Генеральный директор Виктор Петрович Суетин

История России

Учебное пособие

Пермь 2017

УДК 947

ББК 63.3 (2)

И 90

И90 История России: учеб. пособие / под общ. ред. Н. А. Невоструева; В. Ю. Черных. Перм. гос. мед. ун-т им. акад. Е.А. Вагнера. – Пермь, 2017. – 249 с.

ISВN 978-5-89919-196-1

Авторский коллектив: преподаватели кафедры истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии Пермского государствен­ного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера – кандидат исторических наук, доцент Н. Я. Азанова; кандидат исторических наук, доцент Л. Ю. Кожевникова; кандидат политических наук, доцент М. Н. Короткова; кандидат истори­ческих наук, доцент Э. А. Кортелева; ст. преподаватель В. В. Лядова; доктор исторических наук Н. А. Невоструев;кандидат исторических наук, доцент В. П. Фотеева; преподаватель Л. Н. Черных; кандидат социологических наук, доцент ПНИПУ А.Ф. Невоструева; доктор философских наук, профессор За­падно-Уральского института экономики и права В. Ю. Черных.

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор, кафедра древней и новой истории Пермского нацио­нального исследовательского университетаМ.Г. Суслов; доктор исторических наук, доцент, заведую­щая кафедрой теории и практики управления Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииТ. Ю. Шестова.

Пособие соответствует государственному образовательному стан­дарту высшего профессионального образования 3-го поколения. Дает представление об основных этапах становления и развития российской го­сударствен­ности в IХ–ХХI вв. Включает теоретический курс и учебно-ме­тодический комплекс. Предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся специальности: «лечебное дело», «медико-профилактиче­ское дело», «педиатрия», «стоматология», «сестринское дело».

Печатается по решению Ученого совета Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера.

Пособие издано при благотворительной помощи
ОАО «СтройПанельКомплект»

Генеральный директор Виктор Петрович Суетин

На обложке – знак доктора медицины. Утвержден 11 февраля 1871 г. Право ношения знака присваивалось медикам, удостоенным Военно-медицинской академией и университетами звания доктора ме­дицины.

УДК 947

ББК 63.3 (2)

ISВN 978-5-89919-196-1 © Коллектив авторов, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………….. 4

Теоретический курс
Тема 1.Предмет отечественной истории.......................................
Тема 2.Русские земли в IX–XV веках............................................
Тема 3.Россия в XVI–XVII веках...................................................
Тема 4. Россия в XVIII веке.............................................................
Тема 5. Россия в XIXвеке...............................................................
Тема 6. Россия в начале XX века....................................................
Тема 7. 1917 год: альтернативы развития......................................
Тема 8.Формирование Советского государства. Гражданскаявойна и иностранная интервенция............
Тема 9.Советское общество в 20–30-е годы ХХ века..................
Тема 10.СССР в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)....
Тема 11.Основные тенденции развития советского общества в послевоенном мире (1945–1965 гг.)...............................
Тема 12.Современные мировые процессы и наше Отечество (вторая половина 60-х гг. ХХ в. – начало XXI в.)............
Учебно-методический комплекс
Цель и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины........................................................................
Контроль и учет результатов усвоения материала. Контрольные вопросы................................................................................................
Планы семинаров и темы рефератов............................................
Тема 1.Предмет отечественной истории.......................................
Тема 2.Русские земли в IX–XV веках............................................
Тема 3.Россия в XVI–XVII веках...................................................
Тема 4. Россия в XVIII веке.............................................................
Тема 5. Россия в XIXвеке...............................................................
Тема 6. Россия в начале XX века....................................................
Тема 7. 1917 год: альтернативы развития......................................
Тема 8.Формирование Советского государства. Гражданскаявойна и иностранная интервенция............
Тема 9.Советское общество в 20–30-е годы ХХ века..................
Тема 10.СССР в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)....
Тема 11.Основные тенденции, развития советского общества в послевоенном мире (1945–1965 гг.)...............................
Тема 12.Современные мировые процессы и наше Отечество (вторая половина 60-х гг. ХХ в. – начало XXI в.)............
Правила оформления реферата..........................................................
Интернет-ресурсы...............................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ





Уважаемые первокурсники!Вы приступаете к изучению отечественной истории (истории России). Курс отличается от школьного – целями, содержанием и формами занятий. Его главная задача– не в повторе­нии или расширении знаний, полученных в школе, а в их углублении и систематизации; не в описании исторического процесса, а в его анализе.

