Просвещение и печать. культурно-просветителъские общества

Значительных успехов достигло в то время высшее и специаль­ное техническое среднее образование. Были основаны новые уни­верситеты -в 1909 г. в Саратове и в 1916 г. в Перми. К 1917 г. в Российской империи насчитывалось уже 11 университетов: Мос­ковский, Петербургский, Казанский, Киевский, Харьковский, Одесский (Новороссийский), Саратовский, Томский, Пермский, Варшавский и Юрьевский (Дерптский); 16 высших технических и 10 сельскохозяйственных институтов, 3 лицея, кроме того, 30 вы­сших женских учебных заведений разного профиля, 47 педагогиче­ских и учительских институтов и более 170 учительских гимназий(не считая военных и духовных высших и средних учебных заведе­ний). Число студентов всех высших и приравненных к ним учебных заведений за 20 лет (1897-1916) выросло с 31,4 тыс. до 135 тыс. человек, а университетов -с 11,3 тыс. до 25,6 тыс. человек. Изме­нился социальный состав студентов. Если в начале XIX в. дети потомственных и личных дворян составляли в университетах 52 %, то к 1917 г.-34 %; в то же время вдвое увеличился удельный вес детей податных сословий. Дети дворян решительно преобладали в военных учебных заведениях, а духовенства - в духовных.

С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли «на­родные университеты». Наибольшую известность получил создан­ный на средства крупного золотопромышленника, общественного деятеля и мецената А. Л. Шанявского народный университет в

Москве. В 1905 г. Шанявский обратился в Московскую городскую думу с предложением принять в дар принадлежащий ему на Арбате дом с земельным участком для устройства и содержания на доходы с него народного университета. Дума с благодарностью приняла дар, и в 1908 г. университет был открыт, а в 1912 г. сооружено и специальное для него здание на Миусской площади. В университете Шанявского на общественных началах преподавали лучшие про­фессора Московского университета и других московских вузов. В университет принимались лица всех званий и состояний, незави­симо от пола, возраста, национальной принадлежности. Обучение в нем было бесплатным. Университет состоял из двух отделений: первое (подготовительное) давало знания в объеме средней школы. На втором отделении было три факультета - общественно-юриди­ческий, историко-философский и естественно-исторический с ши­роким числом естественных наук. Преподавание на них велось по университетской программе.

В 90-х годах XIX в. была остро поставлена проблема всеобщего образования. В 1905-1907 гг. состоялось три учительских съезда. На них особо подчеркивалась основная задача народного учителя: «распространение знаний в народе рассматривать как первую об­щественную обязанность». При этом выдвигалось требование пре­доставления широкой школьной автономии. «Широкая просветительская деятельность и правильно организованная и всем доступная школа,- говорилось на учительских съездах,- возмож­на только в свободном, строго демократическом государстве».

С конца 90-х годов XIX в. до 1913 г. численность учащихся в начальных и средних школах России возросла с 3,5 млн. до 9,2 млн. человек. Однако подавляющая часть населения страны оставалась еще неграмотной: уровень грамотности за указанное время возрос лишь с 21 % до 31 %. В 1906 г. в Государственную думу был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Рос­сийской империи», однако под давлением правого большинства думы проект не получил силы закона.

Начало ХХ в. было отмечено интенсивным ростом в России периодических изданий и книжного дела. Печать занимала чрезвы­чайно важное место в общественно-политической жизни страны. Число газет с 1900 по 1913 г. увеличилось со 125 до 1130 названий.

Газета нашла читателя среди рабочих и крестьян. Периодические издания выходили на 75 языках народов России. Этому способст­вовал и закон 3 ноября 1905 г., отменивший предварительную цензуру для периодических изданий. А в период революции 1905­

1907 гг. существовала полная свобода печати. В те годы издавалось до 400 сатирических и юмористических газет и журналов со статьями и едкими карикатурами, высмеивавшими представителей власти. Пресса формировала общественное мнение.

Весьма популярны были «толстые» журналы - «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Мир Божий» и изда­вавшиеся массовыми тиражами иллюстрированные журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация». В 1906-1912гг. были основаны исторические журналы «Былое», «Минувшие годы», «Годы минув­шего», публиковавшие архивные материалы, мемуары, исследова­ния по истории освободительного движения и общественной мыслив России XIХ- начала ХХ в. Большую известность :имели журнальную искусству - «Весы», «Апполон», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Мир искусства».

