Противоречия «Серебряного века»

Отечественная культура начала XX в. развивалась в условиях острого социального и духовного кризиса, сопутствовавшего революционным событиям 1905 и 1917 гг. Это переломное время характеризуется активным поиском новых форм и путей научной, образовательной и творческой деятельности. В трудах видных современников (С. Маковского, Н. Бердяева и др.) этот период был назван русским «Серебряным веком».

Реформы второй половины XIX в., а также рост промышленности и аграрная реформа начала века дали толчок научным открытиям и исследованиям, и во многом предопределили изменения в сфере образования — страна нуждалась в профессионально подготовленных, квалифицированных специалистах, высококультурных людях. Общий уровень грамотности населения значительно вырос, хотя он и определялся начальной школой. Произошли заметные изменения в высшем образовании: повысилось его качество, появились первые высшие женские курсы. Возросший интерес общества к науке стимулировал ее развитие. Вторая половина XIX в. отмечена серьезными достижениями российских ученых во всех областях научного знания. Расширилось книгоиздание, возросло количество периодических изданий.

В области литературы и искусства на рубеже двух веков столкнулись две тенденции. Одна шла от традиций XIX века, когда художественные произведения воспринимались обществом как форма общественной борьбы. Другая была связана с радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, которые оказали влияние не только на возникновение новых социальных групп и слоев населения, но и на формирование их мировоззрения, уклад жизни, быт и взаимоотношения между людьми. События революции 1905—1907 гг. способствовали вовлечению многих деятелей культуры в общественно-политическую жизнь, более четкому выражению ими своих мировоззренческих позиций и становлению различных творческих объединений. Этот период «Серебряного века» стал временем многих творческих открытий, формирования разнообразных художественных течений (символизм, футуризм, акмеизм, модернизм, авангардизм, неоантичность). Эпоха «Серебряного века» создала почву для творчества десяткам выдающихся поэтов, писателей, философов, деятелей науки и искусства.

Рубеж XIX—XX вв. явился временем идейного и организационного становления интеллигенции — специфически российского явления. Интеллигенция сформировалась как новый и уникальный по составу общественный слой. Он сплотил представителей различных профессий, образованных выходцев из разных сословий и классов. Основой для их объединения стала идея общей борьбы против исторических устоев российской государственности, против традиционного уклада жизни русского народа, за проведение радикальных преобразований по западному образцу. К началу XX в. интеллигенция завоевала ведущие позиции в российском обществе. Однако ее политическое мировоззрение было настолько разнообразно — от либерализма до радикальной революционности, — что еще в большей степени оказывало негативное влияние на состояние всего общества. С одной стороны, общественная мысль развивалась в различных направлениях, а с другой — общество дробилось по многочисленным политическим пристрастиям, что делало его нестабильным.

Умонастроения начала XX в. резко контрастировали с мироощущением, господствовавшим в предшествующие десятилетия. На смену размеренности и стабильности, воплощением которой являлось царствование Александра III, приходит неуверенность, и, по словам Л. Толстого, ожидание «великого переворота». М. Горький пророчил наступление «века духовного обновления». А. Суворин выражал опасение, что наступившее «переходное время», отличительными чертами которого он считал полное бессилие и старой власти, и «общества», может породить лишь «кавардак невероятный». С. Дягилев в 1905 г. говорил о становлении «новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет». Общественным сознанием на рубеже веков овладевали философско-материалистическая теория К. Маркса, антицерковное учение Л. Толстого, суждения Ф. Ницше о «сверхчеловеке». Однако в основном российское общество по своему духовному состоянию оставалось достаточно консервативным. Большинство населения страны оставалось верным патриархальному укладу и исповедовало «царистские» настроения. Либеральная интеллигенция, приобретая реальный общественный вес, завоевав почти полное господство в органах печати, присваивала себе роль выразителя интересов всего народа перед лицом «уходящей» царской власти. Часть творческой интеллигенции (А. Блок, С. Дягилев) ясно сознавала отсутствие взаимопонимания между интеллигенцией и народом, предвидя, что подъем народной стихии станет пагубным для оппозиционно настроенного «просвещенного общества», выросшего в недрах старого режима и при его попустительстве. Но при этом А. Блок позитивно оценивал даже заведомо разрушительные стремления широких масс, а

