Формирование научного стиля. Его общая характеристика
Данная функционально-стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства. Реализуется в первичных и вторичных жанрах. К первичным относятся монографии, научные статьи, диссертации, учебники, рецензии, доклады и сообщения на научных конференциях, лекции.
Ко вторичным текстам относятся реферат, автореферат, тезисы, конспект, аннотация. Они составляются на основе имеющихся научных текстов. При подчиненном вторичном оформлении происходит свертывание информации в целях экономии.
Функции, которые выполняет эта стилевая разновидность:
1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция);
2) получение нового знания (когнитивная функции);
3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации[8].
Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как 1.отвлеченность,
2 обобщенность,
3 подчеркнутая логичность изложения.
Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: 4смысловую точность (однозначность выражения мысли),
5 информативную насыщенность,6 объективность изложения,7 безобразность,
8 скрытую эмоциональность.
НС присущи также предварительное обдумывание высказанной мысли, монологический характер высказываний, строгий отбор языковых средств и тяготение к нормированной речи.
Русский научный стиль формировался вместе с развитием науки. Зарождение его относится к XVI в., когда на Руси активизировалась переводческая деятельность. Переводились книги, связанные с географическими описаниями, ранним естествознанием. В связи с этим постепенно стала формироваться научная терминология. В XVII в. появились первые русские научные сочинения специального характера.
Значительную роль в становлении русской науки сыграла Петровская эпоха ( нач. XVIIIв.), когда начался период деятельного обучения основам наук. На Руси начали функционировать первые светские гражданские школы. Были переведены и составлены специальные учебники от «Арифметики» Магницкого до «Академических комментариев».
Исключительная роль в формировании НС принадлежит М.Ломоносову, написавшему множество научных сочинений. Ряд терминов принадлежит М.Ломоносову.
Несмотря на давние традиции, научный стиль еще в нач. ХIХ в. был не разработан. Окончательно становление НС произошло во 2 половине XIX в. вместе с деятельностью таких выдающихся русских ученых, как Д.И.Менделеев, Сеченов, Бодуэн де Куртене, Шахматов и др. Подобно другим функциональным стилям, научный стиль – это категория историческая.
Профессор Будагов Р.А. выделяет 3 фактора, способных оказать влияние на этот стиль:
1) общее состояние науки и научного знания в стране
2) степень развития литературного языка у данного народа
3) деятельность ученых и писателей, которые обращаются к научному языку.
На формирование русского научного стиля огромное влияние оказала художественная и публицистическая литература. Благодаря этому на ранних этапах становления НС он представляет собой индивидуальное явление. В течение ХХ в. НС претерпел значительные изменения. До 30-х г. ХХ в. НС был близок к художественной прозе: для него была характерна личная форма выражения, обращение к читателю, экспрессивные слова, синтаксические конструкции. В целом, можно сказать, что личность ученого из НС не изгонялась. Этому способствовала энциклопедическая образованность ученых конца XIX начала XX в., их принадлежность к культурной верхушке общества. В середине ХХ в. и его 2 половине в НС появилась стандартизация: личность ученого перестала допускаться в его труды. Общее стало преобладать над индивидуальным. В конце ХХ столетия возникла тенденция возврата к индивидуальному научному стилю ( не только в русистике, но и во всей лингвистической науке).
НС во многом сходен с официально-деловым стилем.
НС как система включает в себя единицы 3 типов:
1. Языковые единицы со специфической научной стилево-стилистической коннотацией (термины).
2. Общеязыковые средства ( межстилевые, нейтральные).
3. Языковые единицы стилистически нейтральные, но в количественном отношении показательные для НС.