С конца XIX до 1917 г. число типографий увеличилось с 1 тыс. до 2,7 тыс., а названий издаваемых книг с 10 тыс. до 27 тыс. Перед Первой мировой войной ежегодно выходило в свет в общей слож­ности до 107 млн. экземпляров разных книг и брошюр. Книгоиз­дательство превратилось в крупное торгово-промышленное предпринимательство, причем особенно прибыльное, и крупные финансисты щедро инвестировали его. Крупными центрами про­изводства полиграфической продукции были «обе столицы»­ Москва и Петербург, в которых находились крупнейшие издатель­ства -И. Д. Сытина, М. О. Вольфа, А Ф. Маркса, А С. Суворина, братьев М. В. и С. В. Сабашниковых.

Быстро развивалось библиотечное дело. В 1904 г. в стране насчитывалось до 15 тыс. различных типов общественных библио­тек, а к 1914 г. их число возросло до 76 тыс.

Характерным явлением времени был быстрый рост культурно­ просветительских и образовательных обществ не только в Петер­бурге и Москве, но и в губернских городах. Если в 1898 г. было 135 таких обществ, то через 20 лет их количество возросло в 8 раз.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Конец XIX - начало ХХ в. обычно называют «серебряным ве­ком» литературы и искусства в России. Он характерен многообра­зием идейных направлений, эстетических исканий и средств художественной выразительности.

В литературе ведущую роль продолжали играть такие выдающи­еся русские писатели, как Л. Н. Толстой, А П. Чехов, В. Г. Коро­ленко, д. Н. Мамин-Сибиряк, В. В. Вересаев (Смидович), Н. Гарин (Н. Г. Михайловский), придерживавшиеся традиций «критического реализма» XIX в. эти традиции развивали писатели нового поко­ления: А М. Горький, А Серафимович (А С. Попов), Скиталец (С. Г. Петров), И. А Бунин, А И. Куприн.

На рубеже XIX-XX вв. А Чехов написал повести и рассказы («Палата № 6», «Мужики», «В овраге», «Смерть чиновника»), В которых достиг большой силы социального и художественного обобщения. В 1890 г. писатель совершил поездку на остров Сахалин, где изучал жизнь и быт каторжан и поселенцев, а также коренных жителей. На основе своих наблюдений он написал книгу «остров Сахалин». В 1895-1903 гг. появились крупные драматические произведения А П. Чехова - «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»,

«Вишневый сад», В которых писатель выразил свое понимание свободы личности, раскрепощения мысли и чувства человека, его гармонического воспитания. Пьесы были поставлены К. С. Станиславским в Московском художественном театре и оказали большое влияние на развитие русского драматического искусства.

В 1899 г. вышли два сборника «Очерков и рассказов» М. Горького,

и стало очевидно, что в русской литературе появился яркий само­бытный писатель. К началу 90-х годов М. Горький стал широко известен и популярен. В 1902-1905 гг. им были написаны романы «Городок Окуров», «Фома Гордеев» и «Трое», изображавшие ме­щанский и буржуазный быт русского провинциального города. В1906 г. был опубликован роман «Мать», В котором представлен образ рабочего-революционера. Исключительный успех писателю при­несли пьесы 1902-1906 !Т. - «Мещане», «На дне», «Дачники», «Враги», «Варвары», которые тогда же были поставлены в Москов­ском художественном театре.

В конце 90-х годов в русскую литературу вошли молодые талантливые писатели А. и. Куприн и И. А. Бунин. А Куприн за­явил о себе замечательными повестями «Олеся. И «В лесной глуши» о сильных и честных, не испорченных цивилизацией «детях приро­ды. из глухого полесского края. В 1900-х годах широкую известность ему принесли повести и рассказы из армейского быта («Дознание», «Прапорщик армейский», «Поединок», «На переломе», «Кадеты.), глубоко лирическая повесть «Суламифь», цикл очерков и повестей из одесской жизни «Листригоны», «Гранатовый браслет», «Гамб­ринус»).

и. А. Бунин в начале 90-хгодов опубликовал серию своих стихов и рассказов в популярных в то время литературно-политических журналах «Русское богатство», «Северный вестник», «Русский вес­тник». В конце 90-х годов вышли его замечательные переводы произведений Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Альфреда де Мюссе, А Мицкевича, Т. Г. Шевченко. В .1902-1909 гг. было издано 5 сбор­ников стихов и рассказов И. А Бунина. В 1910 г. он написал большую повесть «Деревня», которая принесла ему широкую изве­стность. В 1915 г. увидело свет собрание его сочинений в 6 томах.