М. Горький уповал на то, что интеллигенции удастся возглавить народное недовольство.' Шел процесс стремительной радикализации политически» взглядов ряда крупных деятелей науки и культуры, которые) прежде имели весьма «умеренную» репутацию. Особое место в этом процессе занимали идеи «обновления» православного вероучения, которые широко обсуждались на Религиозно-философских собраниях, проводившихся с 1901 г. Одним из идеологов «нового религиозного сознания» (богоискательства), «нового христианства» был Д. Мережковский. В своих взглядах он опирался на учение В. Соловьева о синтезе религий и торжестве всемирной теократии. Интерес к «богостроительству» проявили деятели социал-демократии А. Луначарский и В. Базаров, писатель М. Горький. Проповедь «нового христианства», синтеза религий, всемирной теократии и иных «духовных» новшеств подрывала основы многовекового православного мировосприятия. Стараниями «образованной» среды, по словам Е. Кузьминой-Караваевой, «глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции».

Народное образование

«Великие реформы» царствования Александра П и последующие социальные преобразования прежде всего отразились на системе образования. Хотя она по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы и народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую (институты и университеты), однако уравнение в правах всех сословий, в том числе и в области получения образования, привело к общей демократизации системы народного просвещения в России. Среди студентов увеличилась доля выходцев из крестьян и мещан. Под покровительством обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева продолжала увеличиваться сеть церковно-приходских школ, созданная еще в 90-е гг. XIX в. Победоносцев полагал, что народная школа должна обучать крестьян не только грамматике и арифметике, но и нести в народ «свет христианской морали и нравственности». К 1905 г. количество церковно-приходских школ достигло почти 43,5 тысяч, а количество учеников в них — около 1,7 млн. В стране ежегодно открывалось около 2 тыс. новых начальных школ. Начальное обучение было бесплатным. На развитие начального обучения из государственного бюджета ассигновалось 500 млн руб. ежегодно (данные 1913 г.). К 1914 г. в начальных учебных заведениях России обучалось около половины детей. Среди населения старше 8 лет грамотность составляла около 40%. Статистические данные начала XX в. свидетельствуют о росте темпов распространения грамотности среди социальных низов. К 1918 г. в России насчитывалось 64% грамотных рабочих и около 30% грамотных крестьян.

По проекту правительства П. Столыпина в 1908 г. III Думой был принят закон «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», подготовлен законопроект об улучшении материального обеспечения народных учителей. Однако политическая борьба, в которую были погружены политические партии и думские фракции, помешала им решить эти вопросы.

Учителей начальных школ готовили учительские семинарии, число которых к 1917 г. составило более 170 (из них 145 мужских). Учительские институты вели подготовку учителей для городских и уездных училищ, а университеты обеспечивали новыми учителями гимназии.

Высшими учебными заведениями, стоявшими во главе классической системы образования и призванными давать учащимся весь комплекс фундаментальных научных знаний, оставались университеты. Значительно возросла численность студентов. В середине 1890-х гг. в университетах обучалось 14 тыс. студентов, в 1907 г. — 35,3 тыс.

Потребность развивающейся российской промышленности в квалифицированных кадрах стимулировала развитие высшего технического образования: число студентов инженерных специальностей постоянно росло, были созданы новые политехнические Саратовский университет и Томский институт. Плата за обучение в высших учебных заведениях России составляла от 50 до 150 рублей в год. Многие малоимущие студенты вообще освобождались от платы за обучение.

«Демократизация» общества привела к появлению нового типа высших учебных заведений — частных институтов, куда могли поступать представители всех слоев общества вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания и политических взглядов — Университет А. Шанявского, Психоневрологический институт В. Бехтерева. В 1896 г. русским педагогом, анатомом и врачом П. Лесгафтом были основаны Временные курсы по подготовке руководительниц физических упражнений и игр (с 1930 г. — Институт физической культуры им. П. Лесгафта).

