Ис. 11, 1-6. Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иесеева и о получении Им полноты даров Святого Духа

В 1 ст. явление в мир Мессии изображается в виде проросшего корня. "И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произойдет от корня его", Иесей - отец Давида был простым гражданином города Вифлеема в колене Иудином. Поэтому этим пророчеством подчеркивается, что Мессия, хотя и именуется часто сыном Давидовом, однако, к царской славе последнего не имеет отношения. Пророк, говоря о роде Давидовом, специально избегает символ цветущего древа, а удачно использует образ корня, пенька как жалкого остатка некогда цветущего древа. Из этого корня и произрастет Отрасль-Мессия.

Пророчество исполнилось в точности. Со времени вавилонского плена прекратились цари из рода Давидова, а перед Рождеством Христовым, согласно древнему пророчеству патриарха Иакова, вообще прекратились правители из колена Иудина; представители рода Давидова - Пресвятая Дева Мария и св. праведный Иосиф Обручник были людьми простыми и бедными, как некогда и отец Давида Иесей.

В ст. 2 говорится о семи дарах Святого Духа, которые почиют на Мессии, Потомке Иесея. "И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, исполнит Его Дух страха Божия..." (наизусть).

Слово "почиет" обозначает неотлучное, постоянное пребывание на Лице Мессии Святого Духа, в отличие от временного пребывания Его на ветхозаветных избранниках (судиях, первосвященниках, пророках и царях), а самое число 7 обозначает полноту харизматических даров, пребывающих на Мессии.

"Дух Божий" (евр. Руах Ягве = Дух Господень; греч. = Дух Божий) = Святой Дух. Исполнение пророчества на Иисусе Христе засвидетельствовано в Евангелии. Дух Святый пребывал с Мессией с момента воплощения ("Дух Святый найдет на тя..." (Лк. 1, 35) и зримо был явлен Иоанну Крестителю во время крещения Господа. "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1, 32; Мф. 3, 16).

"Дух Божий" - родовое понятие. Далее конкретно перечисляются семь даров Святого Духа.

"Дух премудрости и разума". Согласно библейскому словоупотреблению, "Дар мудрости" (хохма, sapientia) и "дар разума" (бина, intellectus) как составной элемент мудрости, обозначающий проницательность, в общем обозначает богатство ума, широту познаний, способность распознавать людей и сущность явлений по их внутренним достоинствам; в более частном смысле эти дары обозначают в Библии высшую степень религиозно-нравственного знания целей жизни и средств к их достижению и, вместе с тем, умение пользоваться ими во всех обстоятельствах жизни.

Господь Иисус Христос, действительно, обладал этими дарами в совершенстве: еще двенадцатилетним отроком Он удивил иудейских законоучителей мудрыми вопросами и ответами в Иерусалимском храме (Лк. 2, 42-47) и вообще во всей земной жизни неоднократно вызывал в своих современниках удивление своей мудростью (Ин. 7, 15; Мф. 7, 28).

"Дух совета и крепости". Дух или "дар совета" обозначает способность руководить другими, безошибочно давать спасительные советы всем людям, независимо от их звания и положения. Спаситель часто давал советы окружавшим Его людям (Мк. 10, 17-22; Лк. 9, 59-62). Совет всем вообще: "Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай и ты со всеми" (Мф. 7, 12).

"Дар крепости" или могущества (чебура) - обозначает силу и власть, при помощи которых Мессия свои намерения и слова приводил в исполнение. Многие чудеса свидетельствуют о той "крепости", о том могуществе, которым обладал Мессия как Бог.

"Дар ведения и благочестия" - дар ведения или всеведения предполагает, прежде всего, 1) совершеннейшее познание Бога и тайн Божиих, например учение о Святой Троице, о Божественном предопределении, 2) способность прозревать будущее и знать даже мысли людей. Так Христос предсказал о судьбе Иерусалима и всего мира; знал мысли и намерения Нафанаила (1, 47-48), книжников и фарисеев (Мф. 9, 3-4), Иуды предателя (Ин. 13, 21, 26) и многое др.

