Прокурорский надзор как вид правоохранительной деятельности прокуратуры России.
1. Надзор за исполнением законов:
1.1 Предмет надзора:
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, органами и лицами, указанными в п.1 вопроса № 3;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и лицами, указанными в п. 1 вопроса № 3.
Прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону.
1.2 Полномочия прокурора:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов и лиц, указанных в п. 1 вопроса № 3,,
- иметь доступ к документам и материалам этих органов и лиц,
- проверять исполнение законов этими органами и лицами,
- требовать от руководителей указанных органов и лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
1.3 Правовые средства прокурора при установлении факта нарушения закона:
- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
- вносит протест на противоречащие закону правовые акты;
- вносит представление об устранении нарушений закона;
- выносит постановление;
- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
Характеристика средств:
1. Протест:
1.1 Протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в:
- орган или должностному лицу, которые издали этот акт,
- либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу,
- либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
1.2 Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При принесении протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
1.3 Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
2. Представление об устранении нарушений закона:
2.1 Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения,
2.2 Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
2.3 В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,
2.4 О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
3. Постановление:
3.1 Постановление выносится о возбуждении производства об административном правонарушении,
3.2 Постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом,
3.3 О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
4. Предостережение о недопустимости нарушения закона:
4.1 Цель-предупреждение правонарушений,
4.2 Условие при котором выносится предостережение-при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях,
4.3 Коме адресуется- должностным лицам,
4.4 Особое условие при котором выносится предостережение-при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности,
4.5 Кому адресуется-руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
4.5 Если лицо, которому адресовано предостережение не исполняет его, то оно может быть привлечено к юридической ответственности.
2.Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
2.1 Предмет надзора:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина организациями и лицами указанными в п. 1 вопроса № 3.
При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
2.2 Полномочия прокурора:
- обладает полномочиями по надзору за исполнением законов;
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод;
- принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон,
- принимает меры к возмещению причиненного ущерба;
2.3 Правовые средства прокурора при установлении факта нарушения прав и свобод человека и гражданина:
а) если нарушение прав имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию;
б) если нарушение прав имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении в орган, который полномочен рассматривать данные дела,
в) вносит протест на нормативный акт нарушающий права;
г) вносит представления представление об устранении нарушений прав;
д) предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших, если нарушенные права защищаются в порядке гражданского судопроизводства, но лишь при наличии одного из условий:
- пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать их в суде,
- нарушены права у значительного числа граждан,
- нарушение приобрело особое общественное значение.
3. Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
3.1 Предмет надзора:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина при разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
- выполнение оперативно-розыскных мероприятий,
- проведение расследования,
- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
3.2 Полномочия прокурора:
- полномочия установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
4.1 Предмет надзора:
а) законность нахождения лиц в местах:
- содержания задержанных,
- предварительного заключения,
- исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание;
- учреждений исполняющих меры принудительного характера;
б) соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
в) соблюдение порядка и условий содержания указанных лиц;
г) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
4.2 Полномочия прокурора:
- посещает в любое время органы и учреждения, указанные в предмете надзора;
- опрашивает задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомится с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера;
- знакомится с оперативными материалами;
4.3 Правовые средства прокурора:
-требует от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
- требует объяснения от должностных лиц,
- вносит протесты,
- вносит представления,
- возбуждает производство об административных правонарушениях.
- отменяет дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на заключенных под стражу и осужденных,
- обязан вынести постановление об освобождении незаконно содержащихся в учреждениях указанных в предмете надзора.
3. Заключение – 5 мин.
Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.
Нормативно – правовая:
1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.
2. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – № **.
Дополнительная литература:
1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.
2. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.
3. Коротков А. П., Тимофеев А. В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий.- М.: Экзамен. - 2004.- 576 с.
4. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Под ред. В. М. Лебедева. – 2-е изд. – М.: Норма. – 2008.
5. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда в Российской Федерации/Боровиков В. Б., Демидов В. В., Галахова А. В. –М.: Норма. – 2008.
6. Права человека в уголовном судопроизводстве: Международные стандарты и российское законодательство /С. Е. Егоров. – М.: Норма. - 2008.
7. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.
8. Этин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.-М -1997.
Статьи:
1. Алексеев С. Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. –2002. - № 5. – С. 99 - 102.
2. Амирбеков К. Правовой статус прокурора в судебных стадиях уголовного процесса // Законность. – 2002. - № 8. – С.7 – 8.
3. Амирбеков К. Проблемы правового статуса прокуратуры России в судебных стадиях уголовного процесса // Уголовное право. – 2003. - № 1. –С. 63 – 64.
4. Амирбеков К. Правовой статус помощника прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. - 2004. - № 4. – С. 33 – 35.
5. Амирбеков К. Проблемы реализации обвинительной функции прокуратуры России в условиях реформирования судопроизводства // Уголовное право. – 2004. – № 2.-С.89 – 91.
6. Амирбеков К. И. Проблемы конституционности регламентации статуса прокуратуры в УПК РФ // Конституционное и муниципальное право.–2004.- № 3.– С.37–41.
7. Бояров С. Отказ прокурора от обвинения // Уголовное право. – 2005.- № 4.–С.58– 59.
8. Демидов И., Тушев А. Отказ прокурора от обвинения //Российская юстиция. – 2002.- № 8. – С. 25 – 27.
9. Чернов Р. П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе // Адвокат. – 2005. - № 12. – С. 19 – 22.