Тем самым, полученные ранее исторические знания, соединенные с методологией нового вузовского научного подхода, будут служить формированию медицинского, клинического мышления. Человек, как и общество, – это слож­ный организм, и для того, чтобы поставить диагноз, определить стратегию лечения, необходимо знать, из каких систем он состоит, как эти системы функционируют и взаимодействуют.

Кроме того, полученный опыт станет надежным подспорьем в изучении последующих гуманитарных и клинических дисциплин: социологии, политологии, культурологии, философии, психологии, истории медицины, эпидемиологии, социальной медицины и здравоохранения и др.

Изучение истории Отечества способствует овладению необ­ходимыми общекультурными и профессиональными компе­тенциями, дающими возможность соответствовать профессиональ­ной модели современного врача.

Данная базовая дисциплина гуманитарного и социально-экономического блока федерального стандарта третьего поколения изучается в течение первого семестра первого курса.

Формы занятийпо нашему предмету разнообразны: лекции, семинары в диалоговой форме, самостоятельная работа с литературой, конференции, экскурсии, консультации, зачет и др. От вашего отношения к учебе, от активности в подготовке и защите рефератов, от участия в дискуссиях на семинарах и др. зависит не только эффективность наших занятий, но и формирование ваших гражданских, профессиональных качеств как будущего специалиста, умение обосновать свою точ­ку зрения и убеждать других, навыки работы с научной литературой и владение аналитикой.

Важной составной частью обучения выступает самостоятельная работа. Она позволяет не только качественно подготовиться к семинарам, но и является необходимым элементом в достижении поставленных задач высшего образования. Работа с лекционным материалом, чтение дополнительной литературы, подготовка реферативных, самостоятельных работ, публичная защита изученной темы, активное участие в обсуждении исторических ситуаций разных эпох – всё это и другое дает возможность повысить качество образовательного процесса. Студент выступает не только субъектом образования, но и полноправным соучастником обучения.

Надеемся, что наше учебное пособие, написанное для студентов дневного отделения всех направлений и специальностей медицинского образования: «лечебное дело», «медико-профилактическое дело», «педиатрия», «стоматология», «сестринское дело», «клиническая психология» будет надежным ориентиром в становлении современного специалиста российского здравоохранения. поколения,

Теоретический курс

Первобытно-общинный

Азиатский

(или восточный, характерный для Индии, Китая и других государств древности)

Рабовладельческий

(или античный, получивший распространение в Древней Греции и Риме)

Феодальный

(зародившийся в средневековой Европе)

капи­талистический

Коммунистический

По прогнозу К. Маркса, на смену эксплуататорским формациям (восточной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической) придет коммунизм. В начале своей философской и общественной деятельности (1844–1847 гг.) К. Маркс не отделял себя от других социалистов и часто употреблял термины «социализм» и «коммунизм» как синонимы. Вместе с тем, в период создания международной революционной организации «Союз коммунистов» (предшественника I Интернационала, 1847–1848 гг.) он «развел» эти понятия. Социализм – общество социальной справедливости, коммунизм – некапиталистическое общество социальной справедливости, экономическую основу которого составит общественная собственность. В ХХ в. социализмом марксисты стали называть первую стадию построения коммунизма. Основным достоинством теории марксизма является выделение доминирующего влияния экономики на историю. Однако увлечение экономическим анализом нередко приводило марксистов к принижению роли других сфер жизни общества.

Разумеется, К. Маркс и Ф. Энгельс не сводили все богатство исторического процесса к смене спо­собов производства. Они подчеркивали, что надстройка часто оказывает обратное влияние на базис. Мало того, ведущая роль экономики, по их мнению, – явление временное. В ряде последних работ они предлагали новый вариант формационного подхода. В нем развитие человечества начинается с первич­ной формации (первобытного общества), где главная роль не у экономики, а у биологического вы­живания и продолжении рода. В этой данности человек зависит от природы. Во вторичной формации, включающей все эксплуататорские общества, ведущим фактором становится экономический. Переход к третичной формации (комму­нистической) означает конец «царства необходимости», «предыстории» и начало собственно человеческой истории, в которой общество, сознательно избавившись от эксплуатации, государства и других факторов, сдерживающих прогресс, сможет развиваться свободно. Тем самым логика истории, по их мнению, заключается в постепенном преодолении зависимости человека от природы и экономики и установле­нии господства разума.

