Сравнение политико-правовых учений Гоббса и Локка.

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

либеральный консерватор (1828 – 1904)- юрист, публицист, историк, философ, общественный деятель, оставивший заметный след в отечественной юридической науке. Выходец из дворянской семьи, Борис Чичерин появился на свет в родовом поместье Караул Тамбовской губернии, где и получил начальное домашнее образование. Юный Чичерин с легкостью поступил на юридический факультет Московского университета в 1844 г. Вскоре после окончания университета Чичерин возвращается в родное имение и работает над магистерской диссертацией. Несмотря на высокую оценку труда научным сообществом, к защите он допущен не был в силу цензурных требований. Успешная защита магистерской состоялась лишь спустя четыре года – в 1857 году, когда государственная цензура была несколько смягчена. В начале 1860-х Борис Чичерин защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета при кафедре государственного права. Параллельно с этим Борис Николаевич был уполномочен выполнять важную функцию – его, слывшего ярым противником революции и умеренным либералом, привлекли к участию в правовом воспитании и чтению лекций по государственному праву цесаревичу Николаю Александровичу. Чичерин, имея огромную популярность и высокий авторитет в научных обществах обеих столиц, а также за свое красноречие и ясность суждений, избирается почетным гражданином Москвы, Российского физико-химического общества и получает в 1882 году должность Московского городского головы. В последние годы жизни Борис Чичерин публикует ряд работ «О народном представительстве», двухтомник «Собственность и государство», трехтомник «Курс государственной науки», курс философии права, фундаментальный труд «История политических учений», работа над которым велась более тридцати лет. 3 февраля 1904 года в возрасте семидесяти пяти лет Борис Николаевич скончался. Основные произведения: «Курс государственной науки», «История политических учений», «Философия права», «Собственность и государство» и др. Основные идеи:Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое должно быть е только опорой престола, но и «защитником свободы». Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный: уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»; оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения». Поэтому, по мнению Чичерина, предводители оппозиции часто не способны к правлению, когда предоставляется такая возможность; охранительный либерализм - его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. Будучи сторонником охранительного либерализма, Чичерин основной принцип его сформулировал так: «либеральные меры и сильная власть». Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного. Форма правления. Разделял государства на правильные и неправильные. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

2.ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН(1883-1954) консерватор Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза родился в 1883 году в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты. Учился 8лет в Московской гимназии. Закончил гимназию с золотой медалью. 15 июля 1901 г. Далее Юрфак.

По окончании университета Ильин был удостоен диплома первой степени, а в сентябре 1906 г. он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

В 1909 г. Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утвержден в звании доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права МГУ. В конце 1909 Ильин уезжает в научную командировку и проводит в Германии, Италии и Франции два года. Он работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, в Берлинском университете готовит диссертацию о философии Гегеля. По возвращении в Москву Ильин продолжает работу в университете. Начинают выходить его философские работы: «О возрождении гегелианства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Основное нравственное противоречие войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915), «Философия как духовное делание» (1915), «Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве» (1915). Ильин определяет отношение к Февральской революции в пяти небольших, но важных брошюрах, опубликованных между двумя революциями семнадцатого года в издании «Народное право». В них сформулированы его взгляды на основы правового государства, на пути преодоления революции как временного общественного беспорядка в стремлении к новому, справедливому социальному строю. После октябрьской революции Ильин читает лекции на юридическом факультете МГУ. Он активно противостоит официальной политике, отстаивает принципы академической свободы, подвергавшиеся в те годы попранию. Шесть раз большевики подвергали Ильина аресту, дважды его судили и оба раза он был оправдан за недостаточностью обвинения и амнистирован. Последний раз его арестовали 4 сентября 1922 г. и обвинили в антисоветских действиях.Ильин с большой группой высылаемых за границу ученых, философов и литераторов отплыли из Петрограда в Штеттин, в Германию. Ильин стал профессором Русского Научного Института, читал в нем курсы энциклопедии права на русском и немецком языках. В 1923-1924 гг. он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма. Через полгода после прихода Гитлера к власти за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был удален, из Института. В Швейцарии они обосновались в пригороде Цюриха Цолликоне. В Швейцарии Ильину была запрещена политическая деятельность. После его смерти эти политические статьи были изданы в двухтомнике «Наши задачи»(1956). В конце жизни Ивану Александровичу удалось закончить и издать произведение, над которым он работал более 33 лет,—«Аксиомы религиозного опыта» (1953), два тома исследований по религиозной антологии с обширными литературными добавлениями.

Основные идеи:По его мнению, Россия может жить только при единовластии, в любом другом случае наступает хаос. К республиканскому строю свою Родину он считал не приспособленной. Революция для России, по мнению Ильина, представляет опасность смертельную, философ видит в ней только бесчестие. Критиковал коммунизм.