В предреволюционное десятилетие, преимущественно в поэти­ческой среде, возникают различные литературные школы и объединения, члены которых стремились отойти от традиционных эстетических норм и представлений: символисты, акмеисты, има­жинисты, футуристы и др.

Символизм как разновидность модернистского направления в литературе и искусстве сложился во Франции в 80--90-х годах XIX в. Для него характерно художественное выражение' мыслей посредст­вом «символа», метафоры, иносказания; стремление отойти от «видимой реальности», сделать прорыв к «скрытой реальности.; требование «чистого», «свободного» искусства. Эта мощная лите­ратурная школа в России имела несколько теоретических платформы художественных манифестов. Одним из первых организованных выступлений русских символистов был сборник «Русский симво­лизм» (1893). В нем были представлены так называемые «старшие» символисты Д. С. Мережковский и В. я. Брюсов. Позже на арену

художественной словесности вышли «младосимволисты»­А. А. Блок, В. И. Иванов и др. Суть настроений русских поэтов­символистов выразил К. Д. Бальмонт в книге «Горящие здания.

Лирика современной души» (1900). Он писал, что современная ему поэзия переживает эпоху, когда ее первый период закончился, а второй еще не наступил «вечерняя заря уже догорела, а рассвет еще не наступил». Новое поколение поэтов развенчивает старое, но, выросши из старого, еще не в силах воочию увидеть новое.

Среди русских писателей и поэтов к кругу символистов принад­лежали Ф. К. Сологуб (Тетерников), з. Н. Гиппиус, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). К этому направлению примыкал тогда и А. А. Блок.

Характерная особенность поэтов-символистов - высокая «техни­ка» стихосложения, поиски музыкального звучания рифмы, «изо­бретательство» необычных слов и выражений.

Символизму противостояло возникшее в 1910 г. новое течение в русской поэзии - акмеизм (от греческого слова «акмэ» - высшая ступень, цветущая пора). Главным идеологом русского акмеизма был поэт Н. С. Гумилев. В 1911 г. он основал «Цех поэтов»­ первую группу акмеистов, в которую вошли С. М. Городецкий, А. А. Ахматова (Горенко), позже в нее вошел О. Э. Мандельш­там. Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от симво­лизма, который, как они говорили, клонится к «упадку», выступали за возврат к «материальному миру», «конкретной предметности», точному 'значению слова. Проповедуя культ реального земного бытия, акмеисты, однако, не затрагивали острых проблем современности. Их поэзию отличает склонность к эстетизму, камерности, поэтизации человеческих чувств. Тон­ кий лиризм и психологизм особенно характерны для стихов Ахматовой. Николай Гумилев увлекался экзотической и исто­рической тематикой.

Одновременно с акмеизмом, в 1910-1912 гг., возникает другое модернистское течение в русской литературе и искусстве - футу­ризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего» (отсюда и название этого течения), отрицали традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности. Эти принципы футуриз­ма были изложены в своеобразном манифесте под характерным названием «Пощечина общественному вкусу» (1912). Одно из глав­ных требований футуристов - абсолютная свобода творчества. К кругу футуристов принадлежали такие известные поэты, как В. В. Хлебников, д. Д. Бурлюк, Игорь Северянин (и. В. Лотарев). С футуризмом было связано начало поэтического творчества Вла­димира Маяковского, Николая Асеева и Бориса Пастернака. Писателей и поэтов «серебряного века» отличали творческое своеобразие и яркая индивидуальность. для поэзии Иннокентия Анненского характерны эмоциональная напряженность и тонкий психологизм, Марины Цветаевой - интонационная энергия и глубокий лиризм. Сергей Есенин был непревзойденным мастером деревенского пейзажа. Максимилиану Волошину было присуще, как и Есенину, проникновенно-лирическое описание сельской природы. Многие из выдающихся поэтов, захваченных вихрем революционных событий, отходили от символизма, футуризма и иных модернистских увлечений. Так, в творчестве В. Брюсова, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама все сильнее стали звучать социальные ноты.

В 1904 г. А. А. Блок издал сборник «Стихи о Прекрасной Даме». В него были включены лучшие стихи раннего творчества А. Блока. В 1905-1907 гг. А. А. Блок, честный и эмоциональный художник, с сочувствием относился к волнениям масс. С этого времени он, уже известный поэт, создает новые циклы стихов, лирические драмы, выступает с литературно-критическими и публицистически­ми статьями по вопросам современности. Его особенно интересо­вала проблема отношений народа и интеллигенции.