В таблице 1 показано соотношение основного и более позднего вариантов формационного подхода. Его смысл заключается не только в том, чтобы яснее обосновать идею построения общества, основанного на разуме, но и объяснить многовариантность развития человечества. Так, вторичная формация во всемирной истории соответствует четырем эксплуататорским способам производства, сменяющим друг друга. При этом, как считал Маркс, единых для всех стран «правил» прохождения этих ступеней не существует. Если в Греции были рабовладение, феодализм и капитализм, в Германии – феодализм и капитализм, то Россия на своем пути к ком­мунизму при благоприятных обстоятельствах сможет ограничиться лишь феодализмом. Специфику русской истории Маркс объяснял, в частности, сохранением крестьянской общины (см. подробнее: Черных Ю. А., Черных В. Ю. Философия истории: новые подходы: учеб. пособие. Пермь, 1997. С.11, 26–30).

В целом формационная теория как одна из попыток серьезного научно-философского анализа закономерностей развития общества заслуживает высокой оценки. Марксу удалось показать важную роль материального производства, дать подробный анализ капитализма, подчеркнуть нравственную ценность труда, коллективизма и стремления к спра­ведливости, а главное – применить к истории диалектический метод, позволяющий представить противоречия как источник саморазвития общества. С религиозной точки зрения источником развития является божественная воля, но она непо­знаваема с помощью методов современной науки.

Таблица 1

Традиционное

(доиндустриальное, аграрное, космогенное, цивилизация «первой волны»)

п е р е х о д н о е
(характеризуется понятиями: модернизация, промышленный переворот)

Индустриальное

(современное, техногенное, цивилизация «второй волны»)

п е р е х о д н о е
(характеризуется понятиями: постмодернизация, НТР,

научно-информационная революция)

Постиндустриальное

(информационное, антропогенное, супериндустриальное,
цивилизация «третьей волны»)

Глобально-цивилизационный подход, как и формационный, является одной из попыток объяснения мировых процессов. В то же время путь каждого народа и государства уникален. Это обосновывает локально-цивилизационный подход к истории. В конце XIX в. русский ученый Н. Я. Данилевский крити­кует идею о единстве и поэтапном развитии человечества. Он считал, что основной и самостоятельной единицей истории является культур­но-исторический тип (локальная цивилизация), проходящий в своем развитии стадии зарождения, возмужания, расцвета, дряхления и гибели. «Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях», – писал Данилевский в книге «Россия и Европа» (М., 1991. С. 87).

Таблица 3

Россия в XVII веке

Территория России к XVII в. за счет включения новых земель Си­бири, Южного Приуралья и Левобережной Украины увеличилась более чем в два раза. Подвиг русских землепроходцев (Витуса Беринга, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и др.), освоивших Сибирь, – яркая страница, вписанная Россией в историю великих географических открытий XV–ХVII вв. На юге Сибири формировались очаги пашен­ного земледелия, к исходу XVII в. обеспечившие хлебом практически всю Сибирь.

К концу XVII в. Россия по количеству населения занимала четвертое место в Европе (свыше 10 млн. чел.). Впереди Франция (20,5 млн. чел.), Италия и Германия. Увеличилось число жителей городов (например, в Москве со 100 до 200 тыс. чел.) и количество самих городов (с 220 до 300).

Результатом развития производительных сил становится массовое мелкотоварное производство (т. е. производство на продажу), подготовившее базу для распространения мануфактур. Первые мануфактуры возникли еще в XVI в., в XVII в. их насчитывалось около 30. Существовали частные – посессионные (от слова «по­сессия» – владение) мануфактуры, владельцам которых государство оказывало помощь землей, лесом, деньгами, и казенные (государственные – Печатный двор, Монетный двор и др.). В отличие от воль­нонаемного труда в западных странах, на российских предприятиях применялся труд крепостных и приписных (приписанных к заводу тех же крепостных) работников.

В 1649 г. Земский собор принял новый кодекс законов – «Соборное уложение». Важнейший юридический документ допетровской Руси четко зафиксировал экономическое положение и социаль­ный статус основных сословий (сословие – социальный слой, обладающий закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). В течение ХVII в. дворянство активно добивалось превращения поместья в вотчину. Окончательно вопрос решается при Петре I. «Соборное уложение» пока предусматривало лишь возможность обмена поместьями и поместья на вотчину.

