Проблема соотношения норм права с другими социальными нормами.
Социальные нормы – правила поведения людей в общественной жизни (общественные нормы).
Всем социальным нормам присущи общие черты:
- имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
- как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов (социальные нормы указывают, какими должны быть человеческие поступки по мнению определенного коллектива людей, различных организаций);
- социальные нормы представляют определенный стандарт (образец, эталон поведения), типичный для данного времени и среды;
- они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
- характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
- служит ориентиром в выборе социально одобряемого поведения;
- они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества;
- в них отражаются исторические и национальные особенности жизни страны, регионов;
- формируются в процессе жизнедеятельности людей, то есть неотделимы от своего носителя:
- преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.
Виды социальных норм.
1) Нормы морали (нравственности) — это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций и охраняются силой общественного мнения или внутреннего убеждения.
Моральные нормы находят свое выражение в общественном мнении, религии, художественных произведениях и т.д. Право и мораль тесно взаимодействуют. Эффективность действия права , а также их исполнение во многом обуславливается тем, насколько нормы права соответствуют требованиям морали, то есть чтобы правовые нормы должным образом функционировали они не должны противоречить нормам морали.
Формирование морали имеет естественно – историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений.
Право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула влияние: мораль не должна требовать нарушение закона, право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков.
При рассмотрении морали как системы норм и оценок важной является проблема соотношения «мы» и «они». Проблема состоит в том, по отношению к кому следует поступать морально, по отношению к кому существуют моральные обязанности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Вопрос кажется на первый взгляд ясным — по отношению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают все большее распространение в мире. Зачастую право способствует такому более широкому представлению о моральном поведении. Например, УК РФ (ст. 245) устанавливает ответственность за жестокое обращение с животными. Таким образом, моральные обязанности признаются по отношению не только к людям.
С другой стороны, важным является вопрос: каков тот круг людей, к которым следует относиться морально? В историческом развитии этот круг в племенном обществе ограничивался соплеменниками. По отношению к чужакам можно относиться иначе — несправедливо, жестоко. Институт рабства морально оправдывался потому, что римляне и греки противопоставлялись варварам. Последние были не равноценны с первыми. Их можно было обращать в рабов.
Мораль— это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Одно дело — мораль рыцаря (корпоративное представление о справедливости, чести, щедрость, верность слову, дуэль как способ защиты чести и т. д.), другое — мораль буржуа (главные добродетели: бережливость, накопительство, стремление к прибыли, почтение к иерархии и т. д.), мораль крестьянина, рабочего, военнослужащего, врача, юриста и т. д. Здесь различаются представления о справедливости, чести и т. д:
Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле, совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны. руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем моратьного состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.
Учет требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Можно согласиться с известным мнением, что право — это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т. д. Например, в УК РФ имеется специальная гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Да и многие другие составы преступлений основаны на нравственных началах. Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.
Мораль воздействует на правоприменительную деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т. д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания.
Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права. Напротив, нравственный нигилизм всегда идет об руку с правовым нигилизмом. Пренебрежение моралью идет рядом с пренебрежением правом. Это естественно, так как их требования во многом совпадают.
Право оказывает в свою очередь обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, способствует их нравственному воспитанию. Это вытекает из того, что основные принципы, нормы права нравственно содержательны, основные требования права и нравственности совпадают.
Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать нормы нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих обязанностей они могут быть лишены родительских прав. ГК РФ предусматривает ответственность за причинение морального вреда, который наступает как следствие нарушения нормы морали.
2) Нормы обычаев– правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате многократного повторения вошли в привычке.
Особенность – они используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становиться поведенческим стереотипом (привычкой) людей, то есть нормой поведения.
Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.
В отличие от права и морали, обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.
Взаимодействие права и обычаев:
- юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации,
- юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3) Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организациях, распространяющиеся на ее членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данной организации (профсоюзов, партий, клубов и т.д.).
Они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества. Закрепляются в соответствующих документах: уставах, положениях общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, обеспечиваются предусмотренными организациями мерами.
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре. Однако корпоративные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение.
4) Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций.
Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).
Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы:
-такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.
-ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.
- такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно, здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».
5) Политические нормы— это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др.
Особенности этих норм:
- закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений.
- такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.
- к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.
- политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).
- политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).
Данные виды социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, поскольку они опосредуют отношения собственности и государственной власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества. Взаимодействие этих норм приобретает весьма разнообразные формы: взаимоподдержки, противоборства, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением классовых сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества.
В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые выступают в качестве необходимого условия осуществления политического процесса, политических связей и отношений, институализации политической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выражением классового, сословного, группового интереса, отношения к политической реальности.
Интересы группируют вокруг себя все системы ценностно-нормативной ориентации — политические, эстетические, религиозные. Но политическая ценностно-нормативная система наиболее концентрированно выражает эти интересы, поскольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с политической властью. Эти отношения определяют характер взаимодействия классов, социальных групп, индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классовом обществе.
По мере своего развития политические нормы становятся наиболее активным выразителем интересов и потребностей классов и группировок. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздействия на общественные отношения — право, нравственность, искусство. В процессе исторического развития по мере культурного прогресса общества, расширения сферы демократии и свободы меняется степень влияния различных видов социальных норм, происходит высвобождение их из-под пресса политических установлений.
Первенство политических норм перед правовыми порождает насилие и создает почву тоталитарным режимам. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.
Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он господство в обществе правовых начал, принципов и норм.
В политических нормах в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интересов и целей различных политических групп. Такая сила находится вне политических норм — это право, правовые принципы, правовые нормы.
Проблемы соотношения:
1) Характер отношений, на которые «накладываются» правовые и неправовые социальные нормы.
Нормы права (например, конституционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения.
Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений — межличностные, межгрупповые и др.
2) Порядок и способ установления правовых и неправовых норм.
Неправовые нормы возникают в результате нор-мотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или складываются (как. например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту.
В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.
3) Формы или способы выражения правовых и неправовых норм.
Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в актах — решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.
4) Формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм.
Основными формами и средствами обеспечении норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.
5) Характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. Нарушение норм морали, нравственности или же норм, содержащихся в обычаях, то никакими актами не предусматривают какие-либо определенные меры общественного воздействия. Если нарушаются нормы права применяются государственного принуждения.