3.МОИСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ ОСТРОГОРСКИЙ либерал (1854-1919) – юрист, писатель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из отцов партологии (дисциплины, изучающей политические партии). Родился в, Бельском уезде, Гродненская губерния ,Петроград.

Острогорский получил образование в Петербургском университете (юрфак), после окончания которого служил в департаменте министерства юстиции. Ближе к 30 годам Острогорский поехал учиться в Свободную школу политических наук (в Париже под руководством ее основателя Эмиля Бутми. В 1885 году он завершил свою диссертацию об истоках всеобщего избирательного права.После учебы во Франции Острогорский глубоко изучал деятельность политических партий в Соединенных Штатах и Великобритании и провел много лет в обеих странах в течение 1880-х и 1890-х годов. Острогорский опубликовал ряд статей о политических партиях во французских и американских научных журналах. Проведя почти 20 лет жизни за границей, Острогорский вернулся в Российскую империю после революции 1905 года для реализации своих теоретических знаний на практике. В период революции 1905 г. Острогорский активно участвовал в политической деятельности, избирался депутатом I Государственной Думы. После роспуска I Государственной Думы он отошел от активной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга, вышедшая в свет в 1910 г – "Демократия и партийная система в США". Острогорский был одни из первых, кто угадал опасности, таящиеся на пути демократического процесса. Он показывал, что демократия вовсе не статическое состояние общества, а развитие с постоянным и неизбежным столкновением различных социальных групп, а также интересов, оформленных партийно. Основной вклад русского ученого в мировую науку о политике заключается в том, что он сделал предметом своего научного анализа формирование партийного механизма власти и на этом пути открыл общие тенденции процесса, в частности, создание так называемого "кокуса". Этим с термином Острогорский обозначил течение конкретной политической жизни. Расширение избирательных прав населения, включение в политическую реальность новых слоев общества приводит к созданию специальных центров по проведению предвыборной кампании в интересах той или иной партии. Так возникает "кокус" – первоначальная организационная ячейка партии нового типа, обеспечивающая связь центра (или политического руководства) с массами. Это поначалу. Но потом орган, обеспечивающий связь парламентских партий с избирателями, становится самостоятельным институтом, занимается мобилизацией масс, подбором и назначением функционеров на руководящие должности по всей вертикали власти. Это означает завершение консолидации партии и начало ее бюрократизации. Острогорский рассматривал образование "кокуса" как явление, опасное для демократии. Низкий уровень политической культуры масс и наличие сильного "кокуса" создает возможность манипулирования сознанием больших масс людей в интересах партийного руководства. По сути дела, бывшая политическая партия превращается в хорошо отлаженную организацию – машину, не имеющую никакой другой цели, кроме собственного роста. Иными словами, главная проблема – это бюрократизация партии, партийный формализм, уничтожающие в человеке всякую волю и самостоятельность. Острогорский полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство.

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ МУРОМЦЕВ либерал (1850-1910 года, Санкт-Петербург) — государственный, политический и общественный деятель Российской Республики, российский правовед, публицист из дворянского рода Муромцевых. Окончил гимназию с золотой медалью. В 1871 году заканчивает юридический факультет МГУ со степенью кандидата и остался работать при университете. В 1873 — 1874 годах слушал лекции профессора римского права в Лейпцигском университете и специалиста в области цивилистики и философии права в Геттингенском университете. В 1875 году защищает магистерскую, а в 1877 году докторскую диссертации. Продолжая работать в Московском университете Сергей Муромцев входит в юстиц-комиссию при наместном собрании Москвы, где сближается с деятелями либеральной «Гражданской воли» и в 1879 году становится членом партии. В 1880 году он становится помощником руководителя Московского наместного собрания, а уже в 1882 году, выдвигается от Московской губернии, как блестящий оратор, чтобы отстаивать интересы столицы в парламенте. В дальнейшем Муромцев занимался адвокатской практикой. Стоял у истоков создания партии кадетов, входил в состав ее ЦК. Был избран первым председателем 1 -й Государственной думы. Основные идеи: Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в., но наибольшее распространение получил в 1-й половине XX в. В отличие от юридического позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права социологический позитивизм был направлен на познание права, как социального явления. В представлениях сторонников этой школы право должно рассматриваться в процессе его применения и пониматься не как система норм, а по преимуществу «как порядок отношений», как реализация законов, как юридические действия.

Наиболее известными представителями социологического позитивизма в России были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов.

Основные произведения: «Что такое догма права?», «Очерки общей теории гражданского права», «Определение и основное разделение права» и др.

Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиваться изучением только догмы права (технико-прикладная дисциплина, занимающаяся описанием, систематизацией и комментированием действующего права). Теория права, как часть социологии в широком смысле, т.е. науки об обществе, как целостной системе, должна стремиться познать закономерности происхождения, развития и функционирования права как одного из видов социальных явлений.Исходя из этого, Муромцев считал, что право – это отношения, сложившиеся между людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулируемые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических и др., т.е. каждое фактическое отношение может быть предметом не только юридических, но и иных санкций. Однако юридическими санкциями обеспечиваются лишь наиболее важные общественные отношения, а значит «правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой». Фактический правопорядок, по Муромцеву, и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если норма не соответствует фактическому правопорядку, то она становится «мертвой». Юридическая защита осуществляется судьями, должностными лицами, которые должны применять только те нормы, которые соответствуют правопорядку. Если норма противоречит правопорядку, то необходимо уклоняться от ее применения или должным образом «искусственно интерпретировать ее, применительно к новому содержанию». Именно суду и администрации, а не законодателю предназначена роль действительных творцов правовых норм. Правда может возникнуть опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных судей и должностных лиц. Однако С.А.Муромцев считал, что опасения такого произвола напрасны, т.к. «высокий уровень образования, избрание кандидатов на судейские должности самою судейской корпорацией, развитый контроль гласности при действительной независимости и несменяемости членов этой корпорации гарантирует справедливость судей».

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КОРКУНОВ либерал (1853-1904) учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву родился в Петербурге. В 1874 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и с 1878 по 1897 читал лекции по энциклопедии права и государственному праву на этом же факультете. Преподавал в Александровском лицее, читал лекции по государственному праву иностранных государств и международному праву в Военно-юридической академии. В 1893 защитил магистерскую, а в следующем году докторскую диссертации. В 1889 возглавил кафедру государственного права в Петербургском университете. С 1895 работал в кодификационном отделе и в комиссии, кодифицировавшей финляндские законы, в Государственном совете. В этом же году назначен помощником статс-секретаря этого Совета. Но в конце 90-х годов тяжело заболел и был вынужден оставить профессуру и административную работу.

Основные произведения: «Указ и закон», «История философии права», «Лекции по общей теории права».

Право. Будучи представителем социологической школы права, Коркунов трактовал право как средство достижения согласованности интересов общества и личности и стремился раскрыть само понятие права через его связь с социальными интересами. Он считал, что устанавливая права и обязанности субъектов общественных отношений, право тем самым определяет границы их разнонаправленных интересов (политических, религиозных, экономических, юридических и др.) и таким образом создает «важный порядок общественных отношений». По мнению Коркунова право не охраняет и не оценивает, а выполняет лишь функцию разграничения интересов. Так, говоря об отличии права от нравственности, он писал: «Нравственность дает оценку интересов, право – их разграничение». Именно в разграничении интересов Коркунов и видел основную задачу права. Например, гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное - интересы обвинителя и подсудимого и т.д. Кроме того, определенное влияние на правовые воззрения Коркунова оказали и широко распространенные в то время идеи «социальной психологии». Поэтому он рассматривал право и как «взаимное психическое воздействие людей», связывая общеобязательную силу закона с авторитетом велений органов власти, вызывающих «почти инстинктивное к себе повиновение».

Государство. Государство, по мнению Коркунова, является не лицом, а юридическим отношением между властвующими и подвластными. Государственная власть есть не воля, а сила, вытекающая из осознания людьми их зависимости от государства. «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми».

Разделение власти. Коркунов критически воспринимал общепринятое понимание разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную: «нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». Сущность разделения власти, по его мнению, «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». Он понимал разделение власти скорее как ее распределение. А именно::

1 – распределение различных функций между различными государственными органами;

2 – выполнение разных функций одним органом власти, но в разном порядке для разных категорий дел;

3 – осуществление одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами.

Коркунов, описывая конструкцию будущего российского государства, полагал, что Россия должна быть не представительной, ограниченной монархией, а «правомерной, но самодержавной монархией», где «государь сосредотачивает в свих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно».

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ либерал (1867-1931) родился в Варшаве — польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

Сначала Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, а затем перешёл на юридический факультет. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке. После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898—1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК, в котором состоял до 1915 года. По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии. В апреле 1906 года был при поддержке партии кадетов избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. После разгона Думы был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав. В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета. Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

Основные идеи:

Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником права выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. Человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления. Психологическая теория происхождения государства : Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

5.ПЛАТОН (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении“Государство”.

Основные идеи:Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия (это правление лучших с одобрением народа), тимократия( власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом), олигархия_ у руля стоят лишь финансово-обеспеченные люди, тогда как бедняки не имеют даже права голоса) , демократия , тирания. самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в тимократию «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями: «мудростью», «мужеством», «сдерживающей мерой» и «справедливостью».

