Новые тенденции в развитии сельского хозяйства: рост торгового земледелия

Статистические данные за сорокалетие после отмены крепост­ного права показывают заметный рост сельскохозяйственного про­изводства в России. С середины 60-х до конца 90-х годов XIX в. посевы хлебов и картофеля возросли в 1,5 раза, а чистые сборы (за вычетом на семена) более чем в 2 раза. Особенно значителен был рост посевов и сборов картофеля: его посевы возросли в 3,5 раза, а чистые сборы в 5 раз.

Однако в расчете на 1 душу населения прирост был не столь значителен. Если в начале 60-х годов на 1 душу приходилось 2,21 четверти (примерно 20 пудов) чистого сбора хлебов, то к концу 90-х - 2,81 четверти (26 пудов), т. е. на 27% больше лишь чистые сборы картофеля возросли в расчете на 1 душу в 3 раза (с 0,27 до 0,87 четверти). Среди зерновых удельный вес ржи составлял 44%, овса -23,1%, пшеницы -14,2%, ячменя -6,9%, гречихи­5,1% и прочих яровых - 6,7%.

Рост сельскохозяйственного производства и в пореформенный период продолжал носить преимущественно экстенсивный харак­тер, т. е. происходил в основном за счет расширения посевных площадей. При этом он был особенно значителен в основных хлебопроизводящих регионах - в губерниях черноземного центра, Среднего Поволжья, Украины и южной степной полосы. В центрально-промьшленных губерниях, наоборот, происходило сокра­щение посевов зерновых, но возрастали посевы картофеля и других технических культур. В первые два десятилетия после реформы 1861 г. существенно сократились посевы на помещичьих полях, но в 80-90-е годы отмечено их возрастание, что свидетельствовало о капиталистической перестройке помещичьего хозяйства. И тем не менее к концу XIX в. три четверти посевов и сборов хлебов приходились на крестьянские хозяйства. Однако товарность поме­щичьего хлеба была существенно выше крестьянского.

Основная черта пореформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало все более торговый, предпри­нимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса являлись: во-первых (и главным образом), превращение земледелия в товарное производство, при этом товаром становились не только продукция земледелия, но и сама земля (основное средство сель­скохозяйственного производства) и рабочая сила; во-вторых, четкое определение и углубление наметившейся еще в дореформенную эпоху хозяйственной специализации районов страны. Определялись регионы, специализировавшиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса и молока, сахарной свеклы, винограда и пр. При торговом земледелии выделялся главный рыночный продую в данном реги­оне, остальные отрасли сельского хозяйства в нем подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия, являлись: 1) рост внутреннего и внешнего рынка; 2) увеличение численности неземледельческого, населения страны в связи с ростом городов, промышленности, транспорта и торговли; 3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земле­дельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами.

В свою очередь, углубление специализации сельскохозяйствен­ных отраслей оказывало воздействие на дальнейшее развитие ка­питалистического рынка: оно усиливало обмен между регионами, предъявляя спрос и на предметы сельскохозяйственного производ­ства, ибо специализация на каком-либо одном товарном продукте вызывала спрос на другие виды сельскохозяйственной продукции.

В пореформенной России определились следующие специали­зированные регионы торгового земледелия: центрально-чернозем­ные, Поволжье и Заволжье превратились в основные центры торгового зернового хозяйства; северные и центрально-промыш­ленные губернии стали районами торгового льноводства и мясо-мо­лочного хозяйства; для прибалтийских и западных губерний России характерно было высокоразвитое животноводство. Районы торгово­го зерноводства, свекловодства, табаководства, виноградарства воз­никли на Украине, в Бессарабии, в Новороссии, Степном Предкавказье; вокруг крупных городов и промышленных центров сложилось промышленное огородничество.

В 80-90-х годах XIX в. происходит перемещение главных очагов зернового производства из внутренних губерний с помещичьим землевладением и крестьянским малоземельем в интенсивно засе­ляемые южные и восточные окраины Европейской России с их слабо освоенными черноземными землями. Этому в значительной степени способствовало и проведение в указанные районы железных дорог, создавших благоприятные условия для движения населения и сбыта сельскохозяйственной продукции. На юге России возникли крупные капиталистические экономии, каждая из которых насчи­тывала тысячи и десятки тысяч посевной площади. В этих хозяй­ствах широко применялся наемный труд и различная сельско­хозяйственная техника - сеялки, жнейки, сенокосилки, паровые молотилки.

Рост торгового земледелия предъявлял спрос на улучшенные орудия обработки почвы, сельскохозяйственные машины и наем­ный труд. С 70-х по 90-е годы XIX в. годовое производство железных плугов в России возросло с 14,5 тыс. до 75,5 тыс. штук, жнеек-с 780 до 27 тыс. штук. В 1875 г. в сельском хозяйстве России применялось 1,3 тыс. локомобилей. К 1901 г. их число возросло до 12 тыс., при этом более 10 тыс. приходилось на юг страны. Коли­чество наемных рабочих, уходивших на сезонные сельскохозяйственные работы, возросло с 60-х по 90-е годы XIX в. с 700 тыс. до 3,6 млн. человек. Они направлялись главным образом в южные и восточные губернии Европейской России, а также в Прибалтику.

Основными районами выхода сельскохозяйственных рабочих явля­лись центрально-черноземные губернии и Украина, где наиболее остро стояли проблемы малоземелья и аграрного перенаселения.

При росте торгового земледелия сохранялись полунатуральные и натуральные его формы, особенно в крестьянском хозяйстве. В нем, как и прежде, господствовало традиционное трехполье, в таежно-лесной зоне продолжала практиковаться подсечная система земледелия, а на юге страны перелог. Многопольный севооборот, улучшенные орудия для обработки почвы, дорогие сельскохозяйст­венные машины применяли помещики и богатые крестьяне. Соха и деревянная борона при вспашке и рыхлении почвы, серп и коса при уборке хлеба, цеп для молотьбы, лопата и решето для очистки зерна оставались основными орудиями в крестьянском хозяйстве Страну часто постигали неурожаи и связанный с ним голод, от которых больше всего страдало трудовое население. В 1873-1874 гг. голод обрушился на губернии Среднего Поволжья «самарскийголод»). Масштабы всероссийского бедствия принял голод, начав­шийся осенью 1879 г. и резко усилившийся в 1880-1881 гг. В прессе сообщалось, что крестьяне питались в эти тяжкие годы «наполовину лебедой, мякиной, отрубями». Были зафиксированы случаи голо­дной смерти. Но еще более широкий размах принял голод, разра­зившийся в 1891-1892 гг. Он поразил 29 губерний, в которых голодало 35 млн. человек. Голодной смертью тогда умерли 600 тыс. человек. В сборе средств для голодающих принимали участие Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко и многие видные дея­тели русской культуры. Было собрано на продовольственные и семенные ссуды свыше 151 млн. рублей.

Наши рекомендации