Внешняя политика постсоветской России
Основные направления | Главные задачи | |
Отношения с развитыми западными странами | Преодоление последствий «холодной войны». Поддержка основных международных инициатив США. Усиление экономической зависимости от западных стран (займы, импорт продовольствия, технологий). Некритическое использование западного опыта | |
Отношения с бывшими республиками СССР | Создание Содружества Независимых Государств. Определение ответственности России за долги СССР и ядерное оружие. Вывод войск из Прибалтики | |
Отношения с бывшими союзниками, социалистическими странами | Свертывание политических, экономических и других отношений. Поиск новых совместных интересов | |
Отношения с развивающимися странами | Отказ от глобального противоборства с США за влияние в странах третьего мира. Потеря рынков сбыта промышленной продукции, оружия |
Комментарии
Администрация Ельцина завершила вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других территорий. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.).
В 1992 г. в кэмп-дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание «холодной войны». В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО. В реальности в принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших социалистических стран. В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР.
В рамках СНГ руководство России подписало несколько сотен документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т.д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т.д. СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее Вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994–1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999–2001 гг. чеченских боевиков ценой больших усилий удалось загнать в горы, но стабилизации положения добиться не удалось.