«Соборное уложение» окончательно ввело крепостноеправо. Отменялся Юрьев день, а сыск беглых объявлялся бессрочным. Черносошные крестьяне также прикреплялись к земле, а посадское на­селение – к своим городам. Все большую роль в производственных отношениях играло государство. Этому способ­ствовали не столько растущие «аппетиты» дворянства, сколько внешнеполитические факторы. Например, на содержание войска тратилось более 60 % всех государственных расходов.

Большую роль начинает играть купечество. Развитие торговли объяснялось возрастающим естественно-географическим разделением труда в городе и деревне. Так, Черноземье специализировалось на производстве зерна, Верхнее Поволжье – на скотоводстве, Соликамск – на добыче и переработке со­ли, Тульско-Серпуховско-Московский район – на металлургии, и др. Бояре, дворяне и мо­настыри стремятся к повышению товарности своих хозяйств. В 1667 г. царское правительство прини­мает новый, явно протекционистский (направленный на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции) Торговый устав, согласно которому повышались пошлины на импортные товары, а иностранцам разрешалось торговать только оптом и только в приграничных городах. Принятый устав способствовал росту отечественного купеческого капитала.

Наличие мелкотоварного производства, мануфактур и крупных торговых состояний в России и другие меры не привели к формированию буржуазных отношений. Главным препятствием на пути их развития являлось крепостное право.

Для социальной психологии XVII в. характерны резкие перепады от крайне радикальных настрое­ний, выразившихся, в частности, в довольно масштабных народных волнениях, к желанию стабильности, даже консерватизму.

Новым явлением, повысившим царскую власть и, одновременно, отразившим ее нестабильность, стало самозванство «сверху» (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и «снизу». Беглый холоп, ка­зачий атаман И. И. Болотников представлялся не иначе, как воевода того же несуществующего царя Дмитрия, на роль которого претендовали оба Лжедмитрия. С 1600 по 1850 г. появляются около 100 псевдоцарей.

Пожалуй, главным явлением в социальной психологии стало рождениеобщероссийскогопатриотизма. В начале XVII в. Россия переживает один из самых сложных этапов своего развития – Смуту. Время – когда государство могло исчезнуть с политической карты мира. После семи лет гражданской войны и интервенции у значительной части населения появилось осознание того, что любые личные и групповые интересы (классовые, сословные, территориальные, династические и др.) должны уступить место идее спасения Отечества. В итоге государство выжило и вновь превратилось в мощную европейскую державу.

Процесс централизации государства после Смуты находит воплощение и в идеологии. В 1653–1655 гг. патриархомНиконом проведена церковная реформа. Ее цель – введение единообразия в церковные кни­ги и обряды. При этом Никон добивался централизации церкви и власти патриарха не только над мирянами и клиром, но и над царем (за последнее он поплатился ссылкой). Большинство духовенства и мирян приняло реформу. В то же время часть клира (протопоп Аввакум и др.) и часть населения с реформой не согласилась. В итоге возникло старообрядчество.

Для многих мирян старообрядчество стало формой социального протеста. Причем не только пассивного. Восемь лет (с 1668 по 1676 гг.) длилось восстание староверов в Соловецком монастыре. Казаки Степана Разина являлись, в основном, раскольниками. Общественно-политические взгляды оппозиционных сил если и выходили за рамки религиозных представлений, то ограничивались уровнем обыденного сознания или наивным монархизмом. Верой в «доброго и справедливого царя», а также критикой от­дельных сторон существующих порядков. Например, в сатирическом произведении «Повесть о Ерше Ершовиче», где высмеивались судебная волокита и взятки, и др.

Официальная государственная идеология нашла отражение в первом печатном сочинении по истории России и Украины. Написана киевским монахом Иннокентием Гизелем. Называлась «Синопсис» («описание») и использовалась в XVII – начале XVIII в. как учебник истории.

Наследником Ивана Грозного стал его сын Федор (1584–1598 гг.). При нем фактически страной правил шурин (брат жены) Ивана IV Борис Году­нов. Избран на царство Земским собором в 1598 г. после смерти Федора Иоанновича.

Стараясь стабилизировать экономическую ситуацию, Борис идет на некоторые льготы дворянам и посаду. В то же время ряд историков полагают, что именно при Б. Годунове, примерно в 1592 г., отменяется Юрьев день (фор­мально это решение состоялось в 1649 г.).