На рубеже XIX-XX вв. возникают формальные объединения в литературе и искусстве. В русской литературе заметную роль играл возникший в 1896 г. Союз российских писателей, который провел два своих съезда -в 1905 и 1910 гг., к 1914 г. он готовил и третий съезд, который не состоялся из-за начавшейся мировой войны. В

1898 г. в Петербурге было основано книгоиздательство товарищества «Знание». С 1902 г. его возглавлял Максим Горький, объединивший в этом товариществе группу демократических писателей. С 1904 по 1913 г. издательство выпустило 40 томов «Сборников товарищества "Знание", состоявших из лучших произведений русских и зарубеж­ных писателей - М. Горького, А. И. Куприна, А. Серафимовича, И. А. Бунина, Г. Ибсена, даже некоторые из трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, П. Лафарга, Р. Люксембург.

Русская живопись конца ХIХ - начала ХХ в. была представлена различными творческими объединениями. Каждое из них отлича­лось своими идейными и эстетическими принципами, своеобразием тематики. Среди них видное место продолжало занимать возникшее в 1870 г. (существовало до 1923 г.) Товарищество передвижных художественных выставок. К новому поколению передвижников рубежа XIX-XX вв. принадлежали братья А. М. и В. М. Васнецовы, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. Ф. Юон. Классическое передвижничество этих лет особенно ярко проявило себя в произведениях жанровой живописи на сюжеты из жизни крестьян, рабочих, быта города, особенно в картинах Коровина, Касаткина, Архипова.

Ученик И. Е. Репина, близкий друг М. А. Врубеля и А. И. Ку­инджи, В. А. Серов входил в абрамцевский кружок художников, артистов и композиторов. Первые его картины воспевали юность и красоту, чувство радости бытия «Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). В 90-х годах Серов обращается к образам писателей, артистов, художников (портреты певца Ф. Таманьо, художников К. А. Коровина и И. И. Левитана, писателя Н. С. Лес­кова, композитора Н. А. Римского-Корсакова). Позднее им напи­саны прекрасные портреты М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, В. И. Качалова, исключительные по реалистичности и психологи­ческой выразительности портреты графини О. К. Орловой, князя Ф. Ф. Юсупова, великого князя Павла Александровича, Алексан­дра IП и Николая II. В. Серов часто обращался к пейзажно-жанро­вым композициям на крестьянские темы «Баба в телеге», «Стригуны на водопое», «Октябрь. Домотканово»). Он был известен как выдающийся график и иллюстратор книг. В годы революции (1905-1907) В. Серов создал серию сатирических рисунков на злободневные социальные темы. В 1905 г. в знак протеста против расстрела мирной демонстрации 9 января Серов демонстративно отказался от звания действительного члена Академии художеств. В последние годы творчества В. А. Серова значительное место зани­мала историческая живопись (серия картин о «царских охотах» и увеселительные (прогулках Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, поpтpeтнaя композиция «Петр I»). Серов проявлял большой интерес и к сюжетам античной мифологии («Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая»).

Глубокой поэтичностью отличаются картины на исторические и сказочные сюжеты братьев В. М. и А М. Васнецовых для живо­писи В. М. Васнецова была характерна фольклорно-эпическая те­матика и исторические сюжеты. Широкую известность ему принесли полотна «После побоища Игоря Святославича с по­ловцами», «Царь Иван Васильевич», картины на темы русских сказок - «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Три бога­тыря». Панно В. М. Васнецова в Историческом музее «каменный век» по его монументалъности сравнивали с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи». В. Васнецов создал мозаичные изображения в храме Спаса на крови (Воскресения Христова на месте смертельного ранения народовольцами Александра II на Екатеринин­ском канале), писал он и иконы для собора Александра Невского в Софии. В 1902 г. им был выполнен Фасад Третьяковской галереи. Его младший брат А. М. Васнецов выступал первоначально как живописец-пейзажист, график и театральный художник. Сначала он писал картины о природе Северного края России. Впоследствии им была создана серия исторических картин о старой Москве.

