Общая характеристика государственного строя России.
Первая половина XIX в. характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке — самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.
Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызвала "успокоения" страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот переворот был последним в история российского абсолютизма, что свидетельство-зало об известной внутренней консолидации класса-сословия помещиков дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнении
С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить другой, более соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний, иреформ. Господствовавшие в дореволюционной и частично советской историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра I как либерального (1801 -1814) и реакционного (1815-1825) в значительной степени условно И политика заигрывания с либерализмом напоминавшая "просвещенный абсолютизм" и сменившая ее "аракчеевщина" имели одну цель: упрочение самодержавно-крепостнического строя
Реформы 1801-1811 гг. приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственным аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.
У наиболее дальновидных чиновников России возникали более последовательные и широкие планы преобразования государственного строя. Характерными в этом отношении являлись планы крупнейшего государственного деятеля М. М. Сперанского, занимавшего ряд важнейших государственных
постов (директор департамента Министерства внутренних дел. статс-секретарь царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. по поручению Александра I Сперанским составил план государственных преобразований — "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте Сперанский указывал на нарастание недовольства народных масс крепостнической системой и в целях предотвращения революции рекомендовал царю дать стране конституцию, которая должна будет только "облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности ту же силу и то же пространство самодержавия"'. Этими лжеконституционными формами, прикрывавшими самодержавие, должны были явиться: элементарная законность, выборность и ответственность чиновников, новые буржуазные начала организации суда и государственного контроля, разделение властей и т. п.
Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые мероприятия: 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный совет; 25 июня 1811 г. "Общее учреждение министерств", которое вводило бюрократическое единообразие в организацию и деятельность министерств; в 1810-1812 гг. проведен ряд финансовых мероприятий. Объективно планы Сперанского были направлены на ограничение самодержавия путем расширения политических прав дворян и буржуазии.
Возникновение планов Сперанского и их дальнейшая судьба свидетельствовали о кризисе феодально-крепостнического строя и бессилии самодержавия пойти навстречу новым процессам в жизни страны. Социально-экономические условия России были таковы, что даже формальное юридическое ограничение абсолютизма не стало еще необходимостью. Деятельность Сперанского вызвала недовольство дворян. Влиятельный в придворных кругах писатель и историк Н. М. Карамзин подал на имя царя "Записку о древней и новой России" (1811), в которой злобно обрушивался на планы Сперанского Крах планов преобразований Сперанского завершился его высылкой из Петербурга в марте 1812 г.
С предложениями реорганизовать отдельные звенья государственного аппарат выступали и другие крупные сановники (В. П. Кочубей, Д. А. Гурьев, Б. Б. Кампенгаузен и др ). К 1819 г. Н. Н. Новосильцев представил Александру 1 "Государственную грамоту Российской империи" — умеренный) конституционный проект, расширявший политические права дворян, но не содержавший уже никаких элементов буржуазной государственности
После подавления восстания декабристов царизм вступил на путь военно-полицейской диктатуры. Прерогативы абсолютной монархии были закреплены в "Основных государственных законах" — компиляции из законов о государственном строе России XVIII — начала XIX в., составленной М. М. Сперанским для первого издания "Свода законов Российской империи" (1832). Статья 1 "Основных законов" определяла форму государственного правления в России: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только
1 Сперанский М. М .Пректыи записки. М -Л., 1961. с. 164.
за страх, но и за совесть сам бог повелевает" Последующие статьи подтверждали на исключительность прав монарха в законодательстве, управлении, суде, порядок престолонаследия, взаимоотношения членов императорской фамилии.
Дальнейшее углубление кризиса всего феодально-крепостнического строя во второй четверти XIX в. вызвало усиление в государственном строе России бюрократического централизма, заключавшегося в сосредоточении многих не только распорядительных, но даже исполнительных функций в высших и центральных учреждениях, в мелочной их опеке над местными учреждениями, в бумажной волоките. Вершину всего здания крепостнического государства увенчала "Собственная его императорского величества канцелярия", где были сосредоточены важнейшие вопросы управления государством. До середины 40-х годов проводились и реформы отдельных звеньев государственного аппарата (кодификация, реформы политического сыска, государственной деревни и т. п. ).