1601–1602 гг. отмечены неурожаями и голодом. Цены на хлеб выросли в 100 раз. Люди умирали тысячами, а бояре придерживали запасы зерна. Эти обстоятельства переполнили чашу терпения народа. В центре страны вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа (1603–1604 гг.). Страна погрузилась в пучину Смуты. После внезапной смерти Б. Годунова в 1605 г. к власти приходит Григорий Отрепьев, назвавшийся сыном Ивана Грозного – Дмитрием. Большинство историков отмечают, что Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г., а Г. Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, – самозванец.

Обещание реформ не спасли Лжедмитрия от гибели. Вошедший в Москву вместе с польскими войсками, он не мог рассчитывать на поддержку населения России. Прахом его сожженного трупа москвичи, восставшие в 1606 г., зарядили пушку и выстрелили на запад, откуда он пришел. Смута – это не только борьба за власть и территорию, но и классовая борьба, выразившаяся в восстании под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 гг. и др. До 1612 г. столицу и отдельные районы страны в разное время контролируют русские и иностран­ные государи и претенденты на престол, отряды поляков, шведов, казаков, восставших крестьян и дворян.

Гражданская война подтачивает государство изнутри и могла привести к его гибели, если в обществе не найдутся люди, для которых интересы страны выше личных и групповых амбиций. В России XVII в. такие нашлись. В 1612 г. ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым наносит поражение польским интервентам. 4 ноября 1612 г. от них освобождается Москва.
В 1613 г. Земский собор выбирает ца­рем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. В России появляется новая царская династия. Начинается период относительной стабилизации.

Правление царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых считается довольно благополучным периодом, но вспышки социального протеста нередки. Только за 1630–1650 гг. в 30 городах произошли вос­стания. Наиболее масштабным выступлением стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670–1671 гг.).

В политической жизни общества ведущей тенденцией становится постепенный переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. С 1653 г. прекращается созыв Земских соборов. В Думу попадает все больше бояр, отмеченных не родовитостью, а заслугами перед царем. Выборы пяти царей (Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, польского королевича Владислава и М. Ф. Романова) свидетельствуют не о демократизме власти, а о ее временной неустойчивости. Попытка церкви контролировать царскую власть (при патриархе Никоне) также оказалась неудачной. Централизации власти способствовало назначение в уезды воевод, ведавших всеми делами и сменяемых через два года. Для контроля над административным аппаратом создается подчиненный лично царю Приказ тайных дел. Взамен поместного войска, наряду со стрелецкими полками, создаются полки «нового строя» с пожиз­ненной службой. Названные процессы закрепляются в ряде юридических документов, прежде всего в «Соборном уложении» 1649 г.

Внешнеполитические задачи в XVII в. оставались прежними. Выживание страны, восстановление единства русских земель и выход к морям. Неоднократные столкновения и войны со Швецией и Крымским ханством, – вассалом могущест­венной Турции, не решили проблемы выхода России к морю на севере и на юге. Удачнее складыва­лась ситуация на западе. В 1648 г. под руководством Богдана Хмельницкого начинается освободительная война украинского и белорусского на­родов против Речи Посполитой. С 1653 г. в войну вступает Россия. Объединенный русско-украинский Земский собор – Переяславская Рада в 1654 г. включает Левобережную Украину в состав России, сохраняя ее авто­номию. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы самоуправления, под­тверждала сословные права украинского дворянства, казачества и крестьянства. Например, крепостное право здесь юридически введено во второй половине XVIII в. В состав России возвраща­лись смоленские и черниговские земли, захваченные поляками в начале века.

Таким образом, XVII в. характеризуется вызреванием главных черт российского феода­лизма. Основой отечественной экономики является сельское хозяйство, развивающееся, пре­имущественно, экстенсивно. Преобладают внеэкономические формы принуждения, главной из которых становится крепостное право. Землевладение имеет тенденцию к превращению земли в ча­стную собственность феодалов. Однако сами феодалы достаточно зависимы от государства. Их психо­логия, образ жизни, в основном, связаны с развитием дворянства – служилых людей, а не наследственных землевладельцев – бояр.