Живописи он учился у старшего брата Виктора Михайловича. А. М. Васнецов был в о числе учредителей ряда художественных объединений («36 художников», «Союза русских художников», «Общества художников-реалистов»). В 90-х годах он обратился к изу­чению истории и археологии Москвы и на основе изучения материалов о московской старине создал эпические полотна­ «Москва конца XVII столетия. На рассвете «У Воскресенских ворот», «На крестце в Китай-городе» им выполнены также лирические пейзажи и виды Подмосковья И Урала. Выполнял он и декорации к операм Большого театра на исторические темы «Садко», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Лирическое направление в русской пейзажной живописи высо­кого развития достигло в творчестве И. И. Левитана. В своих ранних работах Левитан выступал как мастер камерного лирического этюда. Уже первые его картины («Вечер», «Oceнь. Дорога в деревню», «Осенний день. Сокольники») принесли ему известность. Поездки по Волге и несколько лет, проведенные в старинном волжском городке Плёсе, положили начало «волжскому» циклу работ Леви­тана «Вечер на Волге», «Свежий ветер на Волге», «Вечер. 3олотойПлёс», «После дождя. Плёс». В конце 80-х и в 90-е годы И. Левитан создал свои лучшие произведения: «Березовая роща», «Летний вечер», «Озеро. Русь», «Сумерки. Стога», «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «У омута», остро социальную картину «Владимир­ка» (тракт, по которому проходили ссыльные). Высшей точкой пейзажного творчества Левитана явились знаменитые картины «30­лотая осень» и «Март». для произведений И. И. Левитана характер­но раскрытие тончайших состояний природы (обычно осенью и весной, в утренние или вечерние часы). Левитана называют «Чеховым в живописи». Сам Чехов называл его «королем пейзажистов», подчеркивая «изумительную простоту и ясность мотивов» произве­дений Левитана.

Художник-передвижник Н. И. Касаткин обратился к темам из жизни рабочего класса. Известны его картины, написанные на рубеже XIX-XX вв.,- «Углекопы. Смена», «Рабочий-боевик» (портрет участника московского восстания в декабре 1905 г.). Касаткина считают основоположником «социалистического реа­лизма» в живописи.

Основоположником русского абстракционизма считается В. В. Кандинский им было создано объединение «Синий всадник». В 1911 г. состоялась и первая выставка его картин. Свои эстетические взгляды он выразил в книге «О духовном искусстве»(1910).

В 1898 г. в Петербурге А Н. Бенуа и С. П. Дягилевым было создано творческое объединение художников «Мир искусства». В него вошли видные художники: Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добу­жинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев. К «Миру искусства» примыкали также В. А Серов, К. А Коровин, И. И. Левитан, И. Э. Грабарь, А П. Остроумова-Лебедева, К. А Сомов и Н. К. Ре­рих. «Мирискусники» выступали за высокую живописную культуру, за поиски новых форм и средств выражения. Произведения худож­ников этого направления отличались яркой декоративностью, тон­ким чувством стиля. Ими созданы высокохудожественные произведения книжной графики, эстампов, театральных декораций.

Большой интерес они проявляли к исторической тематике (напри­мер, картины Лансере и Бенуа из жизни придворного быта XVII­XVIII вв. во Франции и России). Под редакцией А Н. Бенуа и С. П. Дягилева, при финансовой поддержке С. И. Мамонтова и княгини М. К. Тенишевой, издавался иллюстрированный художе­ственно-литературный журнал «Мир искусства» (1899-1904). В нем публиковались стихи поэтов-символистов, статьи по искусствоведению и на религиозно-философские темы. А Н. Бенуа издавал известные журналы по искусству - «Старые годы» И «Художест­венные сокровища России». После прекращения издания журнала «Мир искусства» многие «мирискусники» стали выходить из объе­динения. В 1911 г. Дягилеву и Бенуа удалось возродить это художе­ственное объединение, которое смогло просуществовать до 1924 Г., занимаясь главным образом устройством городских выставок. Пе­риодически устраивались художественные выставки «мирискусни­ков». В 1903 г. участники выставок «Мира искусства» выступили с инициативой создания Союза русских художников, в который вошли представители разных творческих объединений, в том числе и передвижники. Ядро Союза составили ученики Левитана - пей­зажисты К. Ф. Юон и И. Э. Грабарь.

К. Ф. Юон известен не только как создатель радостных пленэрных пейзажей (одна из лучших его работ «Мартовское солнце»), но и как театральный художник. И. Э. Грабарь в раннюю пору своего творчества много путешествовал по европейским странам,' бывал в США, Египте, Турции. Он получил известность главным образом как мастер пейзажа и натюрморта. Пейзажи И. Грабаря проникнуты жизнерадостностью, пронизаны светом («Мартовский снег», «Сен­тябрьский снег», «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», созданные в начале 90-х годов). В 1905-1906 гг. Грабарь сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» И «Адская почта». В журнале «Мир искусства» он опубликовал серию статей по искус­ствоведению. И. Э. Грабарь - редактор и автор основных статей широко известного многотомного издания «История русского искусства» (СПб., 1906-1916. Т. 1-6). С 1913 г. в течение 8 лет он возглавлял Третьяковскую галерею. Грабарю принадлежит заслуга создания основ российского музееведения, реставрационного дела и охраны памятников.