Крепостническое государство совершенствовало и кадры значительно возросшей бюрократии. Если в конце XVIII в. насчитывалось 15-16 тыс. чиновников, то к середине XIX в. их было уже 61,5 тыс. Характерной особенностью их была классовая и сословная однородность. Верхи бюрократии даже к середине XIX в. были в большинстве своем дворянами-землевладельцами.
Усложнение задач государственного управления требовало большей деловой квалификации чиновников. Законы начала века (1803, 1809) создавали преимущества по службе чиновникам с высшим и средним образованием: "Правила о порядке производства в чины по гражданской службе" 1834 г. закрепили четкий порядок прохождения государственной службы Введенный еще в 1771 г. на каждого чиновника формулярный или послужной список стал с конца XVIII в. обязательным документом, отражавшим все сведения о чиновнике и его служебной карьере.
Известным препятствием для лучшей расстановки бюрократических кадров были законодательные формы "Табели о рангах" Во второй четверти XIX в. в бюракратических сферах не раз поднимался вопрос об упразднении "Табели", но перспектива быстрого обуржуазивания бюрократии отпугнула крепостническое самодержавие, и оно стало проводить совершенствование "Табели о рангах", направленное на ограничение доступа в потомственное и даже личное дворянство чиновникам по службе Закон II июня 1845 г. значительно повысил класс "Табели о рангах" для получения дворянства как потомственного С I — для военной и V — для гражданской службы), так и личного (с IX класса); закон 9 декабря 1856 г. давал чиновникам потомственное дворянство лишь с IV класса Чиновники X-X1V классов по закону 1845 г. попадали в полупривилегированную прослойку почетных граждан. но их число 18' I г было невелико
Крепостническое государство стремилось очистить чиновничество от чуждых ему элементов, изгоняло из ею среды политически неблагонадежных лиц (законы 1 августа 1822 г, 21 апреля 1826 г. и знаменитый "пункт третий" закона 7 ноября 850 г.).
Опираясь на помещиков и поместное землевладение, крепостническое самодержавие считало бюрократию также своей опорой и поощряло служебное рвение ее. Кроме жалованья, выражения всяких форм царской благодарности, пожалования почетных званий и единовременных денежных выплат широко практиковалось и награждение чиновников орденами. В первую половину XIX в. окончательно сложилась система орденов Российской империи. От XVIII в. были унаследованы шесть "императорских" орденов, самый высший из них - Андрея Первозванного (основан в 1699 г. и имел одну степень), женский придворный орден св. Екатерины (1714 г., имел с конца XVIII в. две степени), св. Александра Невского (1725 г., имел одну степень), св. Анны (1743 г., четыре степени), военный орден Георгия Победоносца (1769 г, четыре степени), и св. Владимира (1782 г., четыре степени) В 1831 г. к этим "императорским" орденам были добавлены два ордена царства Польского - Белого орла (одна степень) и св. Станислава (три степени) В таком виде система орденов сохранилась до 1917 г.
В первую половину XIX в. оформились и два "знака" — знак отличия Военного ордена (Георгия) в 1807 г. для поощрения воинских заслуг солдат и унтер-офицеров (в 1856 г. стал подразделяться на четыре степени). Для поощрения служебного рвения средних и мелких чиновников в 1827-1828 гг., оформляется "знак беспорочной службы", которым награждались первоначально чиновники, прослужившие более 15 лет (с 1859 г. этот срок был увеличен до 40 лет)
Еще Павел I попытался усовершенствовать систему орденов, издав их общее "Установление" 5 апреля 1797 г и подчинив все Орденской канцелярии, переименованной вскоре в Капитул российских кавалерских орденов (как Капитул императорских и царских орденов вошел в состав Министерства императорского двора и уделов в 1832 г., а министр его стал канцлером императорских и царских орденов).
До начала второй четверти XIX в. каждый орден, независимо от его степени, давал потомственное дворянство. С 1826 г. награжденные орденами купцы стали получать только личное дворянство (а с 1832 г. потомственное почетное гражданство). Законы запрещали "испрашивать" ордена мещанам и "лицам сельского состояния".