Постепенно в России складывается довольно жесткая сословная иерархия, на вершине которой на­ходится царь и его ближайшее окружение, сосредоточивающие в своих руках всю полноту власти. Роль демократических институтов падает. Сословно-представительная монархия постепенно превращается в абсолютную с неограниченной властью самодержца. Завершился процесс при Петре I. Государство активно вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в экономику. В то же время особенности развития нашей страны сказываются на консервации некоторых традиций, свойственных племенной и общинной психологии, например коллективизма. Для сознания большинства людей становится характерна терпимость. И к бюрократии, обратной стороной которой стали вспышки социального протеста, народные выступления.

Складывание национального рынка, накопление купеческого капитала и появление мануфактур не способствует зарождению капитализма. Для этого недостает необходимой свободной ра­бочей силы, независимого от государства слоя промышленных предпринимателей и др. В то же время включение России в европейское разделение труда и необходимость создания боеспособной армии порождают в среде российской элиты реформаторский дух. Основные направления реформ разработаны Боярской думой при Алексее Михайловиче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.

Тема 4. Россия в XVIII веке

1. Россия в конце XVII – начале XVIII века:
предпосылки модернизации

Прежде чем приступить к рассмотрению социально-экономического содержания реформ XVIII в., необходимо проанализировать их предпосылки, а также задачи, предстоящие решать России. Вот некоторые из них.

Во-первых, в конце XVII в. экономически Россия значительно опережала Польшу, Пруссию, Турцию, Иран и другие государства Запада и Востока. С точки зрения политической организации Российское централизованное государство шло намного впереди феодально-раздробленных Германии и Италии. Но по сравнению со странами, в которых к тому времени прошли буржуазные революции – Нидерландами (Голландией) и, особенно, Англией, Россия значительно отставала в развитии промышленности, флота, внешней торговли и др.

Во-вторых, надо было завершить политическое объединение русского народа, почти половина ко­торого находилась еще за пределами Русского государства.

В-третьих, укрепить границы государственной территории. С юга и севера они были открыты и доступны для нападения. У Швеции предстояло отвоевать восточный берег Балтийского моря, у крымских татар и Турции – выход к Черному морю.

В-четвертых, необходимы были изменения в социально-политической жизни страны. Сущест­вовала громоздкая, запутанная система управления страной, как по государственной линии, так и по церковной.

С 1652 г. во главе церкви стал митрополит Новгородский Никон, именовавший себя «пат­риарх всея Руси». Проповедовалось превосходство духовной власти над светской. Привилегии и амби­ции патриархов раздражали русских самодержцев.

В-пятых, жизнь требовала переоценки культурных ценностей. XVII век – век рационализма, век рождения современной (экспериментальной) науки.

Идея рационализма отражена в творчестве знаменитых философов того времени – Декарта, Гассенди, Спинозы, Локка, Лейбница. Они считали, что наука, знание есть вернейшее средство господства челове­ка над силами природы, что государство создано человеком и разумный человек может изменять его по собственному усмотрению, совершенствовать в зависимости от целей, задач, стоящих перед на­цией, страной. Отсюда, государство – это инструмент преобразования общества. Появляется новое идеологическое направление – дуализм – учение, отводящее Богу роль первотолчка, зачинателя мира. Далее мир развивается по присущим ему есте­ственным законам. Задача человека – открыть эти законы и использовать эти знания для улучшения жизни.

Было бы преувеличением утверждать, что Петр I начал возводить Российскую империю на основе европейского философского рационализма. Несомненно, эти идеи оказывали влияние на его прак­тическую государственную деятельность. Например, царь приказал перевести на русский язык книгу С. Пуфендорфа «О должности человека и гражданина».

Таким образом, в России назревали объективные предпосылки для кардинальных изменений в социально-экономической и других сферах жизни. Как замечает В. О. Ключевский, Петр I, пришедший к власти в 1682 г., застал в русском обществе «преобразовательное настроение». В противовес консерватизму феодальной ари­стократии, значительная часть дворянства и нарождающаяся торгово-промышленная буржуазия объективно желали проведения реформ.

Решение важнейших задач Петр видел, прежде всего, в ряде внутренних преобразований. Встает вопрос: как этого добиться, какими методами, средствами? Он останавливается на идее «насильственного прогресса», принуждения в экономической политике. Россия не первая использовала политику меркантилизма – вмешательства государства в частное предпринимательство. Этапы такой политики прошли Франция, Англия, Ита­лия. Отдельные моменты подобной политики присущи и правлению Петра.