В частных институтах преподавали крупные ученые — И. Павлов, В. Семевский, Е. Тарле и др. Развивалось педагогическое образование, открывались новые педагогические учебные заведения. Важное место занимали здесь женские курсы, выпускницы которых преподавали в училищах и гимназиях. В 1900 г. были вновь открыты Московские высшие женские курсы профессора В. Герье, деятельность которых была приостановлена в 1888 г.; в 1903 г. был открыт Женский педагогический институт в Петербурге, в 1908 г. — Высшие женские сельскохозяйственные курсы под руководством Д. Прянишникова. Открылись высшие женские курсы в Саратове, Одессе, Ростове, Харькове и др. городах. Они содержались на средства частных лиц и общественных организаций. Всего в начале XX в. действовало около 30 высших женских учебных заведений. В начале XX в. Россия заняла ведущее место в Европе по количеству женщин, обучающихся в высших учебных заведениях. В 1911 г. в России был принят закон о высшем женском образовании, который уравнивал в профессиональных правах женщин и мужчин, получивших дипломы о высшем образовании. Первый Всероссийский съезд по женскому образованию (1912 г.) потребовал от правительства перейти к совместному обучению в высших учебных заведениях.

Росли образовательные запросы рабочих. Многие предприниматели, понимая это, открывали на своих фабриках и заводах рабочие курсы и воскресные школы. Государство выделяло средства на создание просветительских рабочих обществ, народных домов и народных университетов с хорошими библиотеками, где с лекциями выступали ведущие российские профессора.

Самые известные рабочие курсы — Пречистенские были созданы в Москве в 1897 г. на средства владелицы Тверской мануфактуры В. Морозовой. Они состояли из трех отделений, программы которых соответствовали начальной, средней и высшей школе. Среди преподавателей были авторитетные ученые — И. Сеченов, В. Пичета и др. Первые народные университеты были открыты в 1906 г. в Нижнем Новгороде, Твери, Воронеже, Уфе. Народный университет в Москве был открыт в 1908 г. на средства, завещанные либеральным деятелем народного образования А. Шанявским (1837—1905). В университет мог быть зачислен каждый, кому исполнилось 16 лет, независимо от социального положения, вероисповедания, пола. Университет состоял из двух отделений — научно-популярного (в объеме гимназии) и академического, выпускники которого получали диплом о высшем образовании. Одним из учащихся университета им. Шанявского был Сергей Есенин (в 1913—1914 гг.).

По инициативе С. Витте была расширена сеть технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих для железнодорожного строительства, военной и металлургической промышленности.

Печать и книгоиздание

В начале XX в. по количеству издаваемых книг Россия вышла на третье место в мире после Германии и Японии. До 2/3 всей печатной продукции выпускалось в Петербурге и Москве, которые являлись главными центрами печатного и книжного дела. Крупнейшими книгоиздателями оставались А. Суворин, который издавал в Петербурге «Дешевую библиотеку», и И. Сытин, издававший «Библиотеку для самообразования» в Москве. Суворин также выпускал одну из крупных газет «Новое время», тираж которой достигал 60—100 тыс. экземпляров. Он также открыл сеть книжных магазинов в Петербурге, Москве и в других городах. В серии «Дешевая библиотека», которая выпускалась им с 1880 г., издавались сочинения русских классиков — писателей XVIII—XIX вв., произведения древнерусской литературы.

Выходец из костромских крестьян Сытин начинал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве, затем основал собственную литографию, где печатались популярные лубочные картинки. В начале XX в. он превратился в крупнейшего монополиста в книгоиздательском деле. Сытин был другом крупных отечественных литераторов — Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького и др., которые побудили его начать издание просветительской литературы для народа. Так появилась серия «Библиотека для самообразования», в которой выходили книги по истории, философии, экономике, географии.

Сытин совместно с Министерством просвещения начал первым из издателей подготовку и выпуск учебников для системы народного образования России. Миллионы букварей, учебников и детских книг, выпускавшихся издательством И. Сытина, распространялись по всей России.

Проблемами народного просвещения активно занимались и другие книгоиздатели, которые публиковали произведения русской и зарубежной классики, выпуская книги по доступным ценам. Издательское товарищество «Знание» во главе с М. Горьким выпускало в свет сборники произведений писателей-реалистов И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова и др.

С 1890 по 1907 г. в Петербурге была издана универсальная русская энциклопедия Брокгауза и Эфрона.