Уже в первую половину XIX в. сложилась окончательно табель орденского старшинства и чинопроизводства: личное дворянство давали ордена (снизу): Анна 4-й степени (с 1845 г; ранее он давал потомственное дворянство) Станислав 3-й (с 1855 г.), Анна 3-й (с 1845 г.), Станислав 2-й (с 1855 г.), Анна 2-й (с 1845 г.), а потомственное — Владимир 4-й (до 1900 г.), Владимир 3-й, Станислав 1-й, Анна 1-й, Владимир 2-й, Белый Орел, Александр Невский, Владимир 1-й, св. Екатерина и Андрей Первозванный. Потомственное дворянство давали и все степени, находившегося вне этой последовательности наград ордена Георгия Победоносца (орденский знак).
(Впоследствии (с 1913 г. ) орденский знак именуется "Георгиевским крестом" (солдат ским), анагражденные им — "георгиевскими кавалерами".
давал награжденным солдатам и унтер-офицерам лишь некоторые льготы, в том числе изъятие из податного сословия).
Монархия первой половины XIX в , помимо склонности к лавированию, имела еще целый ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к более тщательному юридическому обоснованию не только власти, но и всей политики абсолютизма, что нашло закрепление в статье 47 "Основных государственных законов: "Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих" Несмотря на весьма ограниченный классовый и сословный характер законности в крепостнической России это было определенным сдвигом по сравнению с XVIII в. Абсолютизм уже не чувствовал себя прочно без юридического обоснования законности своих действии.
Другая опора самодержавия — его идеология, государственная доктрина — переживала кризис. Попытки заимствовать содержание и методы западноевропейской реакционной религиозной идеологии в 40-х годах XIX в. потерпели крах. К 30-м годам окончательно сложилась "национальная" государственная доктрина самодержавной России — теория "официально!! народности", основными идеями которой были:самодержавие, православие и народность (последнее понималось как покорность широких народных масс всем порядкам феодально-крепостнического государства). С помощью этой теории крепостническое государство старалось держать в повиновении народные массы и бороться с передовой дворянской и зарождавшейся разночинной общественностью.
Ход экономического развития толкал самодержавие на осуществление мероприятий, противоположных охранительным тенденциям крепостнического государства (создание Министерства коммерции 1802 г, протекционизм министра внутренних дел О. П. Козодавлева в 1810—1819 гг. учреждение в 1819 г Коммерческого банка, создание в составе Министерства финансов Мануфактурного и Коммерческого советов в 1828 1829 гг. проведение финансовой реформы Е. Ф. Канкрика 1839—1843 гг. и т. п. ). Делая эти уступки крепнувшему классу буржуазии, самодержавие преследовало узко-классовые цели укрепления крепостного строя.
Углубление кризиса феодально-крепостнического строя к середине XIX в. привело вначале к тормозящим явлениям в деятельности государственного аппарата, а затем и к подлинному параличу наиболее важных ею звеньев (суда, цензуры, военного аппарата, администрации и т. д. ).
Экономическое развитие России вызвало крушение старых произведет венных отношений. Рост крестьянских волнений, поражение в Крымской войне, финансовый крах самодержавия послужили созданию революционной ситуации 1859-1861 гг., вынудили феодальную монархию "сверху" провести отмену крепостного права, дать стране ряд буржуазных реформ
2. Высшие государственные учреждения
Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в. законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными еще от XVIII в., ряда новых учреждений.
26 марта 1801 г. упраздняется ставший совершенно безжизненным Совет при высочайшем дворе. Указом 30 марта 1801 г. "для рассуждения о делах государственных" был учрежден Непременный совет из представителей высшей титулованной знати. Этому совету была предложена довольно широкая задача по пересмотру всех государственных законов и составлению проектов новых. Однако утвержденный 3 апреля 1801 г. "Наказ" Непременному совету определил его весьма скромные совещательные права ("не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения"). Значение Непременного совета упало, и на его рассмотрение стали поступать маловажные и запутанные дела. Непременный совет упраздняется с учреждением Государственного совета.