Только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее время зла. В отличие от «мудрости» и от «мужества», третья доблесть совершенного государства, или «сдерживающая мера», есть качество уже не особого или отдельного класса, а доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее дурные порывы. «Сдерживающая мера» приводит к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства - «справедливость». Ее наличие в государстве подготовляется «сдерживающей мерой». Благодаря справедливости каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело.

4.АРИСТОТЕЛЬ(384-322) Древнегреческий философ. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.

Идеи :Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Но подобно Платону он считал, что государство «существует ради достижения благой жизни».Аристотель говорит о «правильных» (при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие) и «неправильных» (при котором преследуются частные цели правителей) формах государственного устройства. К первым он относит монархию (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху; аристократию (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного; полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».К неправильным относит тиранию — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархию — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство; демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН(354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Основный труды: «О граде Божием», «О свободной воле».

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.

Формы правления различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.

Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы.

Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) – погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Несмотря на появление христианизированных государств, Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий и церковь. Развивая вслед за своим учителем епископом Амвросием идею верховенства церкви над государством, Августин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».

Отношение Августина к праву:

1) в области человеческих отношений действует вечный нерушимый закон.

2) естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности, которые следует выполнять;

3) естественное право возводится к богу и носит теономный характер;

4) в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;

5) за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;

6) наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.

6 .НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469- 1527) — известный итальянский политический и военный теоретик, историк, писатель и дипломат. Родился во Флоренции. Наиболее знаменитые работы «Государь» (или «Князь») «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». На государственную службу Макиавелли поступил в 1494 году, но активную политическую карьеру Макиавелли начал в 1498 году, когда он стал секретарем Совета Десяти и вторым канцлером Флорентийской республики. Он был старшим посадником в ряде административных и дипломатических миссий.

Хотя главные идеи Макиавелли содержатся в двух его произведениях - Государь и Размышления, они значительно отличаются в ряде акцентов, так как в них ведется обсуждение двух разных политических систем. В Государе Макиавелли рассматривает княжество, государство, которое управляется одним руководителем, или небольшой группой элит, а решения субъектов не имеет активной политической жизни. Макиавелли обращается к монархическому управлению и предлагает способы сохранения мощи власти монарха. Он предлагает политику отрицания действий масс в политической активности и пути сохранения власти в частных руках. Макиавелли стремится убедить монарха в том, что когда монарх хочет наилучшим образом сохранить свою власть, он должен пользоваться силой осторожно и экономически, использовать различные средства относительно разных лиц, учитывая традиции и разнообразные свойства, улучшая материальные условия жизни.

В рассуждениях о первой декаде Тита Ливия он концентрируется на республике, коллективно контролируемой государством с политически активными субъектами. В зависимости от организации, Республика бывает аристократической или демократической. В отличие от большинства современников, которые предпочитали аристократическую республику, вроде Венеции, Макиавелли отстаивал организацию более демократическую, вроде Римской республики. В рассуждениях его смущает проблема сохранения вольности среди авторитарных обществ. Он подчеркивает, что у республики должны присутствовать дух патриотизма и общественное достоинство, для того чтобы выжить в неблагоприятных нереспубликанских условиях. Кроме того, Макиавелли отрицает традиционную республиканскую теорию, где социальная гармония и единство зависели от политическое вольности. Он доказывает, что слои и фракции были неизбежны в человеческом обществе и республика должна укрепляться в противоположностях через повсеместное политическое участие и дебаты.

Макиавелли не создавал, не унифицировал и не абстрагировал никаких философских систем. Его ориентация была практичной, а метод эмпирическим. Его политические произведения содержат ряд обобщений, касающихся древних и современных эпох, о возможности и ограничениях в разнообразных курсах политической жизни.

Формы власти.

Категория власти имеет ряд родственных понятий или форм: сила (мощь, могущество), влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто встречаются в определениях власти. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «власть – есть нечто иное, как избыток могущества одного человека над другим», власть связывают силы под которой понимают принуждающее насилие, приказания, помимо желаний людей. Власть включает в себя навязывание своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания (возможность применить прямое насилие, наказание). Власть может также выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию. Влияние по содержанию шире власти и осуществляется либо в форме убеждения (воздействия на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие на подсознание). Авторитет как форма и источник власти – это руководство добровольно признаваемой подвластными за субъектом власти. Право на власть в силу моральных качеств или деловой компетенции, авторитет мудреца, пророка, духовного лидера наций, руководителя страны, без применения принуждения и насилия.

Гражданское общество.

Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государствен

Наши рекомендации