Бурно развивалась периодическая печать, отражавшая пеструю палитру общественно-политических взглядов и позиций. Возникавшие партии и политические группы непременно открывали свою газету или журнал (легально или нелегально), через которые вели пропаганду своих взглядов. После Манифеста 17 октября 1905 г. периодическая печать была освобождена от предварительной цензуры, что привело к увеличению численности и тиражности газет и журналов. К1914 г. в стране выходило более 1 тыс. различных газет и более 1,2 тыс. журналов, что втягивало в политическую и культурную жизнь страны широкие социальные слои и активно влияло на их политические настроения.

В начале XX в. значительно выросли тиражи и количество научных журналов (более 500 наименований). Распространению и популяризации научных знаний способствовали авторитетные научно-популярные издания: журналы «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Научное обозрение» и др., а также публичные лекции видных русских ученых. Однако по мере обострения социального кризиса журналы, газеты, еженедельники, принадлежавшие легальным научным и творческим обществам, а также частным лицам и формально ограничивавшие свою деятельность освещением узкоспециальных вопросов (наука, литература, сельское хозяйство, народное просвещение, благотворительность и т. п.), на деле все более активно включались в политическую борьбу. Почти все они примыкали к либеральному лагерю и поддерживали требования «конституционных» преобразований, попадая в руки лидеров либерального движения. Большой интерес «общества» в первые годы XX в. привлекали к себе издававшиеся за границей нелегальные политические издания: либеральный журнал «Освобождение», социал-демократическая газета «Искра» и др.

Главная роль в распространении книг и журналов в столицах и особенно в провинции принадлежала библиотекам. Библиотеки содержались в основном на общественные и частные средства. Устройству и содержанию библиотек покровительствовали земские учреждения. В 1904 г. из 10 тыс. общественных и народных библиотек 4,5 тыс. — в основном сельские — были открыты земствами. К 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. библиотек, почти 4/5 из которых состояли при гимназиях, городских училищах и сельских школах. На общественные средства и пожертвования предпринимателей открывались общедоступные народные библиотеки, кабинеты для чтения. В начале XX в. центральным, самым крупным книжным и архивным хранилищем России являлась Императорская публичная библиотека в Петербурге, основанная в 1795 г. (ныне — Российская национальная библиотека). В ее фондах разместилось наиболее полное собрание русских книг и периодических изданий XIX — начала XX вв.

§ 2

Научная мысль

Развитие естественных наук

В начале XX в. российская наука выдвинулась на передовые рубежи в мире, открытия российских ученых повлекли за собой возникновение в стране принципиально новых отраслей промышленности. Фундаментальные идеи профессора Московского Высшего технического училища (ныне — им. Н. Баумана) Н. Жуковского и калужского учителя физики и математики К. Циолковского в области гидро- и аэродинамики и теоретических основ воздухоплавания заложили базу для российского самолето- и ракетостроения.

§ 2, Научная мысль I 155

В1903 г. К. Циолковский опубликовал в журнале «Научное обозрение» статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», изложив свою теорию движения ракет и положив таким образом начало развитию космонавтики в России. В последующих работах ученый теоретически обосновал возможность космических полетов, которые способны совершать «реактивные приборы» (ракеты).

В 1910 г. завод «Дукс» в Москве начал выпускать первые отечественные летательные аппараты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Русский летчик-испытатель П. Нестеров впервые выполнил в 1913 г. знаменитую фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю», а С. Уточкин совершил десятки полетов в разные города России и за рубеж для пропаганды авиационного дела. В 1911 г. Г. Котельниковым был изобретен первый ранцевый парашют.

На основе научных разработок Н. Зелинского в 1915 г. был создан угольный противогаз. В 1896 г. в петербургских каретных мастерских П. Фрезе был собран первый российский автомобиль, с 1909 г. началось его серийное производство на заводе «Руссо-Балт» в Риге.

В начале XX в. основными научными центрами России оставались Академия наук со своей сетью научных институтов, университеты с состоявшими при них многочисленными научными обществами и всероссийские съезды ученых.

Непосредственное влияние на развитие естественнонаучных знаний в России оказали крупные открытия в мировой науке, сделанные на рубеже XIX—XX вв.: обнаружение рентгеновских лучей и радиоактивности, делимости атома, а также появление генетики и др. новых наук. Великий русский ученый П. Лебедев, создатель русской научной школы физиков, экспериментально доказал существование давления света и возможность измерения его величины. Его труды имели определяющее значение в разработке квантовой теории и астрофизики. Русский физик Б. Голицын стал основоположником новой науки — сейсмологии.

