Программа работ Временного правительства
В своей деятельности по восстановлению государственного единства и независимости России Временное Всероссийское правительство должно ставить в первую очередь следующие неотложные задачи:
1.Борьба за освобождение России от советской власти.
2.Воссоединение отторгнутых, отпавших и разрозненных областей России.
3. Непризнание Брестского и всех прочих договоров международного характера, заключенных как от имени России, так и отдельных ее частей после февральской революции, какой бы то ни было властью, кроме Российского Временного правительства, и восстановление фактической силы договоренных отношений с державами согласия.
4. Продолжение войны против германской коалиции. В сфере внутренней политики Временное правительство должно преследовать ниже следующие цели:
I. В области военной
1.Воссоздание сильной, боеспособной, единой Российской армии, поставленной вне влияния политических партий и подчиненной, в лице ее высшего командования, Всероссийскому Временному правительству.
2.Полное невмешательство военных властей в сферу гражданского управления, за исключением местностей, входящих в театр военных действий или объявленных указами правительства на военном положении, когда это вызывается крайней государственной необходимостью.
3. Установление крепкой военной дисциплины на началах законности и уважения к личности.
4. Недопустимость политических организаций военнослужащих и устранение армии от политики.
II. В области гражданской
1. Устроение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным собранием.
2.Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.
3.Восстановление в освобождаемых от советской власти частях России демократического городского и земского самоуправления, с назначением перевыборов в ближайший срок.
4.Установление всех гражданских свобод.
5. Принятие мер к действительной охране общественной безопасности государственного порядка.
III. В области народнохозяйственной
1.Борьба с хозяйственной разрухой.
2.Содействие развитию производительных сил страны. Привлечение к производству частной инициативы и предприимчивости.
3.Государственное регулирование промышленности и торговли.
4.Принятие мер к повышению производительности труда и сокращение непроизводительного потребления национального дохода.
5.Развитие рабочего законодательства на началах действительной охраны труда и регулирование условий найма и увольнения рабочих.
6.Признание полной свободы коалиций.
7.В сфере продовольственной политики – отказ от хлебной монополии и твердых цен, с сохранением нормировки распределения продуктов, имеющихся в недостаточном количестве. Государственные заготовки, при участии частно-торгового и кооперативного аппарата.
8.В сфере финансовой – борьба с обесценением бумажных денег, восстановление налогового аппарата и усиление прямого подоходного и косвенного обложения.
9.В области земельной политики Временное Всероссийское правительство, не допуская таких изменений в существующих земельных отношениях, которые мешали бы разрешению Учредительным собранием земельного вопроса в полном объеме, оставляет землю в руках ее фактических пользователей и принимает меры к немедленному возобновлению работ по урегулированию землепользования на началах максимального увеличения культивируемых земель и расширения трудового землепользования, применяясь к бытовым и экономическим особенностям отдельных областей и районов. <...>
Декрет ВЦИК О НАРОДНОМ СУДЕ РСФСР
30 ноября 1918 г.[41]
(Извлечение)
Общие начала судоустройства
Ст.1. В пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики учреждается единый народный суд в составе:
1)одного постоянного народного судьи;
2)двух или шести очередных судей – народных заседателей.
Ст.2. Народный суд действует на территории советского района, уездного или городского.
Ст.4. Народному суду в пределах района подсудны все уголовные дела о преступлениях и проступках, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также все дела, отнесенные к ведению суда в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения Республики установление факта или события...
Ст.5. Народный суд действует в составе: или 1) одного постоянного народного судьи, или 2) постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, или 3) постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей.
Ст.6. Постоянный народный судья единолично:
1) рассматривает дела о расторжении браков и дела в порядке бесспорного производства;
2) производит, если встретится надобность, предварительное следствие по уголовным делам, подлежащим рассмотрению народного суда с его участием в составе двух заседателей;
3) проверяет законность и правильность поводов содержания лиц под стражей в местах заключения района и в случае неправильности или незаконности такового освобождает из-под стражи;
4) наблюдает за производством дознания органами советской милиции, давая руководящие указания, утверждает или усиливает меры пресечения уклонения от следствия, принятые этими органами, в случае необходимости смягчить меры пресечения немедленно вносит вопрос на разрешение народного суда.
Ст.7. Народный суд действует в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей при рассмотрении уголовных дел: о посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжелых ран или увечья, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве и спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления.
Ст.8. Народный суд действует в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей по всем остальным уголовным и по всем гражданским делам...