Реформы Петра I

В экономике начинается интенсивная модернизация. Главным было возникновение мануфактур. К концу XVII в. их насчитывалось около тридцати. После Петра – стало более 200. Создаются металлургические мануфактуры (Тула, Каширы, Карелия). Развивается горнодобывающая промышленность. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале (Екатеринбургский, Каменский, Нижнета­гильский, Егошихинский и др.). Текстильная промышленность развивалась в Ярославле, Калуге, Казани и других го­родах. Судостроение – в Архангельске, Воронеже, Петербурге. Стекольное и фаянсовое дело – в Мо­скве, Петербурге. Налажено производство бумаги.

Активизировался баланс внешней торговли, товары производили «нужные» и «полезные». Действовала монополия государства на заготовку и сбыт ряда товаров (соль, лен, пенька, хлеб, сало, воск). Проводились ярмарки – Ирбитская, Макарьевская, Ленская. Главной особенностью экономических преобразований являлось вмешательство государства в развитие экономики. Для этого создаются специальные органы управления торговлей и промышленностью: Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат. Данные бюрократические институты формировали систему надзора, опеки, регламентации. Владельцы мануфактур получали от государства льготы феодального характера: им да­вали земли с крестьянами (получивших название – приписные). Образовался институт рекрутов, т. е. пожизненных «промышленных солдат». Указом 18 января 1721 г. Петр I «в видах государственной пользы» разрешил ча­стным мануфактуристам покупать крестьян для заводских работ.

Феодальные устои не давали возможность появиться новому сословию – наемным рабочим. В России промышленность развивалась по крепостническому пути. Царские указы сдерживали свободное предпринимательство, регламентировалась деятельность купцов. Вместе с тем, после победы в Северной войне поощряется частное предпринимательство, но остает­ся контроль государства за торговлей и строгое выполнение государственных заказов. Разрешается аренда земель, лесов, но условия диктует государство. Положительным является то, что в результате развития экономики, торговли в стране продолжает складываться и укрепляться всероссийский рынок.

Смысл реформ в социальной политике государства заключался в укреплении класса феодалов. В 1714 г. издается «Указ о единонаследии». Дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ закрепил дворянское землевладение и знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С это­го времени господствующий класс стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). В. О. Ключев­ский писал, что боярство и столичное дворянство «имели троякое значение: военное, административное и хозяйственное. Они составляли главную вооруженную силу страны, они же служили главным орудием правительства, которое из них набирало личный состав суда и управления, наконец, в их руках сосредотачивалась огромная масса основного капитала страны – земля и крепостные землепашцы». Петр I изменил условия военной службы. Служение Отечеству ставилось превыше всего. На службу призывались и люди не дворянского происхождения, им за отличную службу даровался титул дворянина. Отсюда наблюдались перемены в генеалогическом составе дворянства. Этот же указ определял наследника. Если не было завещания отца, то наследовал недвижимость только старший сын, а остальные должны были нести армейскую или государственную службу.

Первостепенное значение для выживания России в сложной внешнеполитической обстановке имела военная реформа. Впервые созданы российский флот, регулярная армия с единообразным вооружением и обмундиро­ванием. Введены новые военные уставы. Организованы офицерские училища. Введена рекрутская по­винность. 20 крестьянских дворов должны были выслать на пожизненную службу одного рекрута. Военная реформа способствовала победе России в Северной войне со Швецией и укреплению суверенитета страны.

К концу правления Петра I на 14-миллионное население России имелось 212 тыс. регулярных войск, 110 тыс. казаков. Балтийский флот в своем составе насчитывал 48 линейных кораблей, 800 галер – 28 тыс. экипажей. Генеральный штаб состоял из двух генерал-фельдмаршалов – князя Меньшикова и графа Шереметева – и из 31 генерала, в числе которых – 14 иностранцев. Содержание армии и флота обходилось в 6–7 млн. руб. золотом (в начале XX в.52–58 млн. руб.).

Многочисленные перестройки Петра I в областиполитической сферы привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором – после победы в Северной войне 1700–1721 гг. Ништадтский мир юридически оформил не только победу, но и рождение новой империи. Петру свойственна политика патернализма – разумного дальновидного монарха, «Отца Отечества и народа».

Говорили, что монарх прост, тверд, справедлив и др. О своем правлении Петр I

Наши рекомендации