Гораздо большее значение в государственном строе России имел Негласный (неофициальный) комитет, существовавший с 9 мая 1801 г. по 9 ноября 1803 г. Он состоял из так называемых "молодых друзей" Александра I: П. А. Строганова, А. Чарторижского, В. П. Кочубея и Н. Н. Новосильцева. Негласный комитет не имел организации государственного учреждения Члены его собирались в личных комнатах в Зимнем дворце. Неофициально журналы заседаний вел граф П. А. Строганов. На заседаниях Комитета обсуждалось большинство правительственных мероприятий начала XIX в.. в том числе и проекты реформ государственного аппарата (реформы Сената, создание министерств, реформы просвещения и т. д. ). Уже на заседании 25 апреля 1801 г. Александр I заявил, что реформа администрации должна быть предпочтительнее конституции. Укрепление самодержавия и государственного аппарата подорвало значение Негласного комитета. С осени 1803 г. Александр I стал рассматривать важнейшие вопросы государственного управления преимущественно в кругу подчиненных ему высших чиновников-министров в Комитете министров.
Созданный законодательным актом I января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры. Председатель Государственного совета назначался императором. Первым председателем был канцлер граф Н. П. Румянцев. С 1812 по 1865 г. должности председателей Государственного совета и Комитета министров совмещались крупнейшими государственными деятелями (Н. И. Салтыков, П. В. Лопухин, В. П. Кочубей, светлейший князь А. И. Чернышев и др. ).
Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. Департаменты (законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии, а позднее дел царства Польского) были предварительными инстанциями для обсуждения законопроектов в узком кругу специалистов перед
внесением его на обсуждение, в общее собрание. Комиссия составления законов. В занималась кодификацией, а Комиссия прошений наследовала функции существовавшей при Сенате конторы Генерал-рекетмейстера (в 1835 г. комиссия обособилась как самостоятельное учреждение). Делопроизводство велось в Государственной канцелярии, которая возглавлялась государственным секретарем; первым этот пост занимал М. М. Сперанский.
"Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного совета", — гласила статья "Учреждения" Государственного совета Одобренный Государственным советом текст законопроекта передавался на утверждение царя. Начальную формулировку его, "вняв мнению Государственного совета", отдельные дореволюционные историки права (А. Д. Градовский, В И. Сергеевич, М. Ф. Владнмирский-Буданов и др.) истолковывали как ограничение законодательных прерогатив самодержавного монарха.1В действительности Государственный совет не был единственным зако-посовещателгчым чреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров. Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах. Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета. Кроме того, с 30-х годов XIX в. установилась практика еженедельных докладов царю управляющими отдельными ведомствами. Эти "всеподаннейшие" доклады иногда без обсуждения в Государственном совете утверждались царем, становясь законами.
После обсуждения отдельных законопроектов в общем собрании император нередко соглашался с мнением меньшинства. Иногда (особенно при Николае 1) законопроект направлялся в Государственный совет с царской резолюцией о желательности того или иного решения
Государственный совет являлся органом, подвергавшим каждый поступавший в него законопроект шлифовке с целью достижения наиболее полного выражение воли господствующего класса.
В первую поло вину XIX в. складывались более четкие этапы законодательного механизма абсолютно!] монархии: законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии, разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и общем собрании Государственного совета (иногда в Комитете министров, в высших комитетах и пр ): после царской устной или письменной "санкции" законопроект становился законом, который "обнародывался" 1-м департаментом Сената
Одновременно с министерствами 8 сентября 1802 г. был учрежден Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах министров. С учреждением Государственного совета в состав Комитета министров вошли председатель Государственного совета, а также
1 Признав эту формуляровку неудачной. Николай I вычеркнулее при издании "Свода законов" 1843 г. законом"
председатели его департаментов. Кроме того, в 1812 г. Комитет министров включились отдельные лица по назначению императора. Компетенция Комитета окончательно была определена "Учреждением" 20 марта 1812 г. Комитет министров являлся органом, характерным для абсолютной монархии. Это было высшее административное учреждение, совещание неограниченного монарха по вопросам управления государством с наиболее доверенными, назначенными им и ответственными только перед ним высшими чиновниками .На его рассмотрение выносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Поступали в Комитет и запутанные дела, которые министры не желали разрешать своей властью. Комитет нередко, особенно в первой четверти XIX в., рассматривал и законопроекты; в таком случае его журналы утверждались императором и обнародовались Сенатом, минуя Государственный совет. Через Комитет проходили многочисленные дела по надзору за государственным аппаратом (материалы сенаторских ревизий, выговоры местным администраторам и т. п.), а также дела по личному составу правительственных учреждении (назначения, увольнения, наградные, пенсионные и пр. ).