Работы великого русского ученого-физиолога И. Павлова — создателя теории об условных рефлексах и о высшей нервной деятельности человека и животных также получили мировое признание. Его вклад в мировую науку в 1904 г. был отмечен Нобелевской премией. Он стал первым русским ученым, удостоенным этой премии за исследования в области пищеварения. Через четыре года лауреатом этой премии стал И. Мечников за исследования в области микробиологии и иммунологии. Всемирную известность получило имя русского ученого В. Вернадского — основоположника биохимии, геохимии и радиогеологии. Опираясь на глубокие научно-философские обобщения, Вернадский тщательно изучал проблемы и перспективы биологического и нравственного бытия человека. Венцом этой работы стало учение Вернадского о биосфере (области жизни) и ноосфере (области разума), созданное в 20—30-е гг. XX в.

В начале века продолжались географические и геологические исследования. В 1912 г. была предпринята экспедиция Г. Седова к Северному полюсу; огромный вклад в геологические исследования Забайкалья, Алтая, Центральной и Средней Азии внес В. Обручев; за научные открытия в ходе Полярной экспедиции 1900—1902 гг. А. Колчак был избран действительным членом Русского географического общества и его именем назван один из островов в Карском море. На ледоколе «Вайгач» в Северном Ледовитом океане работала русская гидрографическая экспедиция, открывшая в 1913 г. Северную Землю, а в 1914 г. — впервые совершен переход по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

Естественнонаучные открытия оказывали мощное воздействие на общественное сознание, способствовали расширению философских исканий. Демократические процессы в обществе сделали доступными для всех слоев населения научные достижения, а русские ученые своей просветительской работой в многочисленных научных обществах: Географическом, Историческом, Русском техническом и т.д. активно содействовали этому.

Гуманитарные науки

«Серебряный век» русской культуры связан с именами выдающихся мыслителей: В. Соловьева, Н. Бердяева, С. и Е. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, П. Флоренского и др. Это время расцвета русской религиозной философии. В русской религиозной философии формулировалась основная идея противоборства человека, как свободной творческой силы, с промышленной и технической цивилизацией, разрушающей человечность. Такие духовные качества человека, как добро, любовь и творчество должны изменить мир, сделать его гармоничным, спасти от разрушающей силы человеческого эгоизма и зла. В трудах религиозных философов социально-экономические проблемы подчинялись религиозно-духовным, говорилось о «новом религиозном сознании» и выстраивании всемирной теократии («вселенской церкви») как социального идеала. Идеи религиозной философии отражали, с одной стороны — кризис официальных церковных институтов, с другой — попытку дать рациональное научно-философское обоснование христианскому учению. Религиозная философия оказала значительное влияние на художественную культуру «Серебряного века».

На исследования в социологии, истории и философии оказывали влияние мировые достижения в естествознании и европейские философские школы идеализма и марксизма.

В русской исторической науке господствующие позиции занимало направление, связанное с В. Ключевским и его научной школой. Появились крупные исследования историков В. Семевского, Н. Павлова-Сильванского, С. Платонова и др. Большое внимание уделялось изучению социально-экономической истории России. Влияние марксизма на историческую науку проявилось в пятитомной работе М. Покровского «Русская история с древнейших времен» (1910—1915 гг.), однако большинство сюжетов отечественной истории было изложено ученым с нигилистических позиций. Покровский отвергал национальные особенности исторического процесса и патриотические начала в изучении истории. Велики были и достижения социально-экономической мысли, нашедшие воплощение в трудах П. Струве, М. Ковалевского, М. Туган-Барановского и др.

Труды представителей русской Исторической школы — В. Ключевского по истории российского государства, П. Милюкова по истории русской культуры, Н. Кареева по новой истории, С. Ольденбурга по истории Востока и др. — получили мировое признание.

§ 3

Художественная культура

«Переоценка ценностей»

Для отечественной культуры начала XX в. были характерны как реализм, так и поиск совершенно новых, нетрадиционных форм в литературе и искусстве. Вместе с этим, усилился интерес творческой интеллигенции к народному искусству, народным промыслам, фольклору, традициям народного быта и мировоззрению. Развитие художественной культуры «Серебряного века» сопровождалось глубоким духовным кризисом того времени, который был связан с отрицанием реализма и снижением интереса к проблеме социальности в искусстве. По словам М. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей».

