Компетентность в государственном управлении
Ознакомившись с понятием «компетенция» перейдем к изучению компетентности в государственных органах.
Современная система государственного управления наследует изменения и реформы прошлых лет, внедряет новшества, в том числе и из зарубежного опыта. Наибольшее внимание в ходе поиска решений различных задач уделяется повышению эффективности работы государственных органов и их стабильного функционирования.
В настоящее время, главная задача образовательной политики РК – обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход. Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности к успешному выполнению своих должностных обязанностей. Компетентность специалиста с высшим образованием это те стремления и способности реализовывать свой потенциал (умения, знания, навыки), которые он показал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты и необходимость ее совершенствования.
Также, в общественном сознании сформировалось понимание необходимости изменить деятельность государственных органов к лучшему, тем самым подтолкнув государственные органы более эффективно следовать законным интересам граждан и всего общества. В настоящее время предпринимаются новые шаги по реформированию государственной службы: принимаются новые законодательства, нормативные акты, а также реализуются меры по разделению полномочий, ведется подготовка и переподготовка управленческих кадров, государственных служащих.
Так 2-ым шагом Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства определено, что поступление на государственную службу должно начинаться с низовых должностей. При этом отбор должен осуществляться на основе компетентного подхода.
Законодательство РК однозначно и четко закрепляет принцип равного права граждан на доступ к государственной службе, устанавливая нормы, в соответствии с которыми при поступлении на государственную службу гражданин РК не должен столкнуться с дискриминацией.
Таким образом, реализация принципа равного доступа к государственной службе зависит от ряда факторов. Существуют различные общие требования к претендентам на государственные должности, такие как наличие гражданства РК, владение государственным языком, достижение совершеннолетия, и специальные, к числу которых можно отнести высшее образование.
Вместе с тем, считаем необходимым повысить требования отбора на вновь принятых государственных служащих и принимать на службу только самых высококомпетентных граждан.
Также, считаем целесообразным к оценке личных качеств при приеме на государственную службу, увеличить вопросы на выявление уровня IQ (логика) и определить его пороговое значение выше среднего уровня.
При таком подходе снизится нагрузка на государственных служащих и ими будут соблюдаться норма «Трудового кодекса» РК, касательно 8-ми часового рабочего дня, так как высококвалифицированные, компетентные, сотрудники будут вовремя исполнять поставленные задачи.
Современная государственная служба должна быть престижной, открытой и конкурентоспособной, ориентированной на результативную деятельность госслужащих по исполнению полномочий и обязанностей перед обществом государственных органов, а также она должна активно и эффективно взаимодействовать с различными общественными объединениями и институтами гражданского общества.
Но, следует отметить что, уровень заработных плат государственных служащих существенно ниже, чем в частном секторе и национальных компаниях. В свою очередь это ведет к тому, что высококвалифицированные специалисты не вступают в ряды государственных служащих, либо используют государственную службу в целях наработки стажа работы и в последующем, набравшись опыта, уходят в более привлекательные места.
Учитывая вышеизложенное, в целях повышения привлекательности государственной службы предлагаем следующее:
· Увеличить уровень заработной платы государственных служащих до уровня национальных компаний;
· Обеспечить полный социальный пакет государственным служащим (фитнес, питание, проезд, мед. обслуживание, культурные мероприятия).
По нашему мнению, в случае реализации вышеуказанных предложений государственные органы смогут привлечь и удержать сотрудников обладающих высоким профессионализмом и соответствующим уровнем компетенции.