При всем многообразии вопросов, рассматриваемых в Комитете министров, во второй четверти XIX в. особое место занимали вопросы охранения крепостного строя, борьбы с общественно-политическим движением и крестьянскими волнениями. Комитет рассматривал жалобы помещиков и крестьян, выносил решения о посылке для подавления крестьянского движения воинских команд, отдаче "бунтарей" под суд, порках крестьян и т. д.
С установлением министерской формы правления шли поиски новых организационных форм правительства. Вопрос об "объединении" действий министерств, с упразднением Комитета министров и созданием "правительственного кабинета", ставился и в Негласном Комитете и в Комитете 6 декабря 1826 г., но не нашел сочувствия у монархов. Назначая министров из особо доверенных сановников, император принимал их индивидуальные "всеподданнейшие" доклады, сам своей властью направлял и объединял действия своих министров без вмешательства какого либо органа.
В первые годы царствования Александра I проводится ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Указ, данный Сенату 5 июня 1801 г , предписывал восстановить Сенат "на прежнюю степень, ему приличную" Сенатор граф П. В. Завадовский подготовил доклад "О правах и преимуществах" Сената. Доклад обсуждался в Сенате и Негласном комитете и изложенный в форме указа был принят 8 сентября 1802 г. Первый пункт этою указа гласил: "Сенат есть верховное место империи пашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия". Здесь же было сказано, что "власть Сената ограничивается единою властью императорского величества"; всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право представлять замечания на "высочайшие" указы, т. е. право
ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим.
Этими "реформами" Сената, так же как и учреждением Непременного совета, Александр 1 создавал видимость уступки в пользу части высшего дворянства, стремящейся к олигархическому ограничению власти самодержавного монарха. Реальное значение всех этих "преобразований" было ничтожным Указом 21 марта 1803 г Сенат лишался права представления своих замечаний на все издаваемые впредь законы Министерские отчеты вскоре стали поступать не в Сенат, а в Комитет министров Подготовленная М. М. Сперанским реформа по разделению Сената на Правительствующий Сенат и Судебный сенат (1811) не была осуществлена. Даже в подведомственных Сенату делах надзора и суда его действия были весьма ограничены За первую половину XIX в. была проведена 91 сенаторская ревизия, но из-за незаинтересованности правительства и господствующего класса в правильной организации надзора и устранении недостатков в деятельности государственного аппарата они носили формальный характер.
Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции. В состав каждого департамента входило несколько назначенных царем сенаторов. Во главе каждого департамента стоял обер-прокурор; председательствовал в департаменте первоприсутствующий.
Число департаментов. Сената на протяжении первой половины XIX в. возросло с семи до двенадцати. В 1805 г. по одному департаменту были учреждены в Петербурге и Москве, в 1841 г. два номерных департамента — в Варшаве (9-й и 10-й) и, наконец, в 1848 г. контору герольдии преобразовали в особый департамент герольдии. К середине XIX в. Сенат представлял совокупность множества учреждений, расположенных в Петербурге (департаменты: 1-5-й, межевой и герольдии), в Москве (6-8-й) департаменты и Варшаве (9-10-й департаменты).
1-й департамент Сената осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и преимущества разных сословий и проводил так называемое "обнародование" законов. Все прочие номерные департаменты являлись высшими апелляционными судами для определенных губернии (например, 2-й департамент был высшим гражданским судом для Петербургской и десяти прилегающих к ней губерний) 5-й департамент в Петербурге 6-й в Москве и 10-й в Варшаве были уголовными, а все остальные — гражданскими Департаменты в Петербурге. Москве и Варшаве имели несколько общих собраний, разрешавших различные административные и судебные дела.
Личный состав сенаторов свидетельствовал об упадке Сената. В первой половине XIX в Сенат превратился в своеобразную богадельню для престарелых высших чиновников и генералов. Реформы начала XIX в закрепили за Сенатом роль высшего органа суда и надзора Его зависимое положение и млооперативный аппарат олицетворяли эфемерность законности и справедливости в крепостнической России.