Одним из явлений в культуре стало декадентство — господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни, которое чаще всего было присуще модернистским течениям. Понятие модернизм включало в себя новые явления литературы и искусства, возникшие в начале нового века и шедшие вразрез с реалистическими традициями предшествующих десятилетий. Последователи «модернизма» искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили в своем творчестве от объективной реальности русской жизни и демонстративно отказывались от ее правдивого отображения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Появились новые художественные объединения, которые включали в себя представителей разных искусств, занятых поисками новых форм творческой деятельности. Такими объединениями стали «Мир искусства», журналы «Весы» (редактор В. Брюсов) и «Золотое руно» (издатель Н. Рябушинский), спектакли Художественного театра. В столицах было создано более 40 художественных объединений, в провинции — около 30.

Крупнейшим из них был кружок «Мир искусства», возникший в конце 1890-х гг. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М. Тенишевой, а затем — художника В. Серова. В рядах мироискусников были: художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, публицист Д. Философов, театральный и художественный деятель С. Дягилев и др. Участники кружка стояли на позициях модернизма, были приверженцами западнического пути развития России, прославляли культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры и культ Петербурга — средоточия этой культуры. Критикуя передвижников за приверженность русской национальной самобытности и реалистическим принципам, они считали себя продолжателями русского искусства XVIII в., наиболее широко заимствовавшего европейские сюжеты и творческие приемы.

Литература

На начало XX в. приходятся последние годы жизни и творчества Л. Толстого. В его последнем романе «Воскресение», опубликованном в 1899 г., содержалось осуждение общественной несправедливости и выражалось сочувствие антиправительственным силам. Крупным общественным скандалом обернулся разрыв писателя с Русской Православной Церковью (1901 г.) и превращение «толстовства» в новую религиозную секту, враждебную православию. Широкое общественное признание получило творчество А. Чехова, написавшего в эти годы свои лучшие повести и рассказы («Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста»), драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни и быта русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв.

Писательское творчество М. Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др.) воспевало стремление человека к свободе, любви и готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. В одном из писем к Чехову Горький провозглашал новое направление в литературе — «героический реализм», который не только изображал бы жизнь, но был бы «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать» и, выражая солидарность с революционно настроенной частью общества, снискал себе репутацию пролетарского писателя.

На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей — И. Бунина и А. Куприна, в сочинениях которых нашла отражение преемственность реалистических традиций минувшего столетия.

В противовес реализму в русской литературе начала XX в. появились новые модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Представители символизма — А. Блок, Л. Белый, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус и др. — манили читателей сказочным мифом об идеальном мире, созданном по законам «вечной Красоты» и наполненным загадочными символами. Символисты были увлечены т.н. «чистым», «свободным» искусством, призванным культивировать самое себя и служить лишь для эстетического удовольствия его создателей. Они отдавали предпочтение безграничному индивидуализму, доходящему до изощренного самолюбования; велись поиски сакрального мира. Рассуждения символистов о «стихийном гении» были близки идее Ф. Ницше о «сверхчеловеке». Символизм уводил своих последователей от общественной реальности. Хотя символисты восторженно приняли события 1905 г., упиваясь зрелищем «красных стягов революции» (А. Белый) и звучанием революционных песен, но реальные события ими облекались и форму эстетических образов. Лишь наиболее талантливые представители этого течения смогли после бурных потрясений первой революции подняться над «чистым» эстетством и задуматься о будущих судьбах Отечества. А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обратясь к сюжетам народной жизни и истории. Творчество Блока и А. Белого находилось в то время под сильным влиянием поэзии Н. Некрасова.

