и избрание его на этот пост в течение двух сроков, положение начинает постепенно меняться. Руководству государства удается стабилизировать экономическую ситуацию и выйти из демографического кризиса. В 90-е годы страна ежегодно теряла около миллиона человек не только в результате естественной смерти, но и в связи с резким падением рождаемости. Это – плата за игнорирование проблем семей, прежде всего, молодых. России еще предстоит выработать свою модель оптимизации экономики и перевод ее на рельсы постиндустриального развития.

В политической области этот период характеризуется переходом к новому типу государства. В 1993 г. нарастающий кризис взаимоотношений советской системы государственного устройства с президентской властью завершается расстрелом «Белого дома», государственным переворотом и ликвидацией в октябре 1993 г. Советской власти. В декабре 1993 г. принимается Конституция Российской Федерации, закрепившая существование президентской республики. По существу, воссоздание системы государственной власти начала ХХ в., известной нам как «третьеиюньская монархия». Притом, что созданы, сохранены или декларированы демократические институты и некоторые атрибуты. Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд, всеобщее голосование, многопартийность, свобода слова и др.

С начала ХХI в. создаются предпосылки и законодательная база формирования местного самоуправления и гражданского общества. Становление новой государственности сопровождалось усложнением федеративных и национальных отношений. Так называемый «парад суверенитетов» национальных республик, войны в Чечне (1994-1996; 2000-2002 гг.), территориальные и исторические притязания бывших советских республик создавали непростой узел противоречий. Вместе с тем, при всех проблемах сегодняшнему руководству страны удалось и удается переламывать негативные тенденции, укреплять внутреннее единство Российской Федерации.

История современной России, её развитие формируется на фоне принципиально новых международных отношений. Ликвидация противостояния двух сверхдержав в своё время – СССР и США, биполярного мира в целом, ослабление международных позиций России, быстрое развитие глобализации современной цивилизации на основе НТР – все это выявило стремление ряда ведущих мировых государств, прежде всего США, утвердить на основе этих объективных реалий собственную гегемонию. Ликвидация военного присутствия СССР, а затем его правопреемницы – России в Восточной Европе и других регионах мира привела к изменению военного паритета в пользу блока НАТО. Постепенно сформировалось угрожающее национальной безопасности России стремление расширить число военных баз вблизи её границ. Причем в этот процесс стали втягиваться бывшие советские республики: Прибалтика, Грузия и Украина. Уверения руководства этого блока в сугубом миролюбии продвижения НАТО на Восток и направленности этого процесса против международного терроризма выявили свою несостоятельность уже в первые годы нового века и в современной ситуации на Украине. Активное военное участие блока НАТО в развале Югославии, война в Ираке, оснащение войск оружием массового поражения нового поколения – подтверждают опасность принятого курса. К чести нового российского руководства предпринимаются взвешенные и эффективные мероприятия противодействия одностороннему усилению НАТО. Кроме того, более определенной, наступательной и принципиальной стала внешнеполитическая деятельность России в рамках ООН и других международных организаций. Наше Отечество заявляет о себе по-новому. У России есть всё, чтобы вновь занять одно из ведущих мест в мировом процессе развития современной цивилизации.

Наши рекомендации