В условиях общего кризиса феодально-крепостнического строя Сенат не способен был оперативно осуществлять элементарную законность. В области надзора за государственным аппаратом Сенат нередко оттеснялся Комитетом министров, а затем и Собственной его императорского величества канцелярией. Однако в некоторых категориях судебных дел Сенат был далеко не последней инстанцией. Если в его департаментах и в общих собраниях возникали разногласия, то дело переносилось в Государственный совет. Дела по "совращению из православной веры" вел Комитет министров. Для рассмотрения крупных политических процессов создавались высшие чрезвычайные органы: Верховная следственная комиссия и Верховный уголовный суд по делу декабристов в 1826 г., Верховная военно-следственная комиссия по делу петрашевцев в 1849 г.
Святейший Синод оставался высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам русской православной церкви. В истории Синода заметна тенденция к падению значения коллегии Синода в разрешении наиболее важных дел (особенно в церковном управлении) и к возрастанию роли обер-прокурора, в канцелярии которого сосредоточиваются наиболее важные вопросы. Обер-прокурор превращается в своеобразного министра по духовным делам.
Усиление борьбы идеологии крепостничества с зарождавшейся буржуазной идеологией выразилось в создании 24 октября 1817 г Министерства духовных дел и народного просвещения. Это министерство ставило своей задачей подчинить просвещение церкви, "дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения". Оно объединило под главенством бывшего обер-прокурора и президента Библейского общества кн. А. П. Голицына три ранее самостоятельных ведомства: Синод, Главное управление духовных дел разных исповеданий и Министерство народного просвещения. Аппарат Синода подчинялся министру через департамент духовных дел. Этот опыт клерикализации просвещения был неудачным, повлек за собой падение значения просвещения, вызвал внутриведомственную рознь чиновников просвещения и духовных лиц. В мае 1824 г. министерство было расформировано с выделением в самостоятельные ведомства его составных частей.
В 30-40-е годы процесс бюрократизации Синода усилился: появились канцелярия обер-прокурора, управления — хозяйственное и духовно-учебное. С 1835 г. обер-прокурор заседал в Комитете министров. В эти годы Синод усилил свои карательные функции: борьбу с "иноверцами" и раскольниками, а также духовную цензуру.
Возникшая еще в конце XVIII в. С о б с т в е н н а я его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения лишь с 1812 г., когда в ее ведение попала переписка с главнокомандующими, размещение военнопленных, комплектование и квартирование армии, сбор сведений о пострадавших во время войны дворянских имениях и т. п. С 1812 по 1825 г. канцелярия находилась в ведении Аракчеева, через которого к царю поступали доклады и рапорты министров, губернаторов, послов и других чиновников. В условиях кризиса
феодально-крепостнического строя и возрастания бюрократического централизма эта канцелярия превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики 31 января 1826 г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. — третье. 26 октября 1828 г - четвертое, 29 апреля 1836 г.- пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение.
Каждое из этих "отделений" составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.
Первое отделение заведовало разнообразными делами, наследованными от канцелярии предшествующего периода. Отчетность министров императору, изготовление "высочайших" указов и т. п ). Отделение стремилось повысить оперативность действий ведомств и местной администрации, особенно в деле исполнения "высочайших повелении" и следить за исправным взыскиванием недоимок. С 30-х годов в этом отделении сосредоточиваются дела по надзору за службой гражданских чиновников Определением на службу, чинопроизводством и увольнением чиновников заведовал существовавший при отделении в 1846-1858 гг. Инспекторский департамент гражданского ведомства — управление кадрами бюрократии России
Создание и деятельность Второго отделения канцелярии было связано с кодификацией законов — составлением различных сборников законов России. Кодификация рассматривалась самодержавием как выражение провозглашенного им принципа "законности", как средство укрепления феодально-крепостнического строя и его государственного аппарата. К введению законности в управлении царизм толкали также возраставшие в стране капиталистические отношения. Первым начальником Второго отделения считался профессор Петербургского университета М. А. Балугьянскний, но фактически главой отделения был М. М. Сперанский, возвращенный мл ссылки в 1821 г Под его руководством к 1830 г была выполнена большая работа по сбору в архивах и государственных учреждениях всех законодательных актов и расположению их в хронологическом порядке Почти 31 тыс. актов за время с 1649 г ("Соборное уложение царя Алексея Михайловича") и до 3 декабря 1825 г вошла в первое "Полное собрание законов". состоящее из 45 томов (40 томов законов и пять томов указателей). Одновременно было издано несколько томов второго "Полного собрания законов" (тома этого издания в дальнейшем печатались погодно и завершились к 1883 г. изданием последнего, 55-го тома, доводящего законодательные даты до 28 феврали 1881 г.).