"Дар благочестия" - заключается в том, что вся жизнь Мессии будет свидетельством любви к Отцу Небесному, миру и людям. Своей жизнью и делами Господь совершеннейшим образом осуществил нравственный закон Божий и показал этим благой пример людям. Он "не сотворил ни единого греха" - говорит о Мессии Евангелие.

"Дар страха Божия" - обозначает чувство благоговения к Богу, без Которого не возможна истинно благочестивая жизнь. Величайшее благоговение Мессии пред Богом Отцом выразилось в Его всецелом послушании даже до смерти крестной. Все, что совершал Спаситель на земле, делалось ради славы Небесного Отца (Ин. 5, 30).

Семь Даров Святого Духа усвояются Иисусу Христу и в Новом Завете (Откр. 4, 5; 5, 6).

Далее с 3 по 5 стих говорится о методах правления потомка Иессея - Мессии. Стиль управления Его непосредственно зависит от полноты харизматических даров, почивающих на Нем. "Он будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде: и дела страдальцев земли решать по истине". То, что видят глаза, не редко вводит в заблуждение, а то, что слышат уши -не всегда правда, поэтому в делах потомок Иессея будет руководствоваться не человеческим опытом, а высшим ведением, основанном на дарах Святаго Духа.

Его правление будет мирным. Единственным оружием Его будет "правда и истина" с помощью которых он победит всех врагов. Под "жезлом уст Его" следует понимать проповедь Евангелия, посредством которой мир спасется от греховной скверны. "Поразит землю" - земля здесь отождествляется с грехом. Под "нечестивым", которого Мессия "убьет духом уст Своих", разумеется главный виновник зла на земле, диавол, и, в частности, по ап. Павлу, антихрист, как олицетворение всех сил зла перед вторым пришествием Христовым (2 Фесс. 2, 8).

6-9 ст. - Описание духовного царства Мессии - как царства всеобщего, ничем неомрачаемого мира и райского блаженства, которое нисходит на все искупленное человечество и вообще на все творение Божие, восстанавливая первозданную гармонию, нарушенную грехопадением человека (ср. Рим. 7, 19-22).

Свойства и инстинкты хищных животных настолько изменятся, что они станут мирными, не будут ни на кого нападать и истреблять. Будут мирно пастись с домашними животными и питаться с ними одной пищей под надзором малого отрока.

По объяснению свв. отцов (Златоуста, Ефрема Сирина, бл. Иеронима и Феодорита) в стт. 6-8 в образной форме предвозвещается нравственное перерождение людей в Церкви Христовой. Своевольные и жестокие нравы всех вступивших в мессианское царство настолько изменяется, что они уподобятся кротким животным. Примером подобной перемены, по мнению бл. Иеронима, может служить Савл (ап. Павел), который сначала был подобен хищному волку и преследовал христиан, а после своего обращения ко Христу сам стал подобен кроткому ягненку, жил с последователями Христа, "которые суть овцы".

Под "отроком малым", пасущим вместе диких и домашних животных, по мнению свв. отцов, в духовном смысле следует разуметь пастырей Церкви, а под "горою Господней" - Церковь Христову.

Пророчество это перекликается с 65 главой кн. Исаии, где говорится о славе будущего мессианского царства. Пророчество это предвозвещает восстановление в мессианскую эпоху первозданной гармонии во всем Божием творении.

Библиологи возвещение этого пророчества относят не позднее 701 г. - времени нашествия Сеннахирима на Иудею и Иерусалим.

Пророчество об Отрасли из кореня Иессеева и о Мессианском царстве является продолжением и завершением пророчеств об Еммануиле, составляющих трилогию Еммануила (7 гл., 9 гл., 11 гл.).

Отдел этот (Ис. 11, 1-10) читается как паремии в праздник Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Христа Спасителя из рода Иессеева.

Наши рекомендации