Акмеизм (от греч. «акме» — высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности и беспочвенностью. Акмеисты

А. Ахматова (Горенко), О. Мандельштам, Н. Гумилев, С. Городецкий, М. Кузмин, Г. Иванов и др., в отличие от символистов, обращались к реальностям жизни, к «земной проблематике», насыщенной эстетическими, чувственными образами. В1911 г. Гумилев создал литературный кружок — «Цех поэтов», в который вошли его друзья и единомышленники из числа собратьев по перу. Акмеисты подчеркивали профессиональное отношение к поэзии, считая ее ремеслом (отсюда название — «цех»). Самым выдающимся представителем акмеизма в поэзии был Н. Гумилев. Его стихи, посвященные в основном историческим и природно-экзотическим темам, отличаются неповторимой по форме чеканностью и точностью. Идеалом лирического героя для Гумилева была независимая, самодостаточная и властная личность.

В 1910—1912 гг. наряду с акмеизмом в отечественной поэзии появился футуризм. Название данного направления указывало на то, что его деятели считают себя поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов, самым крупным из которых были кубофутуристы: поэты Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И. Северянин (Лотарев). Поэты Б. Пастернак и Н. Асеев начинали свой творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуристы пытались «опрокинуть» традиции и заявляли, что миновали времена Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого — Россия ждет нового слова, стиля, героя, нового мира искусства и культуры. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.) они предлагали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «парохода современности». На съезде футуристов в 1913 г. был создан новый театр «Будетлянин», символом которого станет «черный квадрат» Малевича. Особое место в футуризме занимало творчество молодого В. Маяковского, многие из ранних стихов которого полны возвышенного лиризма, остроумия и искреннего протеста против общественного, ханжества и разложения, а также готовности участвовать в реальном, практическом созидании нового.

В начале XX в. появилось поколение крестьянских поэтов — С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков и др., которые в своем творчестве талантливо и проникновенно воспевали крестьянскую Россию, ее природу, дух и традиции, православную веру народа (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова).

Изобразительное искусство

Ведущей творческой организацией русских художников оставалось товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев страны. В начале XX в. в товарищество входили В. Суриков, В. Васнецов, И. Репин, В. Маковский, В. Поленов, И. Левитан, А. Куинджи и др. Традиции школы передвижников во многом определяли творческие поиски живописцев, имена которых приобрели широкую известность уже в начале нового столетия: М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина, М. Нестерова и др. На рубеже веков возрос интерес художников к теме Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих,

И. Билибин).

Наряду с историко-бытовым жанром А. Рябушкина, историческими полотнами А. Васнецова, В. Верещагина, пейзажами И. Левитана развивался русский импрессионизм, яркими представителями которого были К. Коровин, В. Серов, И. Грабарь, Ф. Малявин и др., естественно и непредвзято запечатлевающие окружающий их постоянно меняющийся мир.

Символизм был представлен творчеством М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова. Стиль «модерн» развивался в творческом объединении «Мир искусств», в который входили крупнейшие художники начала века: А. Бенуа, Е. Лансере, А. Куинджи и др. Художники М. Ларионов, К. Петров-Водкин и др., напротив, сохраняли в своем творчестве традиции русского лубка и иконописи.

После революции 1905—1907 гг. в изобразительном искусстве усилились радикальные модернистские тенденции. К 1910-м гг. появляются авангардные направления в живописи, такие как футуризм А. Лентулова, абстракционизм В. Кандинского, К. Малевича и др. Художники этого направления объединяются в творческий союз «Бубновый валет», пропагандирующий через выставки авангардное искусство. Создатель авангарда К. Малевич определил его как искусство «чистых» форм, беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде публика впервые осматривала концептуальное творение Малевича — «Черный квадрат», который был представлен автором как главное открытие. Творчеством в стиле авангарда занимались художники: В. Кандинский, Р. Фальк, П. Филонов, М. Шагал. Они искали в окружающем мире не конкретные реалии, а схематические формы мирового устройства, воображаемые каждым по-своему.

Архитектура

В архитектуре промышленный прогресс произвел подлинный переворот, а появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) оказало влияние на темпы и облик градостроительства. В архитектуре утвердились, в основном, два стиля — модерн и неорусский. Неорусский стиль начала века в отличие от псевдорусского не копировал детали средневекового зодчества, а использовал традиции и дух древнерусской архитектуры, преломляя их сквозь призму модерна. Представители этих направлений — Ф. Шехтель, А. Щусев, В. Васнецов и др. — строили здания нового времени: вокзалы, биржи, банки, телеграфы, магазины, фабрики, заводы, украсившие российские города.

Наши рекомендации