В начале ХХ в. возникают новые, модернистские, направления в русской живописи. Идеи символизма характерны для художест­венного объединения «Голубая роза» (возникло в 1907 г. в Москве).

Наиболее видными его представителями являются Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов. Их произведения отличаются утон­ченным психологизмом, выражениями грусти и меланхолии в со­четании с мистическими настроениями.

В 1910-1911 гг. возникло объединение московских художников импрессионистского направления «Бубновый валет». Оно заявило о себе устройством в Москве в декабре 1910 г. выставки, а в ноябре 1911 г. приняло и свой устав. Видными представителями этого объединения были П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк и И. И. Машков. Они отрицали как академизм, так и «бытописательский реализм», а также и мистико-символические

тенденции. Изобразительный стиль этого направления отличался яркой декоративностью, игрой цвета, гротескностью, даже нарочи­той грубостью и лубочностью. Тем самым художники выражали свой протест против «мещанских вкусов». Большое внимание они уделяли натюрморту. В конце 1911 г. от них отошла группа, тяготевшая к авангардизму и абстракционизму, которая устроила в 1912 г. в Москве выставку под вызывающим и эпатирующим названием «Ослиный хвост».

Русская живопись начала ХХ в. особенно богата талантливыми: художниками, произведения которых отличались своеобразием сти­ля и сюжетной тематики. Так, выдающимся было творчество круп­нейшего русского художника М. В. Нестерова, ученика В. Г. Перова. М. Нестеров первоначально был близок к передвижникам. Затем в его работах начали звучать религиозные мотивы. Первым полотном, знаменовавшим поворот художника к религиозной тематике, был «Пустынник» (1888). Затем последовал цикл картин, посвященных житию Сергия Радонежского; первая среди них - «Видение отроку Варфоломею». Нестеров посещал многие православные монастыри и старообрядческие скиты. Под впечатлением увиденного он напи­сал знаменитые полотна из жизни монастырей и монахов. Им были выполнены росписи храмов Марфо-Мариинской обители в Москве и Спаса на крови в Петербурге. Глубоким психологизмом отлича­ются созданные им портреты Максима Горького и льва Толстого, но особенно выразителен «двойной» портрет «Два философа» (Сер­гея Булгакова и Павла Флоренского).

М. А. Врубель начал свой творческий путь в искусстве живописи как автор монументальных росписей Владимирского собора и Ки­рилловской церкви в Киеве, написал ряд икон «Св. Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Сошествие Святого духа на апостолов» и др.), в которых оригинально соединены византийская декоратив­ность и экспрессия с романтическими и символическими чертами, окрашенными в трагические тона. Для живописи Врубеля характе­рен обостренный интерес к духовной сущности человека. Роман­тическая поэзия ночи торжествует в его живописном панно «Сирень» И В пейзаже «К ночи». М. Врубель писал полотна на темы русских сказок и опер «Морская царевна», «Царевна-лебедь», «Пан». Центральное место в творчестве М. В. Врубеля занимают изображения Демона «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Демон летящий» - образ трагической, мятущейся, отвергнутой личности. Врубелю принадлежат великолепные иллюстрации к изданию поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Известен Врубель и как портретист (автопортреты, портрет сына и «Портрет С. И. Ма­монтова»). М. А. Врубель был активным участником мамонтовского художественного кружка в Абрамцеве, где руководил керамической мастерской. Он оформлял спектакли Московской частной оперы С. И. Мамонтова.

Б. М. Кустодиев знаменит как живописец красочных сцен из купеческого и мещанского быта дореволюционной России и автор колоритных типажей. Кустодиев был замечательным театральным художником и мастером портрета (лучшей его работой считается

портрет Ф. И. Шаляпина).

Художник К. С. Петров-Водкин обращается к формам и образам древнерусского искусства: «Купание красного коня», «Мать», «Де­вушки на Волге», «Утро. Купальщицы».

Выдающимся мастером был Н. К. Рерих, живописец и театральный художник, ученик А. И. Куинджи, автор более 7 тыс. картин.

