СТАТИСТИКА В 1955–1965 гг.

Решения XX съезда КПСС (1956) открыли новую страницу в развитии советской статистики. Осуждение культа личности Ста­лина, реабилитация необоснованно репрессированных позволили вернуться к полноценной творческой деятельности тем, кто сос­тавлял гордость советской статистической науки: А.Л. Вайнштейну, Б.И. Карпенко, В.В. Новожилову, Н.С. Четверикову и др.

На XX съезде была поставлена задача разработки экономиче­ской теории на основе анализа фактических материалов, действи­тельного положений дел в народном хозяйстве. Возобновились публикации статистических данных: после многолетнего переры­ва в 1956 г. был издан статистический сборник «Народное хо­зяйство СССР», который стал ежегодным.

Централизация статистической отчетности

В 1956 г. в связи с изменением управления промышленностью (ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархо­зов, руководивших промышленностью экономических районов) изменилось соотношение в объеме статистических работ, выпол­няемых ведомственной и государственной статистикой. Прежде большая часть работ выполнялась ведомственной статистикой (составление отчетности предприятиями, учреждениями, подчи­ненными определенному министерству, сбор этой отчетности, со­ставление сводок по отрасли и представление сводок в ЦСУ СССР). ЦСУ СССР и его органы осуществляли методологическое руководство работой ведомственной статистики и проводили спе­циально организованные единовременные работы. И хотя пред­приятия и организации высылали отчетность в два адреса: вышестоящей организации по линии ведомственной статистики и соот­ветствующему учреждению государственной статистики, основные разработки отчетности велись Министерствами.

С ликвидацией союзных промышленных министерств значение органов ЦСУ СССР резко возросло. Они были призваны и руко­водить статистической отчетностью и разрабатывать ее по отраслям. На долю ведомственной статистики осталось только составление сводок и представление статистической отчетности по от­дельным предприятиям и учреждениям.

Вслед за централизацией в органах ЦСУ отчетности промыш­ленности и строительства (1957) была централизована статисти­ка других отраслей народного хозяйства, хотя в этих отраслях управление не изменилось.

Централизация статистики промышленности сохранилась и после воссоздания промышленных министерств в 1964 г. Очевид­но, причины централизации были связаны не с организацией уп­равления, а с ростом объема статистических данных, их деталь­ностью. Централизация способствовала внедрению вычислительной техники, рассчитанной на большой объем работ, устранению дуб­лирования, неизбежного при параллельном проведении статисти­ческих разработок в ведомствах и в органах ЦСУ СССР.

Однако чрезмерная централизация, изъятие у ведомственной статистики всех ее сводно-аналитических функций было не луч­шим решением вопроса. Позднее, в 1968 г., на Всесоюзном сове­щании статистиков в ряде выступлений отмечалось, что сужение рамок ведомственной статистики отрицательно отражается на опе­ративно-плановом руководстве деятельностью предприятий и уч­реждений, органы ЦСУ СССР не всегда справляются с анализом всего объема поступающих статистических материалов, и качест­во анализа ниже того, что могли бы обеспечить отраслевые ми­нистерства. Отмечалось также, что ведомства параллельно про­должают вести сводные статистические работы даже в тех слу­чаях, когда официально они лишены такого права.

Необходимыми стали специальные научные исследования, уточ­няющие взаимоотношения народнохозяйственной и внутрихозяй­ственной статистики.

Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в орга­нах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей си­стемы государственной статистики – от районного звена до цент­ра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычисли­тельные центры (машинно-счетные станции), в административ­ных районах — машинно-счетные станции, которые затем были слиты с инспектурами государственной статистики в один низовой статистический орган – районную информационно-вычисли­тельную станцию (РИВС).

Наши рекомендации