Для практических нужд чиновников был подготовлен 15-томный "Своз законов Российской империи" (1832), который отличался от "Полного собрания законов" тем что включал лишь действующие в данное время законы, имевшие тематическое расположение В первый том "Свода' были включены "Основные государственные "законы Российской империи". а также законы о высших и центральных учреждениях, во второй — о местных,
в третий- о службе чиновников, в девятый — о сословиях, в четырнадца тый - о полиции, цензуре, ссылке и т. п. Последующие издания 'Свода законов" были предприняты в 1842 и 1857 гг. (между изданиями выходили ежегодные продолжения "Свода").
Вторым отделением издавался также Свод военных постановлении 1838 г и ряд местных "Сводов" (для Финляндии, западных губерний. Прибалтики и т. п. ).
Специальная комиссия Второго отделения завершила работу по составлению "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных", утвержденного царем 15 августа 1845 г.
Особое место в государственном аппарате России занимало Треть:' отделение — орган политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А. X. Бенкендорфа ("Проект об устройстве вышей полиции"). Это отделение заменило существовавшую в России и первой четверти XIX в. децентрализованную систему политического сыска из нескольких самостоятельных учреждении: Комитета 13 января 1807 г. "для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия" (1807 — 1829), Особенной канцелярии Министерства полиции (с 1810 г. ; в 1819 -1826 гг. Министерства внутренних дел), органов политического сыска при штабе
корпуса, командующем южных военных поселений, главнокомандующем Петербурга).
Третье отделение имело весьма широкую компетенцию Обязанности, возложенные на него, были распределены по пяти экспедициям. Первая считалась наиболее важно!] (секретной);, она ведала организацией политического сыска и следствия, в ней велось наблюдение за деятельностью отдельных революционеров и революционных организаций, общественных деятелен, деятелей культуры и литературы. Эта экспедиция осуществляла следствие по политическим делам, ссылку и заключение. В ее обязанность входило составление ежегодных отчетов для царя. Вторая экспедиция занималась делами, связанными с расколом и сектантством, а также должностными и уголовными преступлениями; здесь принимались различные прошения и жалобы. В ведении этой экспедиции находились и некоторые общегосударственные политические тюрьмы (Алексеевский равелин Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Суздальский Спасо-Ев-фимьевскин монастырь и Шварцгольмский дом). Третья экспедиция наблюдала за проживавшими в России иностранцами, осуществляя, таким образом, некоторые функции контрразведки. Четвертая экспедиция рассматривала крестьянские дела, в том числе борьбу с крестьянским движением. Сюда поступали сведения о жестокости помещиков, жалобы крестьян на притеснения. Здесь же собирались сведения о всех происшествиях в государстве (пожары, бандитизм и т. п.). В 1828 г. в Третьем отделении создается должность цензора с помощником, на которых возлагалась театральная цензура. В 1842 г. учреждается пятая (цензурная) экспедиция, заведовавшая общим наблюдением за периодическими изданиями
Исполнительным органом Третьего отделения были органы и воинские
соединения корпуса жандармов (1827)', преобразованного 1 июля 1836 г. "Учреждением" в отдельным корпус жандармов2. Главный начальник Третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов Правительство назначало на этот пост наиболее преданных ему деятелей. Первым его занимал генерал А. X. Бенкендорф: в 1844 г. его сменил граф А. Ф. Орлов; в 1856-1866 гг. пост главного начальника отделения занимал князь В. А. Долгоруков. Ближайшим помощником главного начальника был управляющий Третьим отделением, который являлся одновременно начальником штаба корпуса жандармов Долгие г