Первые картины Рериха «Гонец» и «Встал род на род» выполнены еще в манере передвижников. В живописи Н. Рериха ранней поры проявлялся особый интерес к языческой славянской и скандинав­ской старине. Таковы его картины «Начало Руси. Славяне», «За­морские гости», «Половецкий стан», «Урочище». для живописи Рериха характерна яркая красочная эмоциональность. Художник обладал редким умением говорить на языке цвета: цвет на его

полотнах сильный, интенсивный, выразительный. В 1910-1914 гг.

Рерих выступал и как театральный декоратор. В годы Первой мировой войны Рерих обращается к мотивам народного правосла­вия - сюжетам, в которых православные святые сходят на землю помочь людям в их бедствиях «Илья жнет рожь», «Никола пасет

коров», «Егорий пасет лошадей» и др.). Рерих создавал и эскизы к декорациям русских опер и балетов. С 20-х годов Н. К. Рерих жил в Индии, и темами его картин были природа и люди этой страны. По завещанию Рериха более 400 его произведений были переданы в музеи России.

Новые стилистические направления находили свое выражение в русской архитектуре. Ведущим в то время становится так называ­емый стиль модерн, для которого характерны свободное развитие объемов, асимметрия, своеобразная вычурность лишний, но вместе с тем монолитность сооружений, их монументальность. Модерн выразился и в характере оформления зданий - в применении мозаики, витражей, керамики, скульптуры. В то время усовершен­ствовалась строительная техника. Стекло, сталь, железобетон, об­лицовка гранитом стали широко применяться в сооружении зданий различного функционального назначения: доходных домов и особ­няков, банков и заводских корпусов, правителъственныx зданий и вокзалов. В этом стиле построены по проекту Ф. О. Шеxгeля в Москве особняк фабриканта С. П. Рябушинского, А. В. Щусева ­ здание издательства газеты «Утро России». Особое направление в архитектуре начала ХХ в. образует так называемый неорусский стиль, использующий элементы древнерусского зодчества и стиля модерн.

По проекту А. Щусева в неорусском стиле был сооружен Казанский вокзал в Москве, по проекту Ф. Шехтеля - Ярославский вокзал. Вместе с тем в моду входил и неоклассицизм. В этом стиле в Москве воздвигнуты Р. И. Клейном Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), И. И. Рербергом ­ Киевский вокзал, в Петербурге по проекту И. А. Фомина построен особняк А. А. Половцева на Каменном острове, по проекту

Ф. И. Лидваля -здание Азова-Донского банка.

В русской скульптуре того времени было велико влияние импрессионизма. Представителями этого направления были выдающи­еся скульпторы П. П. Трубецкой и А. С. Голубкина. Наиболее известным произведением П. П. Трубецкого является памятник Александру III,поставленный в 1909 г. на 3наменской Площади в Петербурге (перед Московским вокзалом) для творчества А. Го­лубкиной характерно обобщенно-символическое изображение че­ловеческой фигуры в движении. Таковы ее скульптуры «Железный» (образ рабочего), «Идущий», «Сидящий человек». С глубоким со­ страданием к тяжелой женской доле проникнуты созданные Голуб­киной женские образы («Изергиль», «Марья», «Старая»).

К этому времени относится и начало творческого пути крупней­шего скульптора С. Т. Коненкова. В противовес импрессионизму его произведения отличаются монументальностью, подчеркнутой скупостью обработки материала. Уже первые его скульптуры («Кам­небоец» и «Самсон, разрывающий узы») принесли ему широкую известность и награды. Коненкова привлекали сюжеты из древне­греческой и славянской мифологии, русского фольклорного быта «Нике», «Стрибог», «Старичок-полевичок» И др.). Позже он стал создавать скульптурные портреты и монументальные групповые композиции своих современников.

Конец ХIХ - начало ХХ в. в русской музыке - период расцвета творчества А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева. В начале ХХ в. А. Глазуновым были созданы 8 симфоний, 5 концертов для оркестра. Глазунов в то время был профессором и дирижером Петербургской консерватории. В конце 90-х годов им написана музыка к балетам «Раймонда», «Барышня­-служанка», «Времена года», к драме Лермонтова «Маскарад», ряд

фантазий, сюит, увертюр, симфонических поэм, концертных валь­сов и юбилейных кантат (например, кантаты к 100-летней годов­щине А. С. Пушкина, к 50-летию Петербургской консерватории).

К этому времени относится становление творчества выдающихся русских композиторов ХХ в. С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинско­го и С. С. Прокофьева.

Ученик С. И. Танеева и А. С. Аренского, композитор и дирижер, Сергей Рахманинов имел мировую славу как пианист и дирижер. В Большом театре он дирижировал оркестром при исполнении опер: М. И. Глинки «Жизнь за царя», С. А. Даргомыжского «Русалка», М. П. Мусоргского «Борис Годунов», П. И. Чайковского «Пико­вая дама», а также своих опер: «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». С. В. Рахманинов создал в то время 3 симфонии, сим­фоническую поэму «Остров мертвых», фантазию «Утес», музы­кальную поэму «Колокола», кантату «Весна», ряд инстру­ментальных и вокальных произведений различных жанров. В творчестве Рахманинова сочетаются романтический пафос с ли­рико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодичное богатство и ритмическая энергия. В 1900-хгодах Рахманинов начал работать над операми «Саламбо» (по Г. Флоберу) и «Монна Ванна» (по М. Метерлинку), но они остались незавершенными. В декабре 1917 г. С. В. Рахманинов эмигрировал. Находясь вдали от родины (в США), Рахманинов оставался русским национальным композитором и пианистом.

Основной областью творчества А. Н. Скрябина была фортепь­янная и симфоническая музыка. Он создал серию фортепьянный концертов, сонат, симфоний, из которых наиболее знаменательными признаны «Божественная поэма» (3-я симфония), «Поэма экстаза» И «Поэма огня» (Прометей). Скрябин выступал как смелый новатор, создавший свой звуковой мир, воплотивший в музыке образы, созвучные предреволюционной эпохе России. Произведения Скря­бина воспевают человека мятежного духа, пафос борьбы, ликование победы. Его творчество оказало значительное воздействие на раз­витие фортепьянной и симфонической музыки композиторов ХХ в.

С. И. Танеев в начале ХХ в. создал ряд новых симфоний, кантат, романсов, написал музыкально-теоретические труды по проблемам полифонии, в 1906 г. основал Народную консерваторию в Москве.

Музыка балетов И. Ф. Стравинского «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная» связана с образами русского Фольклора. Для творчества Стравинского характерны образно-стилистическая мно­гоплановость и оригинальность оркестровки.

Талантливый русский музыкант-балалаечник В. В. Андреев со­здал в Петербурге в 1887 г. первый оркестр русских народных инструментов (с 1896 г.- Великорусский оркестр; ныне оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева). В. Андреев известен и как композитор, автор около 40 произведений для балалайки, в том числе вальсов. В 1910 г. М. Е. Пятницким был основан русский народный хор (с 1927 г.- хор им. М. Пятницкого).

Помимо Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве - главных центров русского оперного и балетного Искусства - возникают оперные театры в некоторых губернских го­родах, создаются с помощью богатых меценатов частные оперы.

Среди них широкую известность получила Московская частная русская опера С. И. Мамонтова, на сцене которой в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

Выдающимися певцами мирового значения уже в то время стали Ф. И. Шаляпин; Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и знаменитая ис­полнительница русских народных песен Н. В. Плевицкая.

К 90-м годам XIX в. относится начало творческого пути К. С. Станиславского (Алексеева), выдающегося русского актера, театрального педагога, теоретика, заложившего основы современ­ной науки о театре. Он создал направление в сценическом Искусстве, получившее название «системы Станиславского.. Суть ее состоит в том, что актер должен подлинно вжиться в свой сценический образ. Еще в 1888 г. Станиславский вместе с Ф. К. Сологубом основали Общество искусства и литературы. При Обществе была создана постоянная труппа актеров. Уже в то время К. С. Станиславский приобрел большую популярность: о нем писали как о выдающемся актере, обладавшем ярким талантом и редким сценическим обаянием. В 1897 г. Станиславский сблизился с В. И. Немировичем-Данченко. В том же году они решили создать «народный театр», чтобы привлечь в него «простого зрителя», «освежить» репертуар и реформировать театральное дело. Основу труппы МХАТа составили ученики Общества искусства и литера­туры и Драматического театра, руководимого В. И. Немирови­чем-Данченко. Ставили пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. К. Толстого и Л. Н. Толстого, зарубежных дра­матургов - В. Шекспира, К. Гамсуна, Г. Ибсена, М. Метерлинка. В Московском Художественном театре дебютировали такие про­славленные впоследствии актеры, как В. И. Качалов и О. Л. Книп­пер-Чехова.

Выдающаяся русская актриса В. Ф. Комиссаржевская

Наши рекомендации