Глава x. аппарат государства и общественных буржуазных организаций российской империи во время мировой войны. общий кризис царской монархии

  1. Государственный аппарат России в первый год воины. Создание первых общероссийских буржуазных организаций.

Россия вступила в воину 19 июля 1914 г. Приспособление правительст­венного аппарата к войне нашло выражение, прежде всего в создании полевого военного аппарата с соответствующими изменениями в военных учреждениях в центре (Военное и Морское министерства) и на местах (военно-окружные управления). Царизм пытался сосредоточить в своих руках руководство всеми военно-хозяйственными делами с незначи­тельным допуском буржуазной общественности лишь в военно-санитарное дело (Земский и Городской союзы).

Разработка нового положения о "Полевом управлении в военное время11 началась еще осенью 190(5 г и проводилась в нескольких бюрократических комиссиях, но лишь за 3 дня до начала войны положение было утверждено царем. Длительная разработка "Положения" объясняется отсутствием в 1905—1909 гг. единого военного централизованного ведомства, отвлечением армии от ее непосредственных задач на выполнение карательных функций, косностью большей части генералитета, отсутствием с их стороны заботы о

современной подготовке войск.

"Положение" определило устройство Ставки верховного главнокоманду­ющего и всего полевого аппарата на фронтах. Во главе всех армий России закон ставил ответственного только перед императором верховного главно­командующего, при котором и сосредоточивался аппарат Ставки. Основной структурной частью в Ставке являлсяштаб во главе с начальником. В штаб входили управления: генерал-квартирмейстера, дежурного генерала, началь­ника военных сообщений и военно-морское. Впоследствии этот аппарат возрастал: появилась Дипломатическая канцелярия по гражданскому управ­лению, Управление авиации воздухоплавания и др.

Верховным главнокомандующим был назначен дядя царя — кавалерий­ский генерал великий князь Николай Николаевич. Начальником штаба при нем был назначен генерал

Н. Н. Янушкевич.

Несколько армий, предназначенных для достижения одной стратегичес­кой цели, составляли фронт. Во главе армий фронта стоял главнокомандую­щий, которому подчинялся большой полевой аппарат фронта (штаб управления). В самом начале войны было создано два фронта: Северо-Западный и Юго-Западный. Осенью 1914 г. появляется Кавказский фронт. В 1915— 1916 гг.число фронтов возрастает до пяти. На каждом фронте действовало несколько армий, подразделявшихся на корпуса, корпуса делились на диви­зии, дивизии — на бригады, бригады — на полки и т д. Фронты, армии, корпуса, дивизии имели своих командующих, штабы, отделы Аппарат армии был довольно сложным

Война вызвала изменения и в аппарате Военного министерства. С ее объявлением заработал мобилизационный аппарат. На основании царского манифеста Главный штаб разослал приказ с соответствующими указаниями согласно мобилизационному расписанию; управления воинских начальников известили запасных о мобилизации в армию; воинские присут­ствия произвели их медицинское освидетельствование; военно-окружные штабы стали формировать призванных в маршевые батальоны и т. д

На первом этапе война не вызвала изменений в высшем правительст­венном аппарате. Однодневные заседания Государственной думы и Государ­ственного совета 26 июля прошли под знаком доверия правительству Открывший чрезвычайное заседание Думы М. В. Родзянко произнес торже­ственную речь о "единении русского царя с верным ему народом" Его поддержали представители все:, фракций, кроме социал-демократов Огласив общую декларацию, разоблачавшую политику правительства, осудившую войну, и противопоставив ей международную солидарность трудящихся, большевистская и меньшевистская фракций покинули заседание Думы, не приняв участия в утверждении военного бюджета

В июле - августе 1914 г. по инициативе буржуазии и обуржуазившихся помещиков были созданы общероссийские организации Всероссиискии земский и Всероссииский городской союзы

Созданный на съезде представителей земств 30 июля Всероссийский земский союз объединил земские учреждения 41 губернии. Его высшим органом являлся съезд уполномоченных земств (по два уполномоченных от каждой земской губернии: от губернского земского собрания и губернской земской управы). Между съездами делами союза ведал Главный комитет из десяти членов во главе с главноуполномоченным. Первым главноуполномо-ченным был тесно связанный с буржуазными кругами помещик князь Г. Е. Львов. Роль местных органов союза выполняли чаще всего губернские земские управы. В конце 1914 — начале 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз был организован на совещании город­ских голов 8—9 августа 1914 г. Он состоял из съезда уполномоченных от органов городского "самоуправления", Главного комитета из десяти членов,

областных, городских и фронтовых комитетов. Главноуполномоченным этого

союза был городской голова Москвы крупный капиталист М. В. Челноков, а его товарищами — А. II Гучков и М. И. Терещенко. В ходе войны эти союзы стали расширять свою компетенцию от заведования военно-санитар­ным делом до снабжения армии всем необходимым. В структуре главных комитетов этих союзов появляются такие отделы, как заготовительный, продовольственный, эвакуационный, санитарный, врачебно-пптательных пунктов и т. д Руководящая роль в союзах принадлежала буржуазии и связанным с капиталистической деятельностью помещикам, заинтересован­ным в обогащении на военно-хозяйственных делах. Несмотря на скромные хозяйственно-административные функции союзов, их создание и дальнейшее расширение прав свидетельствовали о возраставшем значении буржуазии в государственности России.

Внешне первый год войны вызвал сплочение господствующих классов вокруг трона, известную стабилизацию абсолютизма в России. Государст­венная дума и Государственный совет после однодневных заседаний 26 июля 1914 г не собирались до января 1915 г.

4 июля 1914 г. Совету Министров были представлены чрезвычай­ные полномочия: получил право разрешать большинство дел самостоятельно от имени царя, утверждать "всеподданнейшие доклады"; лишь некоторые особо важные журналы Совета Министров подлежали личному одобрению императора. Возросла и личная власть председателя Совета Министров и отдельных министров (внутренних дел). С июля 1914 г. по июнь 1915 г. через Совет Министров прошли и были утверждены 285 чрезвычайных указов (всего за время войны их было утверждено 527). Законы военного времени открывали широкий простор для деятельности органов администрации, полиции, жандармерии и цензуры, об.пегчали и упрощали судопроизводство. Относительно стабильным был и состав "кабинета" министров самодержав­ного монарха — все основные министерские посты занимали лица, назна­ченные еше до войны.

Отсутствие "законодательных" палат, интенсивная деятельность самого правительства, более суровые порядки в стране создавали видимость возвра­щения всей государственности России к порядкам и временам до первой русской революции. На самом деле самодержавная монархия и ее государ­ственный аппарат продолжали разлагаться. Возросло значение придворной камарильи, которую возглавляла императрица Александра Федоровна и авантюрист Григорий Распутин. Ее активными деятелями были фрейлина двора А. А. Вырубова, князь М.М. Андронников, доктор тибетской медицины П. А. Бадмаев, директор правления Русско-французского банка Д.Л. Рубинш­тейн, банкир И. П. Манус, бывший агент Департамента полиции И. Ф Манасевич-Мануилов и др. Уже в начале 1915 г окружение императ­рицы делает первые попытки тайных сношений с Германией и Азстро-Венгрией

  1. Кризис